Курдский язык на какой похож больше. Значение курдский язык в литературной энциклопедии. Дополнительная информация о курдском языке

Курдский язык относится к иранской ветви индоиранской группы индоевропейских языков. На самом деле, «курдский язык» – это собирательное название группы диалектов, на которых говорят 16-35 млн. человек в Турции, Ираке, Иране, Сирии и Закавказье. Литература на курдском языке стала появляться только в начале 20 века.

Систематическое сравнение с другими иранскими языками показывает, что курдский язык относится к северо-западным иранским языкам. Согласно теории Д. Макензи (1961 г.), историческая родина курдов могла находиться в центральной части Ирана. Хотя курдский язык имеет долгую историю, о доисламском периоде его существования практически ничего не известно. Один из первых письменных памятников на курдском языке – это «Черная книга», сборник священных текстов езидов. Считается, что ее написал шейх Али ибн Мусафир, основатель этой религии, в 13 веке.

Первая курдская грамматика была издана в Риме в 1787 году. Ее автор – итальянский священник Маурицио Гарцони, 18 лет занимавшийся миссионерской деятельностью в Курдистане. Эта книга сыграла очень важную роль в курдской истории, поскольку она стала первым научным признанием самобытности курдского языка. На значительной территории Курдистана курдский язык некоторое время находился под запретом. Так, в Турции он был запрещен после государственного переворота в 1980 году вплоть до 1991 года.

Сегодня курдский язык имеет официальный статус в Ираке. В Сирии, напротив, издание книг, газет и журналов на курдском языке запрещено. До 2002 года употребление курдского языка в Турции также было сильно ограничено: например, запрещалось его использование в учебных заведениях и в средствах массовой информации. В Турции до сих пор не признается курдское письмо и запрещены курдские имена, которые содержат буквы X, W, Q, отсутствующие в турецком алфавите. В 2006 году турецкое правительство разрешило частным телеканалам вести передачи на курском языке, однако продолжительность этих передач была ограничена: 45 минут в день или 4 часа в неделю. Первый турецкий государственный телеканал на курдском языке начал круглосуточное вещание 1 января 2009 года под лозунгом «Мы живем под тем же небом», а в его передачах используются буквы X, W, Q.

Сегодня литературный курдский язык существует в виде двух региональных стандартов: центрального (сорани), на котором говорят на западе Ирана и основной части иракского Курдистана, и северного (курманджи), распространенного в Турции, Сирии и отдельных областях Ирака и Ирана. В ходе своего развития курманджи претерпел меньше изменений, чем сорани, – как в фонетике, так и в морфологической структуре. Особняком стоит язык горани: он явно отличается от курманджи и сорани, однако с ними его роднит общая лексика, а с сорани – ряд общих черт в грамматике. Несмотря на отличия, горани классифицируется как диалект курдского языка. Отчасти это связано с тем, что его носители, населяющие юг и юго-восток Курдистана, идентифицируют себя как курдов.

Гласные в курдском языке, как и в большинстве современных иранских языков, противопоставляются по качеству: они могут иметь вторичное различие по долготе, не влияющее на общую долготу слога. Однако это различие отражается в системах письма, применяемых в курдском языке, в связи с чем различаются три «кратких» гласных и пять «долгих».

Основная часть курдской лексики имеет иранское происхождение. Довольно много слов заимствовано из фарси и арабского языка, что связано с принятием ислама. Незначительную часть иноязычной лексики составляют заимствования из армянского, турецкого и западноевропейских языков. Есть также и курдские слова с непонятной этимологией.

"Нет горше языка и нет слаще языка", - гласит курдская поговорка. Какие они, курдские языки - одни из самых популярных языков Востока?

Какой он - язык курдов?

Курдские языки относятся к иранской группе. Произошли от мидийского, но в Средние века были подвержены влиянию арабского, персидского, а позже и В данный момент на курдском говорят около 20 миллионов человек. Но между ними есть существенные различия, так как они говорят на разных диалектах и пользуются различными алфавитами.

Объясняется это тем, что курды живут на территориях, принадлежащих разным странам. В Иране и используют в Турции, Сирии и Азербайджане - а в Армении - армянский (до 1946 года) и кириллицу (с 1946 года). Курдский язык делится на 4 диалекта - сорани, курманджи, зазаи (думили) и гурани.

