Анализ произведения чудик шукшина кратко. Герой рассказов В. М. Шукшина - чудик (Школьные сочинения). Анализ рассказа "Чудик"

Анализ рассказа "Чудик".

В. М. Шукшин пришёл в литературу со своим героем, что и способствовало появлению в критике таких понятий, как "шукшинский герой" и "шукшинская жизнь".Шукшинский герой живёт в селе или посёлке, реже в городе.Но писатель не делит героев на "городских"и "деревенских", и не противопоставляет деревню городу, как это может показаться,он озабочен нравственным состоянием человека, вне зависимости от места жительства.

Герой Шукшина всегда неоднозначен. В нём есть то, что способно вызвать и гнев, и сострадание, и иронию,и горькое раздумье о не сложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения.Излюбленный герой писателя – это особенный человек,в людской молве окрещённый "чудиком".Это фантазёр и поэт, стремящийся одарить окружающих сказкой, легендой. Люди талантливые всегда щедры. Они ищут пути к сердцу человека, чтобы шуткой, игрой пробудить ответное чувство,с которым приходит согласие и взаимопонимание.Но вся чудаковатость, странность таких героев – лишь внешняя. Их внутренний, характер воспринимается не как нечто ненормальное, а как нравственно – эстетический идеал Шукшина.

Своему любимому литературному типу – " странному человеку", "чудику" – посвящает рассказ В. Шукшин. На примере эпизодов из жизни главного героя автор поднимает проблему духовной деградации общества, в котором не ценятся лучшие природные человеческие качества: открытость, непосредственность, доброта. "Не понимаю: почему они стали злые?"- с отчаянием говорит о людях главный герой, а вместе с ним и автор.

В центре рассказа – человек, на необычность которого Шукшин указывает сразу же,дав ему странное прозвище – Чудик. Чудик – значит странный, необычный, вызывающий удивление. Таким странным, непонятным кажется главный герой окружающим людям, а главное жене, человеку,вроде бы, самому близкому и понимающему. Но и она называла мужа чудиком ласково лишь "иногда", как иронично замечает автор.

В обрисовке образа главного героя Шукшин пользуется интересным приёмом: уподобляет Чудика ребёнку, ненавязчиво находя детские черты в его внешнем облике и поведении. Этим автор подчёркивает природную чистоту его сердца и непосредственность душевного склада – качества, которые, казалось бы, не могут вызвать у окружающих ничего кроме симпатии… Но на деле всё происходит иначе.

Портрет главного героя весьма своеобразен: "крупное мясистое лицо", "круглые глаза" отражают особенности его внутреннего мира.

Круг,окружность – символ законченности, гармонии, которая царит в его душе, не омрачённой злобой и завистью. Дважды употреблённый эпитет "круглый" даёт нам возможность также увидеть героя, удивлённо смотрящего на жизнь, словно ребёнок, постигающий мир.

Как и ребёнок, Чудик не умеет говорить о красоте, но чувствует её: ему хочется упасть "в облака, как в вату" и осязать их каждой клеточкой тела.Здесь к нему приходит детское желание "поесть в самолёте – ради любопытства".Чудик разрисовывает детскую коляску петушками и цветочками, напоминая этим своим поступком читателю о шаловливой непосредственности ребёнка. А ещё он "обожает сыщиков и собак". И только в конце рассказа (что не случайно) читатель с удивлением узнает, что Василию Егоровичу Князеву – это настоящее имя Чудика – тридцать девять лет от роду".Но окружающие не воспринимают его как обычного взрослого человека,им мешает детское начало в его характере. "Вы - взрослый человек, не в детсаде",- замечает Чудику строгая телеграфистка. "Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз", - цинично изрекает в самолёте читающий сосед героя,словно почувствовав в чудике ребёнка. А сноха Софья так просто его ненавидит его. Чудик, как ребёнок, болезненно переносит человеческую ненависть, ему становится очень больно и страшно. Он хочет теплоты, участия и любви, - всего того, что привык дарить окружающим он сам.

Почему же люди стали жестокими и равнодушными? Почему они так ненавидят простодушие и искренность? Причину этого автор видит в том, что человек забывает, каким он был в детстве, забывает свои истоки и подменяет истинные ценности ложными. Так сосед в самолёте занят чтением газеты,а "до живого человека ему дела нет". Сноха Чудика, уехав из деревни, стала стесняться своего происхождения и, устроившись буфетчицей в городском учреждении, стала смотреть свысока на "деревенских" и преклоняться перед "ответственными" и " руководителями". Такие люди, оторвавшись от своих корней, медленно деградируют, сами того не замечая. Это их автор устами главного героя называет "психами", а странный Чудик видится ему более нормальным, чем все остальные.

