Не делитесь своей энергией!
Вконтакте
Однокласники
Каждый день мы сталкиваемся с людьми, которые хоть и не запускают руку нам в карман, но нацеливаются на то, чего ни за какие деньги не купишь. У нас постоянно крадут жизненную энергию, но почему это происходит и как окоротить зарвавшегося вампира - нас, увы, в школах не учили.
Ты – мне, я – тебе
Ни для кого уже не секрет, что человек - не только материальное тело, но и сумма энергий, многие из которых известны ученым уже давно: это электрические излучения мозга, нейтроны и нейтрино, из которых состоят атомы, и, конечно же, биоэнергия или биоплазма.
Биоэнергетики утверждают, что люди обмениваются энергией всегда, даже когда спят или молчат. Взаимодействие нашего энергетического поля с чужим мы ощущаем подсознательно и - реагируем изменением либо настроения, либо физического состояния.
Если Вам с человеком легко и приятно, если Вам есть о чем помолчать, значит, энергетический обмен у Вас налажен прекрасно, Вы «подпитываете» друг друга, и оба от этого выигрываете.
Но если Вы чувствуете раздражение, резкую потерю сил, тревогу или даже внезапную боль, значит, рядом с Вами находится пожиратель энергии. Биоэнергия необходима каждому, как кровь и лимфа. Но подчас ее катастрофически не хватает. Причин подобной недостачи может быть несколько.
Это: тяжелая болезнь, старость, сильная усталость.
Однако ничто так не изматывает людей, как отрицательные эмоции: раздражение, гнев, жадность, злость, чувство вины, ревность.
Именно они создают «дыры» в нашем энергетическом поле, и именно через них «вытекает» сила. А потеряв много своей энергии, люди с неизбежностью принимаются искать, как бы восполнить ее запасы.
Добровольная помощь вампиру
Обратите внимание, как способна вымотать простая утренняя поездка в автобусе. Десятки таких же агрессивных и замученных граждан, стоя рядом с Вами, только и ждут, на кого бы вылить раздражение и у кого бы «перехватить» недостающую энергию.
Чем более Вы подвержены общему настроению, тем больше рискуете быть «объеденным» вашими товарищами по несчастью. У спокойных, радостных людей биополе уравновешено и напоминает золотистое яйцо - в такой «скорлупе» трудно пробить брешь.
А ведь как раз в этом и видит свою задачу изголодавшийся «вампир». Поэтому он постарается вывести потенциальную жертву из равновесия.
Рецепт незатейлив: Вас постараются разозлить. В припадке гнева Вы сами выплеснете эмоции и с ними - большую часть энергии. Получить желаемое «угощение» можно и через испуг: страх формирует «дыры» в ауре человека.
Проникая сквозь них, энергетический обжора и начинает свой пир. Частенько мы ложимся на жертвенный алтарь добровольно! «Мне кроме тебя не к кому обратиться», «я так несчастна», - кто из нас, видя слезы подруг, не спешил с утешениями?
И вот уже Вы раскрылись, и Ваша энергия уходит из Вас, как из пробитого газового баллона. После работы «жилеткой» всегда чувствуешь страшную усталость и безразличие ко всему.
Однако невольного вампира Вы можете обнаружить и в еще более близком окружении. Если Вы попадаетесь на обвинения, дескать, Вы плохая мать или недостойная дочь, то теряете силы на самобичевание.
Это и открывает дорогу вампиру-родственнику. Никто из близких не ставит перед собой цель – отобрать у Вас побольше энергии и навредить. Это происходит на подсознательном уровне.
Положительный же момент совместной жизни состоит в том, что семья автоматически «питает» нас энергией в случае необходимости.
Что-то не так
Каким бы гармоничным ни был энергетический баланс супружеской пары, от неожиданных сбоев не застрахован никто.
Встревоженные жены чувствуют: с мужем что-то не так, но понять, в чем дело, не могут. В большинстве случаев, видя, что мужчина стал вкладывать в отношения меньше личной энергии, жена «ставит диагноз»: разлюбил.
Не спешите бить тревогу и предъявлять претензии. Подумайте, с чем могут быть связаны эти перемены: может быть, муж стал уставать на работе или заболевает, причиной может быть и кризисная ситуация на производстве, и проблемы с родственниками.