Где распространены курдские языки?

Наибольшее распространение получил курдский язык в Турции, Иране, Ираке, Сирии, Азербайджане, Иордании и Армении. 60% курдов проживает в Турции, Северо-Западном Иране, на севере Ирака и Сирии (Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Центральный Курдистан), разговаривают и пишут на диалекте курманджи. Около 30% курдского населения живут в Западном и Юго-Восточном Иране, Восточном и Юго-Восточном Ираке (Южный и Юго- Восточный Курдистан) пользуются диалектом сорани. Остальная часть используют диалекты зазаи (думили) и гурани (южнокурдский).

Курдский язык: азы

Для желающих быстро выучить язык курдов подойдет курдский язык для начинающих, который включает самые основные фразы на курманджи, сорани и южнокурдском.

Дем баши/Силав/Силам - Привет.

Чони?/Ту баши?/Хасид? - Как дела?

Чаким /Башим/Хасим - Отлично.

Супас/Сипас/Сипас - Спасибо.

Ткае/Тика диким/То хва - Пожалуйста.

Хва легели/Мал ава/Биниште хваш - До свидания.

Мин том хош давет - Я тебя люблю.

То минит хош давет? - Ты меня любишь?

Вере бо эре/Вере - Подойди сюда/ подойди.

Бо кве эррой - Куда ты идешь?

То чи декей?/То херики чит? - Что ты делаешь?

Эчим бо сер кар - Я иду на работу.

Кей дегерриетеве?/Кей дейтеве? - Когда ты вернешься?

Хериким демеве; эве хатмеве/эз зиврим/ле писа тиемеш - Я возвращаюсь.

Кари то карек дикей? - Кем ты работаешь?

Мин эрром/ мин деве бирром - Я собираюсь...

Мин башим/эз башим - У меня все в порядке.

Мин баш ним/эз нейе башим/ ме хвес нийим - у меня не все в порядке/ - У меня нет настроения.

Мин нехошим - Мне плохо.

Чи йе/эве чийе/эве чес? - Что это?

Хич/Чине/Хюч - Ничего.

Бирит экем/мин бирйа те крийе/хюрит кирдиме - Я скучаю по тебе.

Дейтеве; дегерейтеве/ту йе би зирви/тийедев; герредев? - Ты вернешься?

Найемеве; нагерремеве/эз на зиврим/нйетийемев; нйегерремев - Я не вернусь.

При общении на незнакомом языке не стоит забывать про язык жестов, который практически один и тот же во сем мире, за исключением некоторых. Их можно уточнить перед поездкой в страну, где предстоит общение с курдами.

Нави мин... э - Меня зовут...

Йек/ду/се/чувар/пенч/шеш/хефт/хешт/но/де/язде/двазде/сезде/чарде/панзде/шанзде/ хевде/хежде/нозде/бист - один/два/три/четыре/пять/шесть/семь/восемь/девять/десять/одиннадцать/двенадцать/тринадцать/четырнадцать/пятнадцать/шестнадцать/семнадцать/восемьнадцать/девятнадать/двадцать.

Дюшемме/дюшемб/дюшеме - Понедельник.

Шешемме/шешемб/шешеме - Вторник.

Чуваршемме/чаршемб/чваршеме - Среда.

Пенчешемме/пенчшем/пенчшеме - Четверг.

Джумха/хейни/джуме - Пятница.

Шемме/шеми/шеме - Суббота.

Йекшемме/экшемби/йекшеме - Воскресенье.

Зистан/зивистан/зимсан - Зима.

Бехар/бихар/вехар - Весна.

Хавин/хавин/тавсан - Лето.

Пайез/пайыз/пайых - Осень.

Ресурсы для изучения курдского языка

Лучший способ выучить курдские языки - это постоянная практика, а лучший вид практики - это Это может быть как преподаватель, так и обычные люди, для которых курдский является родным.

Найти таких людей можно в группах в социальных сетях, посвященных курдскому языку и культуре. Обычно там можно найти видеоуроки для начинающих, словарь и разговорник, посмотреть картинки с надписями на курдском, почитать стихи в оригинале и, если что-то непонятно, спросить носителей языка.

Если хочется получше познакомиться с культурой курдов, то можно найти и группы посвященные курдской музыке и кухне.