Символична в этом плане сцена с искусственной челюстью. Искусственная челюсть – деталь здесь неслучайная: это символ искусственности, неестественности, безжизненности общества, которое Шукшин показывает всё же не мрачно и пессимистично, а в комическом свете.

Образ Чудика в рассказе, несмотря на внешнюю странность, является олицетворением лучших природных человеческих качеств, лучших черт национального характера. Именно Чудика делает автор героем, не оторвавшимся от своих корней, от природы, в которой человек черпает силы и здоровье, нравственное и физическое.

В понимании главной мысли рассказа – о неразрывной связи человека с естеством, с природой, - очень важна последняя сцена. Возвращаясь из города, Чудик " снял новые ботинки " и бежит по " тёплой мокрой траве ".От соприкосновения с землёй всё его существо ликует и выливается в песню.

Музыка и обновляющаяся дождём природа помогают главному герою вновь обрести, наконец, душевную гармонию и покой.

В творческой мастерской писателя.

Не бывает никогда ни у кого,

чтобы легко писать,

чтобы лилось из-под пера.

Писать всегда трудно и чем труднее,

тем лучше выходит.

А. Толстой.

Написать хорошую книгу, рассказ, повесть не так-то просто. Писатель не один, не два раза переделывает написанное, исправляя и дополняя его. Он вдумывается в каждое слово, в каждое предложения и, используя богатства нашего языка, находит единственно нужное слово и единственно нужный порядок слов.

Познакомимся с различными редакциями одного и того же произведения, поищем изменения и постараемся определить, чем они вызваны.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Простонал мой бедный Савельич Простонал мой Савельич

Я поблагодарил бедного Савельича. Я поблагодарил Савельича

Не успев хорошенько обдумать Не успев обдумать

Пугачёв грозно посмотрел. Пугачёв посмотрел.

А. С. Пушкин освобождает текст от излишних эмоциональных слов, главным образом - традиционных эпитетов – определений, выраженных прилагательными и наречиями.

Этот проклятый заячий тулуп. Это заячий тулуп.

(исключаются из текста бранные,

вульгарные слова).

Armer Kerl Бедный малый.

(заменяются иностранные слова

русскими)

От радости проговорился. От радости проболтался.

(книжное слово заменяется разговор-

«Челкаш» М. Горького

Вчитываясь и вдумываясь в текст, ученики приходят к выводу, что заменив деепричастиесжимался , Горький обращает наше внимание на то, что оба действия (греб и сжимался) совершенно равноправны, не подчинены одно другому, в то время как в первой редакции действие, выраженное деепричастием сжимаясь , имеет добавочное действие и подчинено глаголу-сказуемому греб.

Следующие тексты предлагаются:

«Челкаш» М. Горького

(В исправленной редакции А.М. Горький вместо трёх употребил одно причастие, потому что скопление причастий нарушает благозвучие речи.)

«Коновалов» М.Горького

(В окончательной редакции рассказа «Коновалов» Горький решил исключить причастный оборотвыражавшийсятолько мягким блеском глаз, и предложение, не потеряв своего смысла, стало легче, прозрачнее: в первой редакции предложение было сложной конструкции к сочинением и подчинением и, кроме того, в нём было два причастных оборота; в последней редакции горький сделал предложение простым с причастным оборотом.

Познакомившись с работой писателя над текстом, учащиеся приступают к исправлению текстов, часть которых взята из творческих работ самих детей. Например:

Неправильно

Правильно

1. Въезжая в Сечь, их никто не остановил.

2. Присев на край койки, глаза Джона остановились.

3. Вспомнив все это, на глазах у Васи навернулись слезы.

4. Получив тяжелую рану, разведчика спасли товарищи.

5. Дворник вел под уздцы лошадь, весело крутя мордой.

1. Когда они въезжали в Сечь, их никто не остановил.

2. Когда Джон присел на край койки, глаза его остановились.

3. Когда Вася вспомнил все это, у него на глазах навернулись слезы.

4. Когда разведчик получил тяжелую рану, его спасли товарищи.

5. Дворник вел под уздцы лошадь, которая весело крутила мордой.

(Не следует употреблять одних и тех же союзных слов при последнем подчинении как в последнем примере. В таком случае приходиться или заменить одно придаточное предложение причастным оборотом или заменить его другой конструкцией.)