Часто мужчине просто нужен отдых, психологический комфорт или уединение. Так помогите ему. А вот скандал - самый безотказный способ выкачать из человека побольше жизненной энергии.
Опустошенность, которую впоследствии испытываешь, вызвана отнюдь не обменом обидными словами, а потерей значительного количества сил, ушедших на подпитку кричащего.
И если именно Вы являетесь регулярным зачинщиком скандалов, то можно смело утверждать, что Вы «питаетесь» за счет мужа, сына, отца и т. д. Во многих семьях скандалы становятся частым явлением из-за того, что супруги не знают другого способа обмениваться энергией.
А между тем он - в простом разговоре, в занятиях любовью, в совместных прогулках…
Цветы жизни
В особую группу риска можно выделить детей до 3-4 лет: у них слабая энергетическая защита, потому они сильно зависят от настроения родителей. Правда свой энергетический баланс они восстанавливают быстрее взрослых.
И если ребенок стал неоправданно много капризничать, слабеть и бледнеть - причина может быть в вампире, находящемся рядом.
Секс лечит!
Чтобы не оказаться ни грабителем, ни жертвой, за своим энергетическим потенциалом необходимо следить: регулярно его восполнять, контролировать эмоции и нагрузки, заботиться о том, чтобы у Вас постоянно были хоть небольшие положительные впечатления.
А поддержать правильный энергетический баланс можно несколькими способами. Например, с помощью релаксации, йоги, медитации. Молитва и другие приемы погружения в себя или обращение к высшим силам - весьма сильнодействующие средства.
Напомним, что и секс - один из самых древних способов обмениваться энергией: слияние инь и ян создает совершенно особое существо - самодостаточное и счастливое, которое ничего не ищет, никуда не стремится и пребывает в блаженстве.
Как это ни парадоксально, но зарядить энергией могут и физические нагрузки (бег, тренажеры, плавание и т. д.). Главное - не переусердствовать.
При возможности ходите босиком по траве, созерцайте огонь или текущую воду, не отказывайте себе в поездках на природу. Общение с деревьями и цветами восстанавливает Ваше душевное равновесие.
Футбол, баня, пиво…
Старый, проверенный способ восполнить постоянную нехватку энергии – обзавестись животным или украсить свой дом цветами. Любые растения (за исключением лиан, орхидей и многих «болотных» видов), домашние питомцы не только радуют взор, но и врачуют душу.
Не пропадет и энергия, вложенная в общение с друзьями. Поля единомышленников работают в одном ритме, успокаивая и дополняя друг друга.
А значит, посиделки с подругами необходимы Вам для здоровья так же, как Вашему мужу - футбол, баня и пиво. Не забудьте о милых маленьких хобби и о собственном уголке в доме, где все пропитано только Вашей энергией и нет посторонних влияний: пусть даже этот крошечный спасительный рай умещается всего лишь в кресле.
Колобок, Колобок, а я тебя съем!
Но что делать, когда Вы уже стали объектом атаки и оголодавший «вампир» клацает зубами у вашего носа?
Прежде всего, постарайтесь выставить преграду между Вами. Стул, дерево, забор или пес на поводке с неизбежностью охладят пыл «обжоры». В случае неудачи увеличьте разделяющее Вас расстояние.
Если Вам не удалось встретить опасность стоя, и супостат занял соседнее кресло или расположился за Вашим столиком, скрестите руки перед грудью, переплетите ноги или покажите этому человеку дулю (чтобы не разжигать страстей - за спиной или в кармане).
Старые бабушкины методы работают безотказно. Если нет никакой возможности прекратить утечку энергии немедленно (например, она вызвана болезнью родителей или трудностями роста у ребенка), сделайте этот процесс сознательным.
Мысленно посылайте любимым людям не раздражение, а любовь. Думайте о маме или сердитом муже, мысленно повторяя «я тебя люблю и желаю только добра».
Как ни странно, но ворчание тут же прекратится, гнев стихнет. А Вы, делясь своей любовью, ничего не потеряете: отдающий любовь получает ее многократно усиленной.
Кстати:
Биоэнергетика утверждает, что наши недостатки - это колечки и петельки, за которые вампир, набросив свои щупальца, тянет нашу энергию. А если не за что цеплять - не зацепит.
Так что быть хорошим, добрым, милым - значит обеспечивать собственную безопасность.