Если нет возможности пообщаться с носителем, то можно найти курсы для самостоятельного обучения курдскому языку.

КУРДСКИЙ ЯЗЫК, язык курдов, один из иранских языков, относящихся к северо-западной группе. Распространен в основном в исторической области Курдистан, разделенной между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. За пределами Курдистана небольшие общины курдов проживают в Армении и Туркмении (ок. 200 тыс. чел.). Общее число говорящих на курдском языке – более 20 млн.

Курдский язык представлен многочисленными диалектами. По одной из существующих классификаций, диалекты делятся на две большие группы: северную – курманджи и южную – сорани. Имеется два варианта литературного языка: в Ираке на основе сорани и в Армении на основе курманджи.

В вокализме насчитывается 9 гласных фонем. Для сорани характерно также наличие дифтонга . В консонантизме 30 согласных фонем. Для диалектов курманджи характерно четкое противопоставление придыхательных и непридыхательных глухих смычных согласных p-p", t-t", k-k" и аффрикат с-с" (в сорани это противопоставление недостаточно четкое), одноударного r и раскатистого , нижнефарингального h и верхнефарингального . В некоторых курманджийских диалектах существует ряд эмфатических согласных . В группе диалектов сорани представлен веляризованный l, которого нет в курманджи. Ударение силовое и, как правило, падает на последний слог. Имена существительные в курманджи характеризуются категориями рода (мужск. и женск.), числа (ед. и мн.), определенности/неопределенности и падежа (прямой, косвенный и звательный). Имеются изафетная конструкция. В литературном языке и некоторых говорах сорани утрачен падеж, а в некоторых говорах (например, в сулеймани) утратилась и категория рода. Глагол имеет две основы (наст. и прош. вр.). Имеется три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. В изъявительном наклонении в курманджи 6 видо-временных форм (наст., простое прош., прош. длительное, перфект, плюсквамперфект, будущее), а в сорани пять (нет формы будущего времени; будущее действие выражается формой наст. вр.). Различаются три вида личных окончаний глагола (первичные в формах наст. вр.; вторичные в формах прош. и прош. длительного изъявит. наклонения; окончания перфекта). Выделяются два типа спряжения: субъектное и объектное (только при переходных глаголах в прошедших временах). В сорани при объектном спряжении добавляется местоменная энклитика, присоединяемая либо к глаголу, либо к одному из предшествующих ему слов.

Первые письменные памятники курдского языка, написанные арабоперсидским алфавитом, датируются 11 в. В курдском языке применяются три системы письма: в Ираке используется письмо на основе арабоперсидского алфавита с добавлением некоторых знаков и диакритик, в начале 1930-х годов в Сирии и Турции использовалось письмо на основе латиницы, в Армении на основе русского алфавита с 1946 (с 1921 на основе армянской графики, с 1929 на основе латиницы).

Согласно утверждениям ученых-курдоведов, на протяжении своей истории курдский язык неоднократно подвергался изменениям. Соответственно некоторым источникам, протославянский говор сменился картвельским, а затем индоевропейским. Но несмотря на все эти изменения, курды сохранили в своем языке (курманджийский диалект) около 6 тыс. славянских слов до наших дней.
Курманджийским диалектом пользуется подавляющее большинство курдского народа. По словам Марра, на севере западные курды имеют в обиходе слова киммерийско-скифского диалекта, тогда как у южных курдов того же ареала они отсутствуют.
Курды долгое время не имели алфавита. В Турции пользовались латинским алфавитом, в Иране, Ираке и Сирии - арабским, а в Советском Союзе в разное время курды пользовались то латиницей, то кириллицей.


Современный курдский язык принадлежит к северо-западной подгруппе иранских языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской семьи языков, ничего общего не имеющий с арабским и тюркским языками. Он похож на персидский и иные языки иранской группы так, как русский язык похож на польский или норвежский - на немецкий.
В качестве самостоятельного языка, по имеющимся в курдоведении сведениям, курдский язык существует с Ахмединского периода (VI - IV вв. до н. э.).


Общее для курдского народа название «курды», являющееся дериватом географического названия «Кор Диди», встречается в форме «Кордуэну (Гордиэну)» в греческих источниках как название нынешней центральной части Курдистана, позже получившей переименование «Бахтинан» - «место лучшей веры», «святыня».