В заключение решается несколько занимательных задач.

1.Продавщица оставила такую записку: «Через полчаса буду есть апельсины». Как следует понять написанное с такими знаками препинания? (Продавщица через полчаса будет есть апельсины.) Чтобы правильно передать мысль продавщицы, надо было бы написать так: Через полчаса буду. Есть апельсины.

2.На воротах одной из дач мы прочли такую надпись: «Стучите, злая собака!» Как понимать написанное? (Хозяин дачи обзывает всякого приходящего к нему злой собакой, так как слова злая собака при такой пунктуации являются обращением.) Чтобы предупредить о злой собаке, что, очевидно, хотел сделать хозяин дачи, надо было бы написать так: Стучите! Злая собака.

3. Какие пунктуационные ошибки изменили смысл предложений: 1) «Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах двадцать».2) «Саша сидела на скамейке, которая стояла в саду и ждала подругу».

4.Какую ошибку допустил ученик при чтении этих строчек Некрасова:

Свекровь её тут же старушка/

Трудилась. На полном мешке//

Красивая Маша - резвушка/

Сидела с морковкой в руке.

(Ученик сделал паузу не на точке, а после слова «на полном мешке» и получилось, что на полном мешке не Маша – резвушка сидела, а трудилась свекровь – старушка.)

5. Какое слово в предложении Мой отец занимается отловом живых карасей лишнее? (Слово живых , так как ловить можно только живых карасей.)

Труд писателя требует больших знаний, любви к слову, наблюдательности,умения использовать богатства языка.Благодаря титаническому труду писателей и поэтов создаются произведения, волнующие каждого из нас, доставляющие огромное эстетическое наслаждение.

Рассказ «Чудик», по классификации Шукшина , относится к типу «рассказ-судьба». Чудик – это определённый образ, который вызывал интерес Шукшина-писателя. В сюжете рассказа, в коротком эпизоде просматривается целая жизнь. Читатель угадывает и прошлое, и будущее героя.

Проблематика

В рассказе Шукшиным поднимается излюбленная проблема - отношение между городскими и сельскими жителями. Чудик подмечает, что «в деревне люди лучше, незаносистее». Он приводит в пример своих односельчан, ставших Героем Советского Союза и кавалером Славы трёх степеней. Чудик ценит свою деревенскую жизнь, даже воздух, не собирается менять её на городскую.

Другая важная проблема рассказа – семейные отношения, которые могут строиться на любви и доверии или на взаимном недовольстве (семья брата). Во многих рассказах о чудиках поднимается проблема взаимоотношений чудака с детским взглядом на жизнь, живущего сердцем, и людей, которыми движет разумный прагматизм.

Герои рассказа

Главный герой рассказа зовётся Чудик . Так называла его жена, часто в негативном контексте. Слово «чудик» стало определением типичного шукшинского героя. Особенность этих героев в том, что они просты, бесхитростны, не приспособлены к жизни и неудобны для близких. С ними всё время что-нибудь случается, и это мешает жить другим. Они вредят нечаянно, желая другим добра. Чудики инфантильны, живут сердцем.

Таков Чудик. Его портрет подчёркивает простоту и беззлобность, он похож на младенческий: круглое мясистое лицо, круглые иссиня-белые глаза. Автор сразу сообщает, что Чудик не умеет шутить, делает вид, что не боится дальней дороги, уважает городских людей. Все эти черты характера тоже детские, хотя герою 39 лет.

Подростковое желание произвести впечатление заставляет Чудика «весело и остроумно» сообщить очереди, что у прилавка лежит 50-рублёвая бумажка (половина месячной зарплаты). Чудику кажется, что у него получилось. Но читатель ведь уже знает, что Чудик не умеет острить. Даже обнаружив, что это он потерял деньги, Чудик не решается их забрать. Как подросток, он не уверен в себе и боится, что его осудят и бумажку не отдадут.

Чудик боится даже своей жены, как ребёнок боится ругани матери. И действительно, жена пару раз стукнула его шумовкой по голове.

Люди подмечают простоту Чудика и учат его жить, делают ему замечания, хотя он старается всем угождать.