В процессе общения и работы все люди тем или иным образом влияют друг на друга психологически. Это влияние может быть как полезным для человека ("положительное влияние"), так и весьма вредным ("отрицательное влияние"). Причем, отличить первое от второго иногда бывает очень сложно, особенно вначале.
В результате человек может понять, что попал под чужое неконструктивное влияние, слишком поздно. Поэтому к любым воздействиям со стороны окружающих нужно относиться критически и уметь им противостоять.
Обобщив определения разных специалистов, можно сказать, что Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Заметьте - исключительно психологических! - то есть, в данном случае речь не идет об использовании власти и физическом воздействии. Поэтому важная особенность такого влияния заключается в том, что у человека, подвергающегося воздействию, всегда есть право и время ответить на него. Противостояние чужому влиянию в данном случае - это сопротивление также с помощью психологических средств.
Почему это необходимо делать?
Да потому, что любой честный человек перед самим собой может признать: во многих случаях он пытался убедить других людей в чем-либо или склонить к определенной линии поведения потому, что это отвечало его интересам, а вовсе не их. Психологи отмечают, что очень часто истинной целью вроде бы "бескорыстного" влияния является собственная выгода или подтверждение значимости собственного существования. Одни люди пытаются влиять на других в первую очередь потому, что отстаивают свои интересы, а не потому, что им открылась абсолютная истина и они почувствовали себя вправе решать за других.
Психолог Е. В.Сидоренко выделяет Следующие виды психологического влияния:
- Убеждение - сознательно аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменить их суждение, отношение, намерение или решение. Самопродвижение - открытое проявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущество. Внушение - преднамеренное сознательное воздействие на подсознание человека или группы лиц с целью изменения их состояние или отношения к вопросу, а также создания предрасположенности к определенным действиям. Заражение - передача своего состояния и отношения другому человеку или группе лиц. Такой процесс сопровождается широким набором неречевых средств общения (взгляд в глаза, прикосновения, телесный контакт и другие). Склонение к подражанию - выражается в создании у другого человека желания "быть похожим", подобным образцу. Просьба - словесное обращение к человеку с призывом удовлетворить потребность или желание инициатора. Принуждение - требование выполнять распоряжение инициатора, подкрепляемое скрытыми или явными угрозами. Деструктивная критика - высказываются пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности оппонента, осуществляется грубое, а иногда агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его пороков, поступков. Игнорирование - умышленное невнимание, подчеркнутое неприятие человека, при котором игнорирование, чаще всего, выступает как тактическая форма принуждения или привлечения внимания человека. Манипуляция - скрытое от оппонента воздействие на него, на его систему отношений и ориентаций.
При этом адресат манипуляции считает принимаемые им решения и действия своими собственными, а не навязанными другим человеком. При манипуляции происходит вторжение в личностное пространство человека, введение его в заблуждение, психологический шантаж с использованием широкого спектра средств воздействия - от "дружеских" намеков на ошибки, до использования личных тайн оппонента.
Внимание! Это самый опасный вид воздействия, противостоять которому очень сложно!
Конечно, у каждого человека есть возможность влиять на других, но у каждого есть право и отвергать чужое влияние. И этому вполне можно научиться.
Для этого Необходимо овладеть следующими видами психологического противостояния влиянию:
- Контраргументация - сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия. Конструктивная критика - подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям человека. Энергетическая мобилизация - сопротивление человека попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий. Творчество - создание нового, пренебрегающего влиянием, образца, примера или моды, либо преодолевающего его. Уклонение - стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором влияния, в том числе случайных личных встреч и столкновений. Психологическая самооборона - применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов. Игнорирование - действия, демонстрирующие, что человек умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных другим человеком чувств. Конфронтация - открытое и последовательное противопоставление своей позиции и своих требований инициатору воздействия. Отказ - выражение твердого несогласия выполнить желание инициатора воздействия.
Но как определить, когда и какой вид противостояния чужому влиянию выбрать?
Чтобы помочь людям, решившим научиться этому непростому делу, уже упомянутый психолог Е. В. Сидоренко разработал таблицу (см. в конце статьи). В ней он приводит как конструктивные виды противостояния (контрвлияния) каждому виду влияния, так и неконструктивные, то есть, абсолютно неэффективные в данном случае. Первоначально выбирать вид противодействия можно с помощью этой таблицы. Конечно, первым делом определив, какой вид влияния используют в отношении вас.
