Религиозный символ страусиных перьев. Религиозный символ страусиных перьев Бог символом которого было страусовое перо

Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет – чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.
Сокровища Тутанхамона – и, прежде всего, многочисленные золотые украшения - сделали его одним из самых известных египетских правителей. Однако обилие драгоценных материалов и совершенство ювелирных техник зачастую отвлекают нас от самого главного – от того замысла, который воплощали в украшениях древние мастера. Ведь в каждой из пекторалей (нагрудных украшений), браслетов или ожерелий Тутанхамона нет ни одного лишнего элемента. Все они состоят из множества символов-слов, которые соединяются в рассказ о фараоне и его предназначении.
Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона – Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука – это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».

Родителями Тутанхамона были Эхнатон и царица Кийа. Эхнатон правил всего 17 лет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: фараон возвысил единственного бога – Атона, солнечный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы.
Когда Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего 6–7 лет. Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4-й год царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Эти события означали возвращение культуры в традиционное русло и давали надежду на возрождение страны:
«...Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании... Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы...»
На одной из пекторалей Тутанхамона представлен царь, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат – воплощением мировой упорядоченности. Символом этой богини было легкое, как истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Царь протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою очередь, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая корона хепреш – атрибут военного облачения царя, который напоминает о многочисленных сценах охоты или повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Эти композиции наделены глубоким символическим значением: царь не просто охотится или подчиняет непокорные народы, на космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат - порядок и справедливость. В правой руке Тутанхамона – жезл хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего за своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое знание, средство исполнения божественного замысла сиа.
Одно из наиболее впечатляющих украшений юного фараона – золотой корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя (илл. 6). Это церемониальное украшение включает три части: ожерелье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие эти элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями так, чтобы не стеснять движений царя. Каждая из пластинок инкрустирована различными камнями – бирюзой, лазуритом, сердоликом или кусочками цветного стекла.
Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло собой несколько горизонтальных низок бус, скрепленных по вертикали в широкий воротник, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.
К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, на которой юный правитель представлен стоящим перед Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою обитель благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона – анх, знак жизни, которой бог одаряет правителя; в другой – длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обозначение долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум – бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и богиня Иусаас.
Нижняя часть корсета – широкий пояс – состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперение божественных крыльев, которыми богиня (как правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Этот орнамент, называемый риши, был очень популярен в Египте эпохи Нового царства.

Каждое из носившихся при жизни украшений подвешивалось на золотой цепи или ленте, выполненной в том же стиле, что и сама пектораль. Замок одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших концы ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, ибо они символизировали кратковременный сон, за которым следовало радостное пробуждение и продолжение жизни.
Этот мотив становится центральным в одной из пар серег Тутанхамона (илл. 7). В круглом медальоне - центральном элементе украшения - расположены фантастические птицы с головой утки и телом коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крылья птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги-гвоздики. Она состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздика украшают священные кобры, охраняющие правителя.
Золото Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской власти, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни этого царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г. Картер обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Эта находка говорит о том, что, несмотря на свои реформы, Тутанхамон сохранил почтение и любовь к своему отцу. В другом ларце было найдено ожерелье Анхесенамон - возлюбленной сестры и супруги юного царя. Обычно в этих украшениях видят лишь драгоценный материал и искусную работу, но пытливый ум увидит в них личность и судьбу правителя.
...Страна возродилась, но судьба была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная смерть, наступившая на 10-м году правления, когда Тутанхамону было всего 16–17 лет, прервала нить XVIII династии. Погребение Тутанхамона было спешным и скромным - заботясь о благе государства при нехватке средств в казне, юный царь не успел подготовить для себя роскошной гробницы. Он был погребен в маленькой усыпальнице, о которой через несколько лет попросту забыли. Тем не менее, то, что он сделал для своей страны, живет в его памятниках и доныне.
«...Не случалось подобного ему среди доблестных всех стран вкупе. Знающий как Ра, [умелый как] Птах, постигающий как Тот, определяющий законы... царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель... Небхепрура, умиротворивший Обе Земли, родной сын Ра, любимый его... одаренный жизнью, долговечностью, счастьем, подобно Ра вечно, вековечно».

Маат , в мифологии Египта была богиней истины, гармонии и правосудия, дочь бога солнца Ра. Когда был уничтожен хаос, богиня Маат принимала участие в сотворении мира и восстановления порядка. Она также играла весомую роль в загробном суде над богом Осирисом.

Древние египтяне верили, что каждый человек после смерти должен предстать перед 42 судьями. Далее он должен признать себя виновным или не виновным в грехах, при этом душа умершего взвешивалась на чашах весов, противовесом которых было страусиное перо богини. Эти весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор провозглашал Тот, супруг Маат.

Имя богини Маат переводится как страусиное перо, она было дочерью солнца Ра. Исходя от египетской мифологии она являлась богиней истины, гармонии и правосудия. Маат учувствовала в сотворение мира, после того как был уничтожен весь хаос на земле и вновь восстановлен порядок. Так же она играла весьма значимую роль в загробном суде бога Осириса.

Древние египтяне четко верили в то, что каждому умершему человеку предстоит предстать перед лицом у 42 судей, и он обязательно должен признать свою вину в содеянных грехах. После чего они взвешивали душу человека на чаше весов, которые уравновешивались при помощи страусиного пера богини Маат. Это все было делается под контролем бога Анубиса, и в итоге приговор выносил Тот - супруг Маат. Если сердце этого человека сотворило множество преступлений, тогда чудовище по имени Амту, у которого туловище льва, а голова крокодила пожирала эту душу. Но если у покойного была жизнь, в которой «Маат всегда жила в сердце», тогда его душа считалась безгрешной и чистой, его оживали, и он отправлялся жить в поле, в раю.

В основном египтяне изображали Маат как женщину, к которой в волосах перо, и когда происходил суд, она ставила его на чашу весов. Так же они верили что «благодаря Маат, в Маат и для Маат».

Египетская богиня Маат

Египетская богиня Маат выступает в качестве персонификации справедливости, истины, божественного установления, вселенской гармонии и этических норм. Как правило, Маат изображалась в образе сидящей женщины с пером страуса на голове. Периодически ей пририсовывали крылья. На некоторых фресках Маат изображается только в виде своего главного атрибута - плоского холма, скошенного в сторону, на котором она часто восседает или в виде страусиного пера.

На мировом уровне Маат представляла собой божественный закон и порядок, который был дарован нашей Вселенной Творцом при сотворении мира. Согласно этому порядку времена года сменяют друг друга, звезды и планеты движутся по небосклону, взаимодействуют и вообще существуют люди и божественные создания.

Мировоззрение египтян во многом связывалось с представлениями об этой богине. Согласно египетским традициям, также как и все остальные боги, изначально крылатая Маат жила среди людей. Но их греховная сущность вынудила ее покинуть землю и последовать за своим отцом на небеса.

Существует понятие «принцип Маат», который включает в себя закономерность и правильность развития Вселенной, сплоченность человеческого общества, ответственность человека за свои поступки.

Царь, который был установлен на земле богом, поддерживает богиню Маат постоянными ритуалами и победоносными войнами, уничтожая Исефет.

Во время ежедневного богослужения к лику божества царь подносил статуэтку Маат, увенчанную страусиным пером. Таким образом, царь из обыкновенного человеческого властителя становится воплощением принципа царственности, вбирая в себя опыт предков и создавая базу для жизни потомков.

Статуэтка со страусиным пером служила воплощением принципа локальной гармонии. Таким образом, восстанавливая локальную гармонию, царь способствует укреплению вселенской гармонии, которая находится в непосредственной зависимости от локальной, провозглашается торжество порядка над изначальным хаосом.

Несмотря на тот факт, что изображений Маат существует неисчислимое множество, конкретно ее культу было посвящено всего несколько небольших святилищ. Культ Маат зародился еще в Древнем Царстве, а уже в Новом Царстве богиня стала почитаться как дочь бога солнца Ра. Священное насекомое богини - пчела. Священный материал - воск.

Титул жреца Маат носил великий визир, который одновременно служил верховным судьей. На груди визир носил золотой образ богини, как знак своего особенного статуса.

Маат - одно из основных действующих лиц на Психостасии, когда ее страусиное перо служит противовесом сердца умершего. Весы, на которых проводится измерение, также изображаются увенчанными фигуркой Маат.

На поддержание культа Маат было направлено большое количество всевозможных ритуалов, изображения которых все еще сохранились на стенах многих египетских святилищ: начиная с изображений царя, бьющего булавой врагов Египта и устанавливая таким образом, локальный порядок, до рельефов, на которых фараон охотится на болотных птиц. Птицы в данном случае символизируют врагов- поймав птиц хаоса, фараон приносит их в жертву, утверждая богиню Маат.

Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.

На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.

Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат

Богиня истины, космического закона и справедливости. Изображена она крылатой женщиной с пером на голове. Была женой бога мудрости Тота. Египтяне чтили мудрость и закон как вселенские качества. После физической смерти праведный человек попадает в космическое состояние, которое описано как всеобщая честность, чистота, справедливость, истина. Символом Маат было страусовое перо. Оно служило наименьшей мерой веса в Египте. Считалось, что вес человеческой души равнялся весу пера. В посмертном мире на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — перо или статуэтку Маат. Равновесие чаш весов считалось свидетельством честности и непогрешимости. В этой связи вспоминается гениальная денежная единица, изобретенная в Древнем Египте около пять тысяч лет назад. Она называлась «шетит». Ею пользовались при обмене товарами, оценке недвижимости или рабского труда. Эта единица была чисто теоретической. Официальным властям никогда не приходило в голову наделать из металла кружочки строго определенного веса и выбить на них соответствующее изображение, однако все египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или другого металла соответствовало по весу одному шетиту».

Такова была совершенно умозрительная единица цены. Все знали, что такое шетит, и пользовались им, но никто никогда его не видел и не держал в руках. Его держали в уме. Так экономилось огромное количество драгоценного металла, сил и средств на охрану перевозку и пересчет. Польза была не только материальная, но и моральная: невозможно было накапливать и спекулировать несуществующими деньгами. Египтяне высоко чтили честность, истину и справедливость — в облике богине Маат. И если нечестивец исхитрится избежать мирского суда, то его непременно постигнет суд всевышний, божеский. В небесах уже невозможно было прибегнуть к обману и лицемерию.

В одном из папирусов приведены «речи умершего, когда он, правдивый голосом, выходит из Чертога богини Маат». Вот его слова: «Слава вам, о боги, обитающие в Чертоге Маат, лишенные зла в телах своих, живущие праведно и правдиво, питающиеся правдой и праведностью.

О, дозвольте мне прийти к вам, ибо я не совершил ошибок, я не грешил и не делал зла, я не лжесвидетельствовал. Я живу по правде и справедливости, и я питаюсь по правде и справедливости. Я соблюдал заповеди людей. Я был в мире с Богом, его волю. Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому и лодку — потерпевшему кораблекрушение. » И в дальнейшем умерший не раз ссылается на Истину и Справедливость. Слово «правда» — одно из ключевых в церемонии прохождения умершего через Чертог Маат.

В гимнах Ра у солнечного бога называется надежная опора — богиня Маат. В одном из гимнов даже сказано: «Ра живет в прекрасной Маат». По-видимому, так подчеркивался факт, что для землян Солнце действительно является олицетворением порядка и справедливости, бесконечной щедрости ко всему живому. И не случайно фараоны, желая подчеркнуть свое сходство с богом Солнца, нередко называли себя «владыка Маат». В середине III тысячелетия до н.э. верховный судья Египта носил титул «жрец Маат».

Источники: vsemifu.com, pagandom.ru, mithology.ru, aiia55.ucoz.ru, cosmoenergy.ru

Маат-богиня справедливости

Маат (Аммаат) - древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута - пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения). Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.

Древнеегипетская богиня истины и справедливости Маат принимала участие в суде над душами умерших. При ней всегда было страусиное перо. Сердце умершего помещали на одну чашу весов, а перо Маат — на другую, так судьи могли видеть, тяжело сердце от грехов или нет. Если грехи перевешивали перо Маат, то сердце отправляли на съедение чудовищу Аммат. Если же человек прожил жизнь с «Маат в сердце», то есть был добрым, справедливым, он становился духом и отправлялся к богам. Весы держал бог Анубис, а решение суда записывал бог Тот, муж Маат. Богиня никогда не расставалось с пером, оно было воткнуто в её волосы.

Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.
Но, несмотря на это все древнеегипетское общество пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во все пантеоне египетских богов.
Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение в нашей жизни. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положена в основу 12 заповедей христианства.

Украшения из перьев играли немаловажную роль у первобытных народов Северной, Центральной и Южной Америки, а также Океании, используемые и в ритуальных танцах, и во время междоусобных войн.

В Древнем Египте страусиное перо символизировало истину и справедливость. Дело в том, что у всех птиц опахало пера справа и слева от стержня неодинаковой ширины. Лишь у страуса стержень делит перо на две равные половинки.Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Перо страуса было атрибутом Маат, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота. Иероглиф "маат" - страусовое перо. В Древнем Египте перо страуса считалось привелегией фараонов: веер из белых перьев мог использовать только фараон.

В религиозной атрибутике, сформировавшейся в период правления древнеегипетских фараонов, корона из перьев, венчавшая голову бога Амона-Ра, символизировала луч и Солнце. Вера египтян в существование загробной жизни была основана на постулате, который гласил, что каждый человек помимо своего тела обладает еще и бессмертной душой. Эта душа (bai) изображалась в виде птицы с человеческой головой. Бог мертвых Осирис судил души умерших, взвешивая человеческие сердца и используя в качестве противовеса "перья Истины".

Крылатого греческого бога Гермеса почитали и в Древнем Риме, дав ему новое имя - Меркурий. Он являлся покровителем всех, кто занимался торговлей. Меркурия всегда изображали держащим в руке жезл-кадуцей, обвитый двумя змеями и увенчанный двумя крылышками, который являлся символом торговли.