Когда он подбирает в самолёте вставную челюсть пассажира, тот ругает Чудика, что подобрал он её грязными руками. Строгая телеграфистка отказывается отправлять телеграмму жене в стихах, напоминая ему, что он – «взрослый человек. Не в детсаде». Сноха Софья Ивановна тоже делает замечание, когда Чудик громко поёт (с её точки зрения – орёт): «Вы ж не на вокзале». Лучшее дело Чудика – украшение детской коляски. Чудик – мастер своего дела, он уже расписывал печку, «что все дивились».

Шукшин подводит читателя к мысли, что чудной и ненормальный вовсе не Чудик, а окружающие, которые отвергают проявление чувств и сами чувства, называя их поцелуями и соплями.

В Чудике нет злости, поэтому он так тяжело переносит злость в других: «Когда его ненавидели, ему было очень больно». Сталкиваясь с ненавистью, Чудик теряет смысл жизни, не борется, а уходит.

Брат Чудика Дмитрий и его сноха Софья Ивановна – выходцы из деревни, но живут в городе. Дмитрий тоскует по родине, расспрашивает брата о доме и мечтает приехать с семьёй в гости. Софья Ивановна стремится порвать все старые связи и мечтает о карьере, как она её понимает. Своего мужа и его брата Софья считает неудачниками, потому что они из деревни. Её карьера состоит в том, что она работает буфетчицей в каком-то управлении. Детей она тоже готовит к городской успешной жизни, по словам отца, мучит их на «пианинах» и на фигурном катании. По замыслу Шукшина, её делает злой разрыв с родной деревней, с природой. Хотя трудно не разозлиться, если коляску (дорогую вещь) разукрасили детскими красками, которые смываются водой при первом дожде. Так что Шукшин не принимает чью-либо сторону в конфликте.

Сюжет и композиция

Сюжет рассказа – путешествие Чудика к брату, с которым не виделся 12 лет, в город на Урале. Путешествие сопряжено со многими опасностями, герой переживает приключения: он теряет деньги и вынужден вернуться обратно за новыми, самолёт садится на картофельное поле с риском для жизни пассажиров. Судьба будто противится Чудику, и не случайно. Всё путешествие Чудик ощущает себя ничтожеством, несколько раз вслух задаёт себе вопрос: «Почему же я такой есть-то?» Это вопрос о смысле жизни: почему герой отличается от других и как ему жить в мире с другими людьми?

Рассказ состоит из трёх частей. В первой герою приходит в голову мысль проведать брата. Вторая часть – собственно путешествие (автобус – поезд – самолёт – дом брата).

Третья часть – решение вернуться домой и само возвращение. Герой испытывает огромное счастье от того, что приезжает в привычную среду, где он чувствует себя не чудиком, а полезным и нужным человеком, умеющим трудиться: он перекрыл в доме крышу и построил веранду, работает в деревне киномехаником.

Имя главного героя и его профессия возникают в последнем абзаце рассказа, после описания особенно «деревенского» и «детского» поступка: Чудик вернулся домой и побежал босиком, сняв ботинки под дождём.

Сюжет рассказа, если опустить бытовые подробности, соответствует фольклорному сюжету сказки «Что муж ни сделает – то и хорошо». Мужик меняет имущество с убытком для себя, оставаясь ни с чем, но жена рада, что он пришёл домой живым и здоровым. Читатель покидает героя как раз в тот момент, когда он подходит к дому. Можно предполагать, что жена встретит его, как жена из сказки, но финал рассказа открытый. А вот жена брата Дмитрия не похожа на сказочную.

Стилистические особенности

В рассказе мало диалогов по сравнению с другими рассказами Шукшина. Характер героя раскрывается через его поступки и через внутренний монолог. Читатель видит мир глазами Чудика, с его точки зрения оценивает слова и поступки других людей. Именно поэтому читатель воспринимает иронически замечание Чудика, что его жена и сноха «не злые, а психи».

Сместив точку зрения в сторону восприятия детского или чудного, Шукшин побуждает читателя задать себе вопрос, ничего ли он сам не упускает в жизни.

В своём творчестве В.М.Шукшин является продолжателем традиций А.П.Чехова. Комические эпизоды, в которые попадают его герои, раскрывают их характеры, становятся катализатором необычности, индивидуальности, самобытности сельских персонажей, вышедших из глубин народа. Эти герои со временем получили прозвище – «чудики», потому что их восприятие действительности никак не вязалось с общепринятыми нормами этикета. Кажется, что они грубы и скандальны, но на самом деле они живут по своим представлениям о добре, правде, красоте.

