Индульгенция – это разрешение грешить? Значение слова индульгенция Отпущение грехов в католической церкви

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. "отпущение грехов") - главный документ дореформационной католической практики прощения грехов за плату, подготовленной учением Церкви раннего Средневековья о покаянии.

Согласно анализу Л. П. Карсавина, в каролингскую эпоху покаяние рассматривалось как наказание грешником самого себя, как суд его над самим собою и раскаяние. Последнее должно было сопровождаться смирением, доверием к благости Божьей и приводить к акту исповеди и добрым делам, вместе с ними составляя удовлетворение Бога и даруя примирение с Ним или прощение, отпущение грехов. Таким образом, для исцеления человека от греха считалось необходимым не только внутреннее раскаяние, но и выражение его в удовлетворяющих справедливого Бога делах, или "плодах покаяния". Постепенно становится все более обычным, а потом необходимым акт исповеди священнику; "дела же покаяния" с давних времен налагаются Церковью и определяются ею в соответствии с величиной и характером греха. Взгляд на покаяние как на удовлетворение Бога переносит центр тяжести на дела, рассматриваемые как своего рода эквивалент греха; такое понимание их создает возможность замены одной из их категорий (молитвы, аскетические упражнения, паломничества, милостыни) другою. Такие "замены", или "выкупы", - явление, вполне аналогичное И., столь же естественно вырастающее из учения об исповеди и столь же необходимое ввиду тяжести и длительности считаемых десятками лет епитимий (благих деяний-эквивалентов греха). Уже до 11 в. появляются И. как (первоначально частичные) сокращения наложенных епитимий, даруемые в индивидуальных случаях епископами по их усмотрению и в зависимости от усердия кающегося и внешних обстоятельств. Сопровождающие дарование таких "сокращений покаяния" милостыни или паломничества являлись в данном случае не заменой или выкупом части покаяния, а внешним показателем раскаяния и религиозности грешника, позволяющим дать ему льготу. Собственно И. появляются лишь с 11 в., когда Церковь начинает иметь дело не с индивидуальной, а с общей, распространяющейся на всех удовлетворивших требуемым условиям, мерою, исходящей от верховной церковной инстанции (епископа, папы) и принципиально освобождающей от дел покаяния (частично или вполне). Церковь, наложившая епитимию во имя Бога, считает себя вправе и освободить от нее. И. даются за участие (личное либо денежное) в крестовом походе, за помощь при построении храма, за паломничество в Рим и т. п. Ранее всего они встречаются на юге Франции; с конца 11 в. их раздают и Папы, сначала только в виде частичного отпущения, потом и полного. Появление И. как следствия, выводимого из учения о покаянии, было вызвано религиозными потребностями, особенно - непомерным ростом епитимий; но сразу же обнаружилось их экономическое значение для Церкви, что, в свою очередь, способствовало их дальнейшему развитию и злоупотреблению ими. Уже в 12 в. И. вызвали энергичные протесты П. Абеляра, затем Папа Иннокентий III, который и сам, впрочем, был повинен в злоупотреблении ими, стремился урегулировать дарование их. Развитие учения о покаянии, признанном в 12-13 вв. таинством, существо которого стали видеть в самом акте раскаяния и исповеди и отпущении грехов священником, выделило идею удовлетворения и заставило иначе ее обосновать. По мнению схоластиков, начиная с Абеляра, грех-вина отпускается священником в силу раскаяния грешника, но это раскаяние лишь в исключительном случае достаточно для удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому необходимо выкупить у Бога наказание за грех делами покаяния на земле или муками в чистилище. Таким образом, И. становится не только освобождением от наложенной Церковью епитимии (что также имеет некоторое трансцендентное значение как совершаемое во имя Бога), но главным образом отпущением земных и загробных наказаний за грех. Но ввиду того, что при таком понимании удовлетворения человек рассматривается как должник не Церкви, а Бога, Церковь же расширяет свою власть на трансцендентную загробную сферу, нужно было найти основание отпущения Церковью дел покаяния без соответствующего видимого эквивалента, требуемого идеей справедливости Божьей, иначе говоря, представить И. как выкуп, в чем не было необходимости, пока отпускалась наложенная Церковью епитимия. Это основание было найдено в учении о "сокровищнице добрых дел", находящейся в распоряжении Церкви (епископов и главным образом Папы). Дальнейшим шагом в развитии теории И. оказывается сочетание ее с отпущением самого греха. С 14 в. высшим видом И. является И., освобождающая и от вины, и от наказания, - причем, конечно, предполагалась исповедь этих грехов до или после получения И., так что под отпущением греха следовало разуметь отпущение его в случаях, резервированных епископу или Папе, путем ли назначения особых пенитенциариев, или путем передачи особому священнику права отпускать такие грехи лицам, получившим И. С другой стороны, предполагаемое И. расширение прав Церкви и Папы на чистилище привело к тому, что сначала епископы, а с 15 в. и Папы стали даровать И. душам умерших, находящимся в чистилище, т. к. и на них распространялась дарованная Церкви власть отказывать и разрешать. Молитвы и мессы за умерших давно признавались действенными. И. продавались родственникам и друзьям умершего; в них пропадал момент предполагаемых раскаяния и исповеди грешника, но зато и отпускались только несовершенные дела покаяния, т. к. вина находящимся в чистилище была отпущена уже на земле. Доходность И. приводила все к большему их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Значение И. по случаю крестовых походов пало, но с 14 в. появились И. по поводу юбилейных годов; позднее их стало больше, и они могли приобретаться без посещения Рима. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория И.; откровенно денежными интересами руководствовались проповедники и продавцы их. Все это давно уже вызывало протесты и против самих И., и против торговавшей ими Церкви, главным образом Папства. На И. нападали и противники католичества, как еретики 12, 13 и следующих веков, так и богословы, и соборы, тем более что в массах терялось понимание самой природы И. и забывалось о ее необходимой связи с искренним раскаянием и исповедью. Некоторые отрицали возможность и даже существование "полных И.", другие нападали на И. для умерших, третьи возвышались до принципиального их отрицания. Нападки на И. были одним из первых моментов реформационного движения (см. Реформация ).

Полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования . Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых . Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи . Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших .

История

Термин indulgentia появился в XI веке, при папе Александре II . До этого использовались исповедные книги (с конца VII века), которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями (которые использовались как средство личного обогащения духовенства ) и иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение (indulgentiae plenariae ) перешло мало-помалу в руки одного папы. Утверждая, что заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis ), и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным, церковь в лице папы Климента VI в первой половине XIV столетия утвердила это учение, признав апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища .

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усиливая его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв , дел милосердия и т. д .

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим. Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:

  • Исповедь.
  • Причащение.
  • Молитвы в интенциях Папы.
  • Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).
  • Отсутствие привязанности к какому-либо греху.

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния , проявляющегося в добрых делах (пост , милостыня , паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа , Богоматери , святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел », дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Индульгенции за пределами католической церкви

В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, после Флорентийской унии и взятия турками Константинополя, в отличие от Русской церкви, подвергалась большему влиянию западного христианства. Католическая пропаганда значительно активнее действовала здесь, особенно с учреждением в 1622 году лат. Sacra Congregatio de Propaganda Fidei («Конгрегации распространения веры»), большинство греческих учёных и богословов училось на Западе. Благодаря католическому влиянию в практику Греческой Церкви вошла выдача христианам индульгенций: свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ). Это были настоящие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить любой, за определенную сумму денег. Согласно Христосу Яннарасу , отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии .

Выдача индульгенций вначале была неофициальной, уже в XVI веке практика получила широкое распространение. В начале XVIII века Патриарх Иерусалима Досифей Нотара писал о ней как о древней и всем известной практике . Официальное подтверждение практика выдачи индульгенций получила на Константинопольском соборе 1727 года . В 13-м пункте соборного определения говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“ (греч. συγχωροχαρτια ), а латиняне - „индульгенциями“ (лат. intulgentzas ),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.» . Например, в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить .

Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных (отпустных) грамот, выданных восточными патриархами (в основном Константинопольским и Антиохийским в XVII веке) .

На Востоке в ряде мест практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ) существовала вплоть до середины XX века

Примечания

  1. О временной и вечной каре за грехи см. раздел в этой статье
  2. о. Г. Церох , А. Горелов. Индульгенция , Католическая энциклопедия , том II, издательство Францисканцев, 2005 год
  3. М.С. Иванов, Е.В. Казбекова, В.В. Тюшагин. Индульгенция // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. - Т. XXII. - С. 632-645. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-040-0 .
  4. Индульгенции. – 1471 – (неопр.) . Катехизис Католической церкви . Дата обращения 6 июля 2016.
  5. Индульгенция // Казахстан. Национальная энциклопедия . - Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. - Т. II. - ISBN 9965-9746-3-2 .
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  7. Χρήστος Γιανναράς «Ορθοδοξία και Δύση στη Νεώτερη Ελλάδα» (Х. Яннарас, «Православие и Запад в новейшей Греции», Афины, 1996, стр. 150.)