А через какое-то время вы сможете уже автоматически выдавать правильную реакцию, позволяющую не поддаваться психологическому давлению окружающих.
Надеемся, что овладение этой методикой очень поможет вам в отстаивании собственных интересов!
Таблица. Психологическое влияние и противостояние ему
Вид влияния |
Конструктивныевиды контрвлияния |
Неконструктивные виды контрвлияния |
1. Убеждение |
Контраргументация |
Игнорирование Принуждение Деструктивная критика Манипуляция |
2.Самопродвижене |
Конструктивная критика |
Деструктивная критика Игнорирование |
3. Внушение |
Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение |
Деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование |
4. Заражение |
Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение |
Деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование |
5. Склонение к подражанию |
Творчество Конструктивная критика Уклонение |
Деструктивная критика Игнорирование |
6. Формирование благосклонности |
Конструктивная критика Уклонение Энергетическая мобилизация |
Деструктивная критика Игнорирование |
7. Просьба |
Уклонение |
Деструктивная критика Игнорирование |
8. Принуждение |
Конфронтация |
Деструктивная критика Манипуляция Ответное принуждение Игнорирование |
9. Деструктивная критика |
Психологическая самооборона Уклонение |
Ответная деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование |
10. Манипуляция |
Конструктивная критика Конфронтация |
Встречная манипуляция Деструктивная критика |
Показать все связанные файлы
Занятия по теме «Способы противостояния принуждению. Повышение
личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения».
Виды решительного поведения и достижение убедительных простых ответов
Цель: выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.
1.Информационная часть (в форме беседы)
1. СПИД и поведение людей: заражение можно предупредить. Выработка мотивации к сохранению своего здоровья.
В основном СПИДом заболевают взрослые. Но он может передаться и подросткам. Часто на пути к взрослой жизни ребят подстерегают опасности. Поэтому лучше не торопиться рано начинать «взрослую жизнь» (ранняя половая жизнь – первый тип рискованного поведения).
Второй тип рискованного поведения. Который может привести к заражению ВИЧ/СПИДом, связан с введением наркотиков. Поэтому не подвергайтесь влиянию со стороны при уговорах принять наркотик, будьте устойчивы к психологическому воздействию сверстников, когда они предлагают попробовать наркотик, имейте собственное независимое мнение, определяющее отрицательное отношение к приему наркотиков.
Цена вашего выбора слишком высока: осознанный отказ от наркотиков – жизнь без СПИДа; проба или прием наркотиков – болезнь на все оставшиеся годы (возможно даже после однократного введения). Если выбор сделан, если ты ставишь на риск и пробуешь наркотик, то должен знать его цену. Думай сам, решай сам. Помни, что опасность СПИДа в том, что им пренебрегают, потому так важно, чтобы все в классе осознали чрезвычайность проблемы распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа.
Большинство ребят чувствуют естественное отвращение к алкоголю и другим наркотическим веществам. Но иногда можно оказаться в компании, в которой принято употреблять спиртные напитки и наркотические вещества. Самое лучшее – просто уйти. Нет ничего постыдного в том, чтобы избегать ситуаций, которые угрожают здоровью и даже самой жизни. Конечно, отважится на это трудно. Ведь за спиной о тебе будут говорить какие-то неприятные слова, наделять унизительными прозвищами… Но если рассудить здраво: что опаснее – выглядеть «слабаком» в глазах тех, кто губит свое и чужое будущее, употребляя спиртное и наркотики, или ставить под удар свою собственную жизнь?
Но даже если ты не считаешь возможным уйти из такой компании, совершенно не обязательно уподобляться большинству. Сильные люди, имеющие свое мнение и свою жизненную позицию, ценились и уважались во все времена. Оставайся со своими приятелями, общайся, танцуй, слушай музыку. От выпивки и других вещей, которые тебе действительно неприятны, откажись спокойно и уверенно. Не бойся выглядеть не так, как все, и тебя, скорее всего, примут, и будут уважать.
Ты имеешь право на собственное мнение, независимо оттого, что думают об этом другие. Помни об этом и уважай себя. Только в этом случае тебя будут уважать другие.
Помни, что главное – защитить себя, свое будущее, свое право на здоровье и завтрашний день.