Рассказ «Чудик», написанный в 1967 году, считается визитной карточкой Шукшина. Главный герой обозначен с первых строк: чудик. Почему? Потому что с ним постоянно происходят какие-то неприятности, попадает он вечно в дурацкие и безвыходные положения. Однако он умудряется оставаться добрым и беззлобным, почти как Акакий Акакиевич в гоголевской «Шинели»: ему сыплют бумажки на голову, а он молчит и просит взглядом: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Так и чудик. Каждый человек, с которым он сталкивается, ведёт себя нормально: телеграфистка требует исправить легкомысленный текст, пассажир в самолёте возмущен прикосновением к потерянной, валявшейся на полу, вставной челюсти, а жена брата требует немедленно изгнать непутёвого декоратора. Действительно, нечего лезть в чужие дела, но ему кажется, что его участие поможет людям. Это его мироощущение, его правда. Чудаковатость любимых героев Шукшина - это форма проявления их духовности, выплеск их светлой души. «Чудики не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь», - говорил В.М. Шукшин.

Современники, знавшие Шукшина, говорили, что и сам писатель частенько попадал в такие ситуации. Неискушённый в светских лицемерных приличиях, он частенько казался нелепым, неуместным в среде, избранной для работы и творческой деятельности. Много сил потребовалось писателю и актёру, чтобы утвердиться в своей писательской манере, проложить свой неповторимый путь и получить признание. Герой Шукшина проживает небольшой эпизод, в котором высвечиваются его простота и честность, открытость миру, желание добра всем. Лишь в конце, в последнем абзаце автор говорит о своём герое: «Звали его Василий Егорович Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».

Зачем эта анкета, «знакомящая» с героем, о душе и жизни которого вроде бы уже «все сказано». Нет, здесь самое главное – мечта Василия Князева, в которой проявляется детская наивность уже немолодого, зрелого персонажа. Ещё одна черта, показывающая детскость чудика – поездка к брату в период летних работ, когда день год кормит. Некая праздная лёгкость исполнения здесь и сейчас задуманного во что бы то ни стало. Он не приземлён, он оторван от обыденности, он ищет чего-то необычного.

Малознакомый мир, в который попадает чудик, наполнен какими-то другими, непривычными нормами и правилами. И он теряет на вокзале не деньги, а что-то гораздо более ценное – веру в добро. Не то чтобы совсем, но он, поняв, что отдал только что свои деньги, – не знает, как вернуться, понимая, что ему не поверят. Уходит, обрекая себя на выволочку со стороны жены. А пятьдесят рублей в конце шестидесятых – это целая зарплата за месяц. Люди, окружающие чудика, интересны ему. Он внимательно вслушивается в их разговоры, пытается даже подражать им, потому что городские жители априори «лучше», культурнее деревенских. Поэтому их злобность, неприятие, оскорбляют Василия Князева: «Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить?» – думает он после скандала с женой брата.

Шукшин описывает переживания своего героя трогательно и предельно просто, что вызывает умиленную улыбку, грустную, но добрую. Иногда чудика становится жаль. Но автор не пытается вызвать сочувствие, хотя он любит своих героев. Скорее он упрекает читателей в чёрствости, неумении разглядеть душу человека за деревенским обличием, диалектом.

Вернувшись домой, Василий идёт босиком по мокрой земле, как былинный богатырь, черпая силы, компенсируя утраченные жизненные ценности. Земля - символ духовных накоплений человека традиционного склада, связанного с историей и современностью родины. Пока есть такие чудики – есть чистое, наивное, человеческое начало, хранящее неповторимую прелесть нашей родины – России. Жаль, что сегодня этот тип напрочь утерян, а вместе с ним безвозвратно потеряны народные традиции нравственного, одухотворенного бытия. Кто их возродит? Увы, нет сегодня ответа на этот вопрос…

Центральной темой произведения является раскрытие конфликтного противостояния города и деревни, представленный в рассказе на примере образов основных персонажей в качестве деревенского жителя Василия Егоровича Князева, прозванного Чудиком, его брата Дмитрия и жены брата Софьи Ивановны.

Сюжетная линия рассказа повествует о поездке главного героя в город с целью погостить в семье брата, с которым долгое время не виделся.

Чудик представляется писателем в качестве тридцати девятилетнего мужчины, типичного представителя деревенской жизни, работающего на селе киномехаником и обожающим собак, находящегося в полном взаимопонимании с окружающим его миром. При этом Чудик отличается бесхитростным характером и простым отношением к людям.