Имеются также названия и самоназвания отдельных групп курдского народа, говорящих на разных диалектах: «курмандж», называющие свой диалект «курманджи»; «соран», называющие свой диалект «сорани»; «лур», диалект которых называется «лури»; «горан», называющие свой диалект «горани». За ними следуют названия и самоназвания отдельных племенных и религиозных объединений: «курды-мусульмане» и «курды-езиды (эзди)», относящиеся к курманджам и говорящие на диалекте курманджи; «курды-баджалан» и «курды-заза», относящиеся к горанам и говорящие на двух разных говорах диалекта горани-баджалани и зазаи, и т. д.


За последние десятилетия в связи со значительным ростом национально-освободительного движения в Курдистане и признанием его широкой мировой общественностью особенно активизировались различного рода тенденции к расколу этнического единства курдского народа. Имеются попытки представления курдов как конгломерата представителей различных народов - турок, персов, арабов и т. д., а их языка - как смеси языков этих народов. Наблюдается явное стремление колонизаторов Курдистана (особенно Турция) и других темных кругов исключить из состава курдского народа некоторые племена и религиозные объединения и определить их как самостоятельные народности, якобы имеющие свои самостоятельные языки. В их число включаются курды-лур, курды-заза, а также курды-езиды, которые вместе с основной частью курдов-мусульман являются курманджами, говорят на одном и том же диалекте курманджи и отличаются от них лишь езидской религией - древней исторической религией всего курдского народа, в средние века вытесненной исламом у основной части народа - предков нынешних курдов-мусульман.


Курдский язык - единый, общенародный язык, средство общения для всего курдского народа. Он сохраняет самостоятельность и колоритность на всей территории распространения безотносительно к разобщенности частей говорящего на нем народа.
Начиная со второй половины XIX в. - периода бурного подъема национальной жизни на всей территории Курдистана, курдский язык все шире приобретает статус развивающегося на всех уровнях национального языка. Этому способствуют: издание на различных диалектах курдского языка памятников устного народного творчества, широко отражающих идею единства народа; выход в свет художественной, научной и общественно-политической литературы; участие представителей разных племенных и религиозных объединений, носителей разных диалектов в борьбе за национальные права.


Курдский язык функционирует в двух формах: устно-разговорной и письменной. Основным средством общения для всего народа служит устно-разговорная форма. Она используется в повседневном бытовом и трудовом общении в следующих трех широко распространенных функциональных вариантах: в повседневном просторечии, особой речи высокого стиля (культурно-достойной речи) и речи фольклорного повествования. Они отличаются друг от друга присущими только им специфическими структурными и функциональными особенностями.


На основе устно-разговорной формы в связи с появлением курдской письменности возникла письменная (письменно-книжная) форма, развивающаяся в художественной, учебной, общественно-политической и периодической литературе. Она отличается от устно-разговорной формы рядом особенностей и, в первую очередь, большой сложностью синтаксиса и наличием значительного количества составных названий и терминов, в том числе и интернациональных.
Современный курдский язык представляет чрезвычайно богатую лексику, фразеологию и паремиологию, обладает богатыми стилистическими ресурсами, имеет широкий состав функциональных стилей. Показателем его совершенства служат высококачественные переводы на этот язык наилучших образцов русской и мировой литературы: «Мать» М. Горького, «Судьба человека» М. Шолохова, произведения А. Пушкина, А. Чехова, Н. Гоголя, Л. Толстого, М. Лермонтова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Т. Шевченко и др.


В основном курды пользуются только родным курдским языком. Вместе с тем у отдельных групп курдского народа наблюдается двуязычие - курдско-иранское (в Иранском Курдистане), курдско-турецкое (в Турецком Курдистане), курдско-арабское (в Иракском и Сирийском Курдистане), курдско-армянское, курдско-грузинское, курдско-азербайджанское, курдско-русское (в некоторых республиках СНГ).


В настоящее время обучение на курдском языке нигде не ведется. Как отдельный предмет он преподается в школах курдских сел Республики Армения и некоторых школах Казахстана.
Первый дошедший до нас письменный памятник на курдском языке в арамейской графике, отражающий события арабских нашествий на Курдистан и Иран и содержащий ценные данные по языку и истории курдского народа того времени, относится к VII в. Формирование письменной традиции в