Факт существования эпидемии ВИЧ/СПИДа среди молодежи в нашей области должен заставить каждого из нас осознать, почему СПИД получил у нас такое широкое распространение. Проблема ВИЧ/СПИДа приводит нас к пониманию необходимости изменения стиля жизни и поведения. Помните, что здоровый образ жизни предотвращает заражение ВИЧ/СПИДом.
«Единственная красота, известная мне, - это здоровье», - сказал когда-то Гейне. Все, что вредит здоровью, вредит и красоте. Все, что укрепляет здоровье, полезно для красоты. Полезно правильное чередование, работы, отдыха, развлечений. Полезен спорт. Полезны прогулки на свежем воздухе. Полезно купание в бассейне, в бане, в пруду, речке, море. Важно правильное питание.
Поддержка.
Учитель называет учреждения, где учащиеся, которые пробовали вводить наркотики (возможно по любопытству или незнанию), могут найти помощь и поддержку.
2. Умение оградить себя от опасности. (Информация для учителя).
В последнее время увеличилось число сексуальных преступлений против детей. Поэтому подобно тому, как мы учим всех детей соблюдению правил уличного движения (а не просто запугиваем их улицей и транспортом) для того, чтобы они не становились жертвами дорожно-транспортных происшествий, мы должны учить детей правилам жизни и поведения, обеспечивающую им физическую и психическую безопасность.
2.Упражнение «Обсуждение ситуации». Цель: ознакомление учащихся с вариантами рискованного поведения и развитие навыков принятия ответственного решения.
Ситуация: Ольга одна дома. К ее старшему брату пришел друг Игорь, с которым он учится в институте. Уже поздно, а Игорь живет довольно далеко, и добираться туда в вечернее время очень трудно. Раньше Игорь не обращал на Ольгу никакого внимания, но сегодня он был необычно нежным и ласковым. Чтобы показаться взрослым он выпил что-то из спиртного, и его поведение изменилось, он стал агрессивным.
Как не попасть под влияние
Что надо предпринять Ольге в этой ситуации?
В начале обсуждения учитель может предложить следующее решение: Ольга должна встать и решительно заявить, что уходит. Если уже поздно, то она может уйти к соседям или пригласить их к себе в гости. Для продолжения обсуждения предоставляется слово желающим выступить, и анализируются другие варианты решительного поведения.
В конце обсуждения учащимся предлагаются следующие вопросы:
- Как поступил(а) бы ты в этой ситуации? (Возможный вариант ответа: если находитесь дома один, нельзя впускать в квартиру людей, которым вы не совсем доверяете, чтобы не оставаться с ними наедине).
Почему такая рискованная ситуация случилась с Ольгой? Как нужно было поступить?
Какие выводы следуют из этого?
Что значит быть ответственным?
Учитель комментирует ответы учащихся.
3.Упражнение «Спасибо, нет!». (Дидактическая игра в форме интервью журналиста, дискуссия с участием всего класса.)
Цель: научиться противостоять давлению взрослого, уметь использовать аргументы, т.е.
причины, по которым можно отказаться.
Сценарий игры: действующие лица: журналист, мальчик Дима 12 лет, родители мальчика.
Журналист сообщает: «Позавчера вечером в городскую больницу был доставлен двенадцатилетний мальчик Дима, обнаруженный под окнами одного из домов, мальчик был без сознания. К счастью, он остался жив. «Что произошло?» - спрашиваю я Диму, который уже выписался из больницы».
Дима рассказывает: «Вчера вечером мы возвращались домой с катка. Артур, мой друг, и я… Когда мы шли через парк, к нам подошел незнакомый дядя и пригласил нас к себе в гости, пообещав показать коллекцию марок. Артур сказал, что уже поздно, его ждет отец, и ушел. Я же после «веских» аргументов мужчины (он сказал мне, что я уже взрослый, настоящий мужчина, имею право сам принимать решения) согласился пойти с ним, хотя мне и не очень хотелось это делать. В квартире он предложил мне раздеться, выпить несколько капель рома, включил приятную музыку, стал обнимать меня и говорить мне приятные комплименты… Что-то испугало меня в его поведении, и, когда он вышел в соседнюю комнату (там зазвонил телефон), я попытался спуститься с балкона, но было скользко, я сорвался… Больше ничего не помню».
Журналист говорит: «Разговариваю с родителями мальчика и обращаюсь к его отцу: «Что вы думаете о вчерашнем приключении вашего сына?» Отец Димы отвечает: «После телефонного разговора с другом (поздно вечером я позвонил Артуру) я сразу же начал его искать. Я не мог поверить что случилось что то ужасное… И только рано утром я нашел сына в больнице».
Журналист обращается к матери: «Почему это произошло? Зачем Дима пошел поздно вечером с незнакомым человеком?» Мать: «Мой сын немного ниже одноклассников ростом. Может быть, отсюда все его комплексы, а может быть, таким образом он хотел доказать, что он уже взрослый».
Журналист: «Как это могло произойти?»
В этот момент подключается преподаватель: «Сначала давайте ответим на вопрос, как вели себя Дима и его друг? Почему они вели себя таким образом? Кто повел себя правильно? Что бы могли сделать Артур и Дима чтобы этого приключения не было? Как сказать нет, когда на тебя оказывают давление?»
4.Упражнение «Спасибо, нет!». Цель: развитие навыков резистентности к давлению взрослых.
Педагог делит класс на две группы. Ученики первой группы описывают случаи, в которых они оказывали давление на других (неважно, с какой целью). Ученики второй группы, описывают случаи, когда на них оказывали давление, чтобы они пошли куда-либо с незнакомым взрослым или группой сверстников, склоняли к употреблению психоактивных веществ и т.д. Затем эти описания становятся предметом обсуждения всем классом. Учащиеся анализируют причины и приемы оказания давления. При обсуждении стоит остановиться на причинах оказания давления (явных и скрытых) и способах сопротивления давлению.
Вывод: для того чтобы избежать рискованных жизненных ситуаций, необходимо прислушиваться к предостережениям людей, которым мы доверяем.
5.Упражнение «Легенда о Чингисхане». Цель: напомнить учащимся о том, как важно прислушиваться к предостережениям людей, которые способны более правильно, чем они, оценить те или иные ситуации, особенно в сфере межличностных взаимоотношений.
Учитель зачитывает учащимся в слух текст легенды о Чингисхане и Соколе, которая в образной форме дает учащимся представление от трагедии, к которой могут привести действия человека, идущего на поводу у собственных желаний.
Легенда. «… Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Он много воевал и покорил много стран, так что его империя простерлась от Восточной Европы до Японского моря.
Однажды хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, чтобы настичь ее.
День был жаркий, и к полудню Хана сморила жажда. Он принялся искать родник, на который как-то раньше наткнулся в этом лесу. Наконец, он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где-то наверху.
Вода сочилась медленно, капля за каплей. Ее было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил ее под падавшие капли. Чаша стала медленно наполняться
Хану не терпелось примкнуть к воде, ощутить ее прохладу, смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краев, и уже поднес ее к губам, когда вдруг что-то стремительное пронеслось в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю. Пораженный, Хан поднял голову и увидел Сокола, который перелетал с дерева на дерево с гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполниться лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, но тут Сокол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой.
Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу – и в третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью.
Устремив гневный взор на птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: «Как ты посмел разлить мою воду!» Он нагнулся, чтобы поднять с земли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: «Только попадись мне, и я сверну тебе шею!»
Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. «Если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, - сказал он Соколу, - поплатишься жизнью!» Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднес чашу к губам, Сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полете. Сокол упал к ногам хозяина, и не сводя с него полных любви глаз, истек кровью. «Ты получил то, что заслужил», сказал Хан и переступил через тело птицы, чтобы найти среди камней свою чашу. Но чаша завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался. Не смог ее достать.
«Ничего, - подумал Хан. – Я все равно утолю жажду. Эта струйка воды приведет меня наверх, к самому источнику.»
И Хан полез на кручу. Чем выше он взбирался. Тем сильнее ему хотелось пить. На самом верху он, наконец, увидел небольшое озерцо и в нетерпении бросился к нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мертвая змея, ничтожной капли яда, которой было достаточно, чтобы убить человека. Хан снова окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному соколу, лежащему на земле далеко внизу. «Этой птице я обязан жизнью, - подумал Хан. – Сокол был мне верным другом, а я убил его».
Хан пустился бежать с горы, то и дело скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложил в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой.»
После прочтения текста с учащимися проводится обсуждение персонажей легенды:
Какое отношение они имеют к нам? -Какие уроки можно извлечь из этой легенды? -А как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей? -Прислушиваетесь ли вы к советам этих людей?
Выводы предлагается сделать самим учащимся.
перейти в каталог файлов