Долгожданная поездка к брату оказывается для Чудика полной приключений, в которые мужчина постоянно попадает. Собираясь в путешествие, Чудик отправляется в магазин за подарками племянникам и обнаруживает лежащую под торговым прилавком пятидесятирублевую купюру, которую он принимает за чужую потерю и не решается присвоить себе. Однако позже понимает, что деньги являются его собственной пропажей и ему приходится приобретать подарки за счет незапланированных расходов.

Следующая нестандартная ситуация происходит с Чудиком во время посадки самолета, осуществленной по необходимости на деревенском поле, а не в соответствии с установленными правилами на взлетной полосе, в результате которой сидящий в соседнем кресле мужчина теряет вставную челюсть, а Чудик, подняв ее по простоте душевной, получает от соседа вместо благодарности недовольные претензии.

Зайдя в почтовое отделение с целью отправки телеграммы жене об удачном прибытии, Чудик сталкивается с черствостью телеграфистки, которая без жалости сокращает текст отправления, написанный Чудиком с искренней любовью, на бездушные, бумажные слова.

Добравшись до дома брата, Чудик сталкивается с негативным отношением к себе со стороны снохи Софьи Ивановны, которая, хоть и является уроженкой деревенских мест, считает себя городской жительницей и не признает недалеких сельских родственников. Для общения братьям приходится бродить по улицам города, где они без помех могут придаваться детским воспоминаниям.

Для того, чтобы изменить к себе отношение снохи, Чудик решает подготовить Софье Ивановне сюрприз в виде нанесения красочных рисунков на детскую коляску, тем самым полностью рассердив и настроив сноху против его пребывания в их доме. Терзаясь душевной болью, Чудику приходится вернуться в родные края, так и не поняв неприятие людей его искренности и естественной открытости, но при этом не обижаясь на них.

В образе деревенского жителя писатель раскрывает проявление истинных человеческих качеств в виде наивности, доброты, радушия, а также демонстрирует необходимость изъявления доверия и уважения в отношениях между людьми, доказывая на примере Чудика красоту, отзывчивость и великодушие человеческой души.

Вариант 2

В 1967 году Шукшин написал рассказ «Чудик» . По названию можно понять, о каком человеке пойдет речь. Главный герой – Василий Князев работает киномехаником в селе. За его странности жена прозвала его Чудиком. Василий постоянно попадает в переделки, немного смешные и безвыходные ситуации. Абсолютно безобидный и добрый человек, старается быть незаметным, услужливым, очень боится обидеть кого-то. Здесь можно провести параллель шукшинского героя с гоголевским Акакием Акакиевичем. Там тоже описан беззлобный человек, которого все обижали, а он просто хотел, что бы его оставили в покое. Наивному Чудику присуща особенность: постоянно он влипает в неприятности. Даже его чистосердечные попытки оказать помощь превращаются в какую-то трагикомедию.

В самом начале рассказа описывается случай в магазине. Во время поездки к брату на Урал Чудик покупает гостинцы для племянников и теряет деньги. Но сразу он не понял, что сам выронил их, а подумал, их потерял другой покупатель и вернул деньги на кассу. Вскоре, уже выйдя из магазина, он понимает, что это именно он и есть тот, кто потерял купюру. Но вернуться назад и попросить свои деньги, объяснив ситуацию, не может. Ему стыдно! Он боится, что люди ему не поверят и подумают, будто он собирается зажулить чужие деньги! Хотя эта потеря для него - настоящее горе, ведь в то время это пятьдесят рублей были немалые деньги. Кстати, подобный эпизод имел место в реальной жизни самого Шукшина.

Далее описаны приключения в самолёте, который приземляется на картофельном поле. Чудик пытается поговорить с лысым соседом ремни, но тот не изъявил желания, уткнувшись в газету. Во время посадки мужчина падает и у него вылетает вставная челюсть. Василий по доброте душевной решил помочь. Но найдя утерянную челюсть, получает скандал вместо признательности. Соседу, видите ли, не понравилось, что к его «сокровищу» прикасались руками. Приехав, наконец, к брату Дмитрию, Василий с первых минут чувствует неприязнь невестки, ее враждебное отношение. Бедолага не в состоянии понять, в чем его вина. Чудик разрисовывает детскую коляску для одного из малышей брата, желая задобрить сноху. Но опять сделал только хуже. За это его практически выгоняют из дома. Снова ему сделали больно. В который раз уже ему стало больно и страшно...

