Ян Амос Коменский, (1592–1670), чешский педагог гуманист, епископ, изобретатель классно урочной системы
Куда не влекут способности, туда не толкай.
Так как мы воспитываем людей, а не попугаев, то они должны быть постоянно руководимы ясным светом ума.
Войны необходимо отвергать как нечто звериное, ибо людям подобает гуманность. Не войны, а мир ставьте себе целью своей жизни!
Аристотель сравнил человеческую душу с чистой доской, на которой еще не было ничего написано, но на которой, однако, можно было бы написать все… Разница в том, что на доске линии можно проводить лишь до пределов ее краев, между тем как для письма и чертежа в уме ты никакой границы не найдешь, потому что ум безграничен.
Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.
Не гонись за похвалами, но старайся действовать похвально.
Легко следовать за тем, кто правильно идёт впереди.
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
Без примера ничему не выучишься.
Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того - как это оно не было открыто раньше?
Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.
Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
Книги - это инструмент насаждения мудрости.
Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.
Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.
Ничто притворное не может быть продолжительным.
Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.
Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.
Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».
Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.
Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.
Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Тот, кто мало знает, малому может и учить.
Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай?
Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00
Коменский Ян Амос , знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель, родился в 1592 г. в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев. Он учился в братской латинской школе, преподавание там было настолько нудным и неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Два года он проучился в Гейдельбергском университете, затем совершил путешествие по ГЪлландии. Вернувшись в Чехию, Ян Амос стал учителем школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на «Правила более легкой грамматики». В 1616 г. он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1612 г. приступил к работе над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка». Этот труд занял у него 44 года. В 1627 г. Каменский начал работать над «Дидактикой» на чешском языке и закончил ее в 1632 г., почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки — латынь— под названием «Великая дидактика» (1633—1638). Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и иннициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Вместе с тем в определении цели воспитания у Каменского отчетливо прослеживается влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни. В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать его надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учащихся.
В 1650 г. Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци. Вернувшись через пять лет в город Лешно, он пережил ужасы новой войны — в 1656 г. город был сожжен и разграблен шведами, воевавшими с Речью Посполитой. Дом самого Коменского был также сожжен, во время пожара погибли все его книги и почти все рукописи.
По приглашению амстердамского сената в 1657 г. он выехал в Голландию, где прожил до самой смерти. В Амстердаме Каменский продолжил работу над начатым еще в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 г., рукописи остальных пять частей найдены только в 30-х гг. 20 в.; полностью этот утопический труд был опубликован в Праге на латинском языке в 1966 г. Итог своим трудами Каменский подвел в книге «Единственно необходимое» (1668).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
В большинстве педагогических работ Каменский стремится дать свое определение учителю, который, в его понимании, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Умер в Амстердаме в 1670 г.
Цитаты:
- Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
- Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
- Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.
- Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.
- Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.
- Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее и всего ревностнее — наилучшее.
- Куда не влекут способности, туда не толкай.
- Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.
- Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
- Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
- Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
- Ничто притворное не может быть продолжительным.
- Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
- Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.
- Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
- Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.
- Тот, кто мало знает, малому может и учить.
- Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
- Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
- Что такое красивый невежда как не разукрашенный перьями попугай?
- Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.
- Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
- Книги — это инструмент насаждения мудрости.
- Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.
- Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?
- Без примера ничему не выучишься.
- Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
- Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.