Индульгенция – форма духовной реабилитации.
Церковь считает грех смертельно опасным духовным заболеванием, которое можно сравнить с такими физическими болезнями, как рак, СПИД, или с наркотическим пристрастием.
Особенность этого духовного заболевания заключается в том, что сам человек сознательно и добровольно вводит его в себя – как и в случае использования наркотиков. Вначале он испытывает удовольствие, но затем незримая сила последовательно разрушает человеческий организм, а в конце концов – уничтожает его...
Физическое заболевание может привести к одному из двух последствий – к ослаблению организма (даже в случае полного излечения), либо к смерти (при полном пренебрежении к лечению). Подобным же образом грех разрушает наши глубокие внутренние отношения с Богом, опустошает наш духовный мир. Он действует, как отравленный плод: через некоторое время после вкушения он проявляет свой незримый яд. Последствием этого становится частичная или полная утрата духовного здоровья. При этом могут возникать серьезные осложнения, требующие продолжительной реабилитации.
На богословском языке эти последствия греха, которые, в зависимости от степени его тяжести, могут иметь как временный, так и вечный характер, определяются как "кара". Таким образом, грех может приводить к духовной смерти, то есть к полной утрате способности общаться с Богом. В этом случае человек попадает в бездну невообразимого одиночества, во тьму полной бессмысленности своего существования. Если человек уходит из жизни в таком состоянии, мы говорим о его вечной смерти, о том, что называют адом.

Индульгенция
(или отпуст) – это форма духовной реабилитации, которую Церковь с материнской заботой предлагает своим детям, получившим духовные раны вследствие собственного греха. Исповедь, во время которой происходит отпущение грехов, можно сравнить с медицинским вмешательством, благодаря которому удается победить болезнь. В этом таинстве человек, признавая угрожающую ему опасность, становится способным получить от Бога дар исцеления. Однако болезнь всегда оставляет какие-то следы. Те, кто не принимает это во внимание, должны понимать, что такой ослабленный духовный иммунитет в дальнейшем может стать причиной серьезных осложнений и последующих тяжелых заболеваний. Каждый, кто хочет восстановить свои духовные силы с помощью получения индульгенции, должен следовать четко определенным условиям:
1) Он должен быть внутренне свободен от пристрастия ко греху. Это – наиболее существенное условие, предполагающее не только обязательство приступать к таинству исповеди, если совесть обременена каким-либо грехом, но и подлинную и постоянную потребность души быть свободной от всякого греха.
2) У него должно быть желание и намерение (интенция) воспользоваться даром индульгенции – разновидности духовного лечения, предлагаемой Церковью.
3) Он должен совершить какое-либо благое деяние (зачастую символическое), предписанное Церковью, с которым связан дар индульгенции: например, это может быть определенная молитва, посещение определенной церкви, паломничество, посещение больных или заключенных.

Цель индульгенции
Христианин, который желает получить дар индульгенции и выполнит поставленные условия, может быть уверен, что в этом процессе полного восстановления духовных сил ему помогает действенная молитва его братьев и сестер, которые уже обрели спасение, и в особенности – ходатайство Божией Матери и святых. Святые молятся о нем Духу Божиему, являющемуся подлинной Сокровищницей Церкви. Святой Дух, нисходя на человека, сглаживает все "шрамы", возникшие в результате греха, и дает новые силы для верного пребывания человека с Господом.
Индульгенция – это целительная благодать Духа Святого, которую человек обретает при соблюдении определенных условий. Следовательно, целью получения индульгенции является обретение духовной способности любить Бога всем сердцем своим, всей душой своей, всеми силами своими, а ближнего своего – как самого себя... У некоторых людей создается ошибочное представление о том, что индульгенция – это нечто формальное, что для ее получения достаточно выполнить некоторые условия или внешние предписания. Но в действительности индульгенция – это форма подлинного духовного лечения, благодаря которому наша воля стремится к истинному благу, а наш разум точнее определяет и выбирает подлинную истину. Индульгенция – это средство для более глубокого духовного обращения, для изменения нашего менталитета, при котором мирской образ мышления замещается евангельским.