В произведении упоминается, что Василий уже в достаточно зрелом возрасте. Ему 39 лет. Тем не менее он остается наивным и доверчивым, как дитя. Чудик трогательный и простой персонаж, его постоянно хочется пожалеть. Но с другой стороны, чистоту и любовь в этот мир приносят именно такие нелепые добряки. В. М. Шукшин говорил: «Чудики не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. …Они украшают жизнь».

Василий Макарович Шукшин появился на свет в крестьянской семье. Работал в родном колхозе, потом освоил профессию слесаря. В армейские годы увлёкся творчеством. Позднее, вернувшись в село, закончил экстерном школу, начал работать учителем. Позже уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет. Одновременно с учебой писал для журналов небольшие рассказы. Его работы в кино и литературные произведения одинаково талантливы.

Несколько интересных сочинений

    Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее

    Жизненные ценности весьма обширное понятие, которое охватывает, по сути, все сферы человеческой жизни. Ценности могут быть как материальными, так и нравственными.

  • Анализ поэмы Василий Теркин Твардовского

    Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

  • Образ и характеристика Осадчего в рассказе Поединок Куприна сочинение

    Одними из главных героев являются Ромашев и Назанский. Здесь они зеркально отражены в своих мыслях, поступках и чувствах. А самым жестоким человеком является Осадчий.

  • Сочинение Смысл названия романа Преступление и наказание (10 класс)

    В название своей книги Достоевский вложил полярные оппозиции, в какой-то степени тезис и антитезис, из которых, как известно по законам диалектики, предполагаемо, но практически неизбежно, возникает синтез

В рассказе Шукшина «Чудик», анализ которого мы проведем, представлен конфликт города и деревни, как и во многих других рассказах этого автора. В сущности, здесь явлен внутренний конфликт деревенского мира: все три персонажа рассказа (сам Чудик, настоящее имя которого читатель узнает лишь в конце — Василий Егорович Князев, его брат Дмитрий и жена Софья Ивановна) — выходцы из деревни.

Сюжет рассказа «Чудик» Шукшина многократно встречается в литературе и фольклоре: это неудачные похождения деревенского чудака в городе. Все комические ситуации и недоразумения обусловлены его незнанием стандартов, условностей, порядков городской жизни. Но именно он и оказывается носителем истинных представлений о ценностях жизни, которые не поняты и отвергнуты злым самонадеянным городом. Чаще всего в произведениях с подобным сюжетом носителем истинных представлений о ценностях жизни, носителем истинного ума оказывается деревенский человек. К такой же трактовке близок и Шукшин.

Самый серьезный конфликт ждет Чудика в доме его брата Дмитрия. Он обусловлен немотивированной, как ему кажется, ненавистью снохи, Софьи Ивановны, которой ни сам Чудик, ни его брат Дмитрий не могут ничего противопоставить.

Причина неприятия в том, по мнению Дмитрия, что Чудик — «никакой не ответственный, не руководитель. Знаю я ее, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает... Она и меня-то тоже ненавидит — что я не ответственный, из деревни». Эти слова проясняют причину конфликта между братьями и Софьей Ивановной: с ее точки зрения, мерилом жизненного успеха становится руководящая должность в управлении, названия которого не может вспомнить Дмитрий. Это и толкает братьев, вытесненных Софьей Ивановной на улицу, на попытку выявить истоки обозначившегося противостояния и сопоставить деревенский и городской образы жизни.

Кульминацией конфликта в рассказе Шукшина «Чудик» становится как раз попытка Чудика его погасить — как-либо задобрить сноху, попытка, как всегда, вполне нелепая. Он решил разрисовать детскими красками, вероятно акварельными, коляску своего младшего племянника. Это приводит к новой вспышке гнева со стороны Софьи Ивановны, на сей раз, думается, вполне обоснованной: вряд ли коляску могли украсить рисунки Чудика («По верху колясочки Чудик пустил журавликов — стайку уголком, по низу — цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток...»), вполне, к примеру, уместные на печи, но не на стандартном предмете фабричного производства, обладающем принципиально иной эстетической природой, что героем вовсе не осознается: «А ты говоришь — деревня. Чудачка. — Он хотел мира со снохой. — Ребенок-то как в корзиночке будет». Однако сноха «народного творчества», как осмысляет свои деяния Чудик, не поняла, что и привело к скорейшему разрешению конфликта — изгнанию Чудика при беспомощном горьком молчании брата Дмитрия, не имеющего, судя по всему, права голоса в собственном доме.