В связи с глубокой символичностью, перья страуса всегда использовались, как декоративные элементы одежды или головных уборов. Название кокошник, к примеру, происходит от древнего "кокоши" - птицы, а птица – символ небосвода, оберегающего голову и соотносящего сознание с духовностью. Поэтому издревле идет традиция украшения страусиными перьями именно головных уборов.

Шлемы греческих лучников и воинов римских когорт украшали пучки пестрых перьев, которые обозначали их принадлежность к определенному воинскому подразделению и указывали на ранг воина. Каждый римский легион нес, как знамя, водруженное на древко изображение орла с расправленными крыльями.

Страусиные перья, украшавшие шлемы рыцарей крестоносцев, возвращавшихся из крестовых походов, служили символом одержанной победы.

В период Средневековья перья служили роскошным декором для мужских головных уборов. Пышные перья украшали рыцарские шлемы и бархатные береты сановников, авантюрные шляпы с широкими полями времен Тридцатилетней войны и традиционные треуголки, которые были обязательным головным убором офицеров высокого ранга, служивших при дворе короля Людовика XIV. Эти разноцветные плюмажи красовались на парадных головных уборах высшего офицерства до начала XIX века.

Королева Франции Мария Антуанетта ввела в моду украшения одежды страусиными перьями. Мушкетёры украшали перьями страуса свои широкополые шляпы.

Сергей Иванов


Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет — чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.

Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона — Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука — это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».

Родителями Тутанхамона были Эхнатон и царица Кийа. Эхнатон правил всего 17 лет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: фараон возвысил единственного бога — Атона, солнечный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы.

Когда Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего 6-7 лет. Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4-й год царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Эти события означали возвращение культуры в традиционное русло и давали надежду на возрождение страны:

«...Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании... Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы...»

На одной из пекторалей Тутанхамона представлен царь, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат — воплощением мировой упорядоченности. Символом этой богини было легкое, как истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Царь протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою очередь, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая корона хепреш — атрибут военного облачения царя, который напоминает о многочисленных сценах охоты или повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Эти композиции наделены глубоким символическим значением: царь не просто охотится или подчиняет непокорные народы, на космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат — порядок и справедливость. В правой руке Тутанхамона — жезл хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего за своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое знание, средство исполнения божественного замысла сиа.

Одно из наиболее впечатляющих украшений юного фараона — золотой корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя. Это церемониальное украшение включает три части: ожерелье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие эти элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями так, чтобы не стеснять движений царя. Каждая из пластинок инкрустирована различными камнями — бирюзой, лазуритом, сердоликом или кусочками цветного стекла.

Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло собой несколько горизонтальных низок бус, скрепленных по вертикали в широкий воротник, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.

К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, на которой юный правитель представлен стоящим перед Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою обитель благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона — анх, знак жизни, которой бог одаряет правителя; в другой — длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обозначение долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум — бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и богиня Иусаас.

Нижняя часть корсета — широкий пояс — состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперение божественных крыльев, которыми богиня (как правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Этот орнамент, называемый риши, был очень популярен в Египте эпохи Нового царства.

Каждое из носившихся при жизни украшений подвешивалось на золотой цепи или ленте, выполненной в том же стиле, что и сама пектораль. Замок одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших концы ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, ибо они символизировали кратковременный сон, за которым следовало радостное пробуждение и продолжение жизни.

Этот мотив становится центральным в одной из пар серег Тутанхамона. В круглом медальоне — центральном элементе украшения — расположены фантастические птицы с головой утки и телом коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крылья птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги-гвоздики. Она состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздика украшают священные кобры, охраняющие правителя.

Золото Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской власти, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни этого царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г. Картер обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Эта находка говорит о том, что, несмотря на свои реформы, Тутанхамон сохранил почтение и любовь к своему отцу. В другом ларце было найдено ожерелье Анхесенамон — возлюбленной сестры и супруги юного царя. Обычно в этих украшениях видят лишь драгоценный материал и искусную работу, но пытливый ум увидит в них личность и судьбу правителя.

Страна возродилась, но судьба была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная смерть, наступившая на 10-м году правления, когда Тутанхамону было всего 16-17 лет, прервала нить XVIII династии. Погребение Тутанхамона было спешным и скромным — заботясь о благе государства при нехватке средств в казне, юный царь не успел подготовить для себя роскошной гробницы. Он был погребен в маленькой усыпальнице, о которой через несколько лет попросту забыли. Тем не менее, то, что он сделал для своей страны, живет в его памятниках и доныне.

«...Не случалось подобного ему среди доблестных всех стран вкупе. Знающий как Ра, [умелый как] Птах, постигающий как Тот, определяющий законы... царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель... Небхепрура, умиротворивший Обе Земли, родной сын Ра, любимый его... одаренный жизнью, долговечностью, счастьем, подобно Ра вечно, вековечно».