Разновидности индульгенции

Индульгенция бывает частичной и полной.

I. Частичная индульгенция

Частичную индульгенцию получают в двух случаях: 1) после исполнение дела, с которым Церковь связывает частичную индульгенцию; 2) при попытке получить полную индульгенцию; если не все условия для ее получения выполнены, верующему дают лишь частичную индульгенцию.
Существует четыре разновидности деяний, с которыми связано получение частичной индульгенции:
Молитва. Человек, который добросовестно исполняет свои обязанности, мужественно переносит жизненные трудности и, с упованием устремляя свои мысли к Богу, внутренне взывает к Его помощи, получает частичную индульгенцию;
Служение. Человек, который, движимый верой, в духе милосердия отдает самого себя либо свои блага на пользу нуждающимся братьям, получает частичную индульгенцию;
Самоумерщвление. Человек, который в духе евангельского покаяния от чего-либо воздерживается для обретения Царства Небесного, получает частичную индульгенцию;
Свидетельство. Человек, который в особенных обстоятельствах каждодневной жизни приносит свидетельство веры, получает частичную индульгенцию.

II. Полная индульгенция

Полная индульгенция связана с особыми требованиями: 1) После совершения исповеди человек должен быть полностью свободен от пристрастия к какому-либо (даже самому мелкому) греху. Он должен избегать любых желаний, противоречащих воле Божией, и искренне стремиться посвящать свою жизнь Богу. 2) У него должно быть твердое намерение получить полную индульгенцию. 3) Он должен приступить к Святому Причастию. 4) Ему следует молиться в намерениях Святого Отца (то есть в таких намерениях, в которых Папа молится за всю Церковь, отдельные общины верных и отдельно за некоторых людей).
К Папе, являющимся Отцом всех христиан, должно быть сыновнее отношение, и им надлежит поддерживать его Апостольское служение. При этом сама молитва может быть произвольной – например, "Отче наш" или "Радуйся, Мария", и т.д. Дела, за которые можно получить полную индульгенцию в любой день: пение Акафиста либо канона Пресвятой Богородице (Paraclisis): "Многими искушениями..."; Поклонение Пресвятым Дарам (длящееся, по меньшей мере, полчаса); благочестивое совершение Крестного Пути; чтение Розария Пресвятой Богородице; благочестивое чтение Священного Писания (по меньшей мере, в течение получаса); посещение в форме паломничества одной из четырех Патриарших базилик в Риме, а также чтение в них молитв "Отче наш" и "Верую".

III. Юбилейная индульгенция

Юбилейная индульгенция – это полная индульгенция, и получить ее можно в том числе за дела, с которыми в обычное время связана только частичная индульгенция. Условия получения индульгенции остаются такими же. В Святой год можно получить юбилейную индульгенцию за совершение молитв, за помощь бедным и нуждающимся и за осуществленные самоумерщвления:
1) Молитва. Можно получить юбилейную индульгенцию: а) за участие в мессе в Юбилейной церкви; б) за участие в Поклонении Святым Дарам, в утрене, вечерне, Крестном Пути, молитве Розария или каком-либо другом богослужении в Юбилейной церкви; в) за посвящение в этой церкви некоторого времени благочестивым размышлениям, завершающимся: молитвами "Отче наш", "Верую в Бога" и какой-либо молитвой, посвященной Пресвятой Богородице. Эти молитвы не связаны с молитвенными намерениями Святого Отца; их следует читать отдельно, поскольку они являются условием получения индульгенции. Полную индульгенцию можно получить также без связи с юбилейной церковью в случае каждодневного (по меньшей мере, получасового) чтения Священного Писания, а также принятия папского благословения "Граду и Миру" ("Urbi et Orbi").
2) Помощь нуждающимся, или "паломничество к Христу, присутствующему в ближних": а) посещение братьев, нуждающихся в помощи (больных, заключенных, одиноких и т.д.); при этом необходимо проявлять самоотверженность и не жалеть времени; б) активное участие в религиозно-общественных мероприятиях, совершение пожертвований на нужды детей-сирот, бездомных, беженцев и т.д. в) деятельность на благо общины: различные формы служения в приходе, в религиозных движениях, сообществах; г) разнообразные личные жертвы: служение другим людям своими знаниями, способностями, прощение ближним их долга, материальная помощь.
3) Покаяние и самоумерщвление. Для получения юбилейной индульгенции следует: а) хотя бы один день воздерживаться от употребления алкоголя, курения сигарет и т.д.; б) в какой-либо день поститься и сэкономленные таким образом деньги жертвовать на нужды бедных и голодных; в) в духе покаяния воздерживаться от дозволенных удовольствий (имеются в виду те формы развлечений, к которым у человека есть особенное пристрастие, – например, просмотр телепередач, слушание легкой музыки или ведение долгих пустых разговоров); г) участие в покаянном паломничестве.

IV. Индульгенция в течение обычного церковного года

Дела, за которые можно получить полную индульгенцию в определенные дни в течение года:
- 1 января – за благочестивое чтение или пение в церкви или часовне гимна "О, Сотворитель, Дух, приди..." для испрошения силы Божией на весь год;
- во время недели молитв о единстве христиан –за участие в каких-либо мероприятиях, посвященных этой неделе, и в заключительном богослужении;
- в Великий Четверг – за благочестивое чтение после мессы Воспоминания Тайной Вечери перед выставленными Святыми Дарами гимна: "Эту Тайну Пресвятую..." ("Tantum ergum");
- за благочестивое участие в Поклонении Святому Кресту во время литургии Великой Пятницы;
- в Навечерие Пасхи – за торжественное обновление обетов Крещения согласно какой-либо формуле, установленной Церковью;
- во время торжества Пятидесятницы – за благочестивое пение (или чтение) гимна "О, Сотворитель, Дух, приди...";
- во время торжества Пресвятых Тела и Крови Христа – за благочестивое участие в Евхаристической процессии;
- в праздник Пресвятого Сердца Иисуса – за молитву посвящения себя и всего человечества Пресвятому Сердцу Иисуса: "О Иисус милосердный...";
- во время праздника Свв. апостолов Петра и Павла – за благочестивое использование культового предмета, благословленного Святым Отцом или каким-либо епископом, одновременно с исповеданием веры в произвольной форме;
- 2 августа (в престольный праздник в часовне Порциункула в Ассизи) – за благочестивое чтение молитв "Отче наш" и "Верую" при посещении кафедрального собора или приходской церкви;
- 1-8 ноября – за благочестивое посещение кладбища и молитвы за усопших;
- 2 ноября, в день Поминовения всех усопших верных – за посещение церкви либо часовни и чтение молитв "Отче наш" и "Верую";
– в торжество Христа-Царя – за молитву посвящения всего человечества Иисусу Христу, Царю мира;
- 31 декабря – за пение (или произнесение) в церкви или в часовне гимна: "Тебя, Бога, славим..." в качестве благодарения за полученные в течение года благодеяния.

Прочие возможности получения индульгенции

Другие дела, дающие возможность получить полную индульгенцию:
- принятие благословения Святого Отца "Граду и Миру" ("Urbi et Orbi");
- участие в торжествах, связанных с повсеместно провозглашенным днем призваний, днем больных, либо в других подобных делах;
- в годовщину собственного крещения – обновление обетов крещения согласно какой-либо формуле, установленной Церковью;
- в день посвящения семьи Сердцу Иисуса или Святому Семейству – благочестивое чтение установленной молитвы перед образом Пресвятого Сердца Иисуса либо Святого Семейства;
- участие в Евхаристическом богослужении при завершении Евхаристического конгресса;
- благочестивое участие в Евхаристической процессии;
- участие в духовных упражнениях (по крайней мере, в течение 3 дней);
- перед угрозой смерти (Церковь рекомендует священникам, чтобы во время совершения таинств с людьми, которым угрожает смерть, они всегда давали также специальное благословение с полной индульгенцией.
Если же возле верующего, которому угрожает смерть, нет священника, Церковь тоже дает ему эту индульгенцию, если только верующий принимает соответствующее решение и при жизни читает какие-либо молитвы. В этом случае Церковь избавляет его от трех условий, обычно требуемых для получения полной индульгенции, и предписывает для ее получения использование распятия или креста. Эту индульгенцию можно получить и в том случае, если в этот день верующий уже получил полную индульгенцию);

Индульгенция также дается за:

- посещение кафедрального собора в праздник свв. апп. Петра и Павла или в престольный праздник, или в день литургического праздника Кафедры св. ап. Петра (22 февраля); в день освящения Латеранской базилики (9 ноября), 2 августа (при этом следует читать молитвы "Отче наш" и "Верую");
- посещение храма, имеющего особенное значение в масштабах епархии, страны или мира, в престольный праздник; раз в году в день, выбранный самим верующим,
- в случае, если он участвует в групповом паломничестве к этому храму и читает молитвы "Отче наш" и "Верую";
- посещение приходского храма в престольный праздник и чтение молитв "Отче наш" и "Верую";
- посещение храма в годовщину освящения самого храма или его алтаря, сопровождающееся чтением молитв "Отче наш" и "Верую";
- посещение храма или часовни, в которых до истечения года со дня беатификации или канонизации совершаются торжества в честь новых святых или блаженных (при этом следует читать молитвы "Отче наш" и "Верую");
- посещение храма или часовни в дни литургической памяти основателей институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, сопровождающееся чтением молитв "Отче наш" и "Верую";
-участие в мессе, совершаемой по случаю юбилея 25, 50, 60 или 70-й годовщины рукоположения в священники либо юбилея 25, 40 или 50-й годовщины рукоположения в епископы;
- принятие Первого Причастия либо сопровождение других, принимающих Первое Причастие;
-благочестивое участие в первой мессе рукоположенного священника;
- во время епархиального Синода – благочестивое посещение храма, в котором проходит Синод, и чтение там молитв "Отче наш" и "Верую";
- однократно – во время пастырского визита – за присутствие при священнодействии, которым руководит лицо, осуществляющее визит.
Полную индульгенцию можно получить раз в день. Ее нельзя получить вторично, даже если человек в то же самый день совершит поступки, за которые предусмотрено получение индульгенции. Исключение составляет только случай угрозы смерти, при котором в тот же день индульгенцию можно получить вторично.

Индульгенция

(лат. Indulgentia от лат. indulgeo, «терпеть, позволять») - в католической церкви освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. Вопреки распространённому заблуждению, индульгенция не имеет никакого отношения к отпущению грехов, которое дается только в таинстве исповеди.

Согласно катехизису Католической Церкви, индульгенция - это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими.»

Согласно учению Католической церкви, последствия греха - двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить, исповедав грех. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усугубляя его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним, путем побуждения человека к совершению молитв, дел милосердия и.т.д.

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим.

Полная индульгенция дается при обязательном соблюдении следующих условий:

* Исповедь.

* Причащение.

* Молитвы в интенции Папы.

* Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа, Богоматери, святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Богословское обоснование индульгенции впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200-1263). Эта концепция была признана Церковью в 1343 г. папой Климентом VI.

В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.). Злоупотребления индульгенциями ставленника майнцского архиепископа монаха Тецеля послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения.

В 1567 г. папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчеты.

Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенном в 1968 г. и дополненном в 1999 г.

Индульгенции за пределами Католической Церкви

На Востоке в ряде мест вплоть до XX столетия существовала практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια); в начале XVIII в. Досифей Нотара, греко-православный Патриарх Иерусалима, писал о ней как о древней, всем известной практике. Согласно Христосу Яннарасу, отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии. Согласно Константинопольскому Собору 1727, правом выдачи таких свидетельств обладали четыре Патриарха (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). Уже в апреле 1806 Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.

Литература

* Катехизис католической церкви. Ст. 1471

* Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. М, 2002.


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Индульгенция" в других словарях:

    - (лат. indulgentia, от in в, и dulcis сладкий). Отпущение грехов, даваемое папами при соблюдении некоторых условий; проща (добыть прощу). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ лат. indulgentia … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского indulgentia милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом … Современная энциклопедия

    - (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12 13 вв.) явилась средством обогащения духовенства … Большой Энциклопедический словарь

    - (по латыни милость) в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов. В 12 13 вв. католическая церковь вела широкую торговлю… … Исторический словарь

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, индульгенции, жен. (лат. indulgentia прощение) (ист., церк.). В католической церкви папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, и, жен. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию кому н. (также перен.: дать разрешение на какие н. действия, поступки;… … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. выдаваемые папою прощения, отпуски грехов прошлых, а иногда и будущих; наши униаты называли это прощею; добыть прощу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 2 грамота (14) отпущение грехов (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ближайшим образом означает разрешение от наложеннойцерковью эпитимии. Первоначально церковные наказания состояли впубличном, по большей части годичном покаянии, посредством которогосогрешивший и исключенный из общины должен был доказать… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12 13 вв.) явилась средством обогащения духовенства. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

    Индульгенция - (indulgence), полная или частичная отмена христ. церковью наказания за грех, а также отпущение грехов. Идея И. существовала в той или иной форме еще на заре христианства, однако широкое распространение получила с 11 в., когда ее давали тем, кто… … Всемирная история

Книги

  • , Рауш Томас , Как и во что верят католики? Что такое индульгенция и конфирмация? Что ожидает церковь в третьем тысячелетии? Какие проблемы волнуют христианский мир сегодня? На эти и другие вопросы вы… Категория: Католичество. Протестанство Серия: Современное богословие Издатель: ББИ ,
  • Католичество в третьем тысячелетии , Рауш Томас , Как и во что верят католики? Что такое индульгенция и конфирмация? Что ожидает церковь в третьем тысячелетии? Какие проблемы волнуют христианский мир сегодня? На эти и другие вопросы вы… Категория:

Индульгенция. Определение ее следующее - это полное или частичное освобождение от наказания за совершенные грехи, которое дает церковь верующему. самое отпущение греха) давалось обычно во время исповеди. Почему нужно было вводить такое сложное понятие? Придет верующий к

священнику. Покается. Священник назначит ему наказание. Верующий выполнит. И будут ему прощены все прегрешения. Так было в обычных условиях. Но все чаще стали возникать такие ситуации, когда еженедельное посещение Храма становилось невозможным. Например, повсеместно находились верующие, желающие предпринять паломничество к Святым местам. Что делать в этом случае? Не покаяться - немыслимо. Но в паломничестве нет ничего не угодного Богу.

Было придумано понятие «индульгенция»

Это своеобразное отпущение грехов наперед. То есть человек, заплатив определенную сумму, передавал церкви свою обязанность искупать грехи. За него это делали уже священники и монахи, выполняя его «наказание». При этом верующий освобождался от обязательного посещения Церкви, так как возможности такой он в путешествии не имел. Вроде все совершенно логично. Человек заплатил за то, чтобы его духовные обязательства выполняли церковные

служащие, в то время как он сам будет занят другими богоугодными делами.

Значение слова индульгенция

Латинское indulgentia переводится как «милость» или «прощение». Эта привилегия не даровалась просто так. Для того чтобы получить свиток (а индульгенция была письменным документом), нужно было иметь достаточно серьезные основания. Если на начальных этапах с причинами, по которым верующий просил «милость» очень серьезно разбирались (к таковым относились: паломничество, участие в крестовых походах и некоторые иные), то со временем индульгенцию стало возможным получить любому желающему за мзду. Деньги жертвовались на нужды церкви. Таким образом, со временем стало возможным несколько перефразировать понятие: индульгенция - это получение искупления еще не совершенного греха за денежное вознаграждение. Но этот смысл понятие обрело не сразу.

Расцвет индульгенции

С момента введения понятия фактически его использовали очень редко, считая, что покаяние должно все же совершаться лично. Допускать перекладывание этого ответственного поступка на чужие плечи Церковь не хотела. Только в очень редких случаях человеку могла быть выдана индульгенция.

Это считалось своеобразным доказательством несовершенства человека. Он слаб и грешен. Нечастыми случаями использования индульгенции Церковь только подчеркивала этот факт. А вот во времена все резко изменилось. Множество воинов Церкви отправлялись в дальние страны с богоугодной миссией. Мало того, что они лишались возможности выполнять покаяние, так еще и грехов за время похода у них скапливалось бесчисленное множество. Таким образом, каждый, кто отправлялся в поход во имя Христа, получал от Церкви отпущение всех грехов, которые он совершит во время странствия.

Расширение понятия

В средние века «покаяние» уже выдается не только путешественникам. Так как в широком смысле «индульгенция» - это «милость», то ее начинают использовать в менее принципиальных случаях. Так появляется возможность «купить» себе право употреблять яйца в пост. Особую «милость» получали Со временем само понятие индульгенции сильно изменилось. Оно воспринималось не как покаяние, а как разрешение Церкви на совершение любого греха. Стали считать, что документ освобождает не только от искупления, но и от самого неугодного Богу деяния. Такая позиция вызывала большую критику со стороны просвященных умов.