В чем смысл недовольства Софьи Ивановны братом своего мужа? Да в том, что она утратила способность ценить человека, находящегося в традиционной системе ценностей, живущего в деревне, удовлетворенного этой жизнью, не желающего принимать городские стандарты в силу того, что его устраивают свои собственные — так, как он их понимает. Он не стремится в «ответственные», удовлетворен работой деревенского киномеханика, находится в мире с самим собой, с сельским миром, его породившим и воспитавшим, а потому вызывает у Софьи Ивановны не просто равнодушие, но активное неприятие, раздражение. Почему?

Шукшин, размышляя о том, что происходит, если человек уезжает в город (еще хуже — в поселок городского типа), приходил к самым неутешительным умозаключениям, полагая, что деревня теряет хозяйку дома, мать, жену, а город обретает еще одну хамоватую продавщицу. Именно это мы и видим в образе снохи Чудика, Софьи Ивановны, в прошлом деревенской девушки, в настоящем — буфетчицы в неком управлении. Дело, вероятно, в том, что она-то как раз и утратила те качества, которые не утратил Чудик: лад с деревней, удовлетворенность ее миром, гармонию с самим собой. Уехав из деревни и отвергнув ее моральные ценности, не удовлетворившись теми критериями жизненного успеха, которые предлагает сельский мир, она устремилась в город, восприняв «управление», в котором работает буфетчицей, «ответственных» в этом управлении как людей, достигших высших жизненных успехов, реализовавших свой жизненный потенциал. Любой иной сценарий жизненного пути — Чудиков ли, мужа Дмитрия — ею осмысляется как проигрыш, неудача, проявление человеческой несостоятельности. Поэтому те прелести деревенской жизни, о которых размышляют братья, воспринимаются ею как жалкая попытка оправдать перед собой собственную несостоятельность и вызывают резкое неприятие, почти ненависть в отношении к «неудачникам», потерпевшим едва ли не жизненный крах, — собственному мужу и его деревенскому брату. Но суть в том, что крах терпит сама Софья Ивановна: отказавшись от прежних ценностей, такой человек не обретает новых, но не осознает этого, полагая, что «ответственная» работа в «управлении» и есть высшая цель жизненного пути человека. Это и есть тот самый нравственный вакуум, в котором оказывается деревенский человек, утратив связь со своим миром и не обретя новых социальных связей.

Если жизнь Дмитрия можно действительно воспринять как неудачу («Вот она, моя жизнь! Видел? Сколько злости в человеке!.. Сколько злости!» — жалуется он на жену своему брату), то о Чудике этого сказать никак нельзя. Несмотря на сложные отношения уже с собственной женой, которая время от времени разъясняет мужу его ничтожество с помощью шумовки, которой бьет его по голове, герой пребывает в полной внутренней гармонии с миром деревни, его породившим, с миром, в котором он живет и будет жить. Покажите это, обратившись к эпизоду возвращения Чудика после его неудачного городского вояжа к себе в деревню. Почему именно в этот момент герой перестает быть «чудиком» и обретает свое подлинное имя?

Противостояние города и деревни чаще всего в рассказах Шукшина дано с точки зрения деревенского жителя — именно он несет в себе скрытую агрессию против города. Горожане же (те, для которых культура города является естественной, родной), напротив, миролюбивы, чаще всего описываются либо нейтрально, либо с симпатией, как «кандидаты» Журавлевы. Подчас противостояние деревни городу сказывается в желании селянина утвердить свою значимость, свою состоятельность и превосходство над горожанином, как в рассказе «Срезал», иногда — в ненависти к односельчанину, утратившему прежние корни и не обретшему новые, как в «Чудике», иногда — в желании удивить горожанина чем-то невероятным, невозможным, исключительным, как в рассказе «Миль пардон, мадам!». Все эти попытки, впрочем, оказываются совершенно нелепыми и выявляют лишь одно: разлад селянина с самим собой и миром деревни, неудовлетворенность собственной жизнью, невнятное стремление к чему-то исключительному, в основе чего лежит трагическое для национальной судьбы разрушение деревни как одной из форм социальной жизни и национального бытия. Шукшин фиксирует трагический этап в развитии русской судьбы: в середине XX столетия деревенский мир утратил лад с самим собой и перестал удовлетворять человека, выросшего и воспитанного в нем. При этом новые идеалы, суррогаты городской жизни, конечно же не смогли заполнить культурный и нравственный вакуум, образовавшийся в результате ухода селянина из деревни. На этом завершим анализ рассказа Шукшина «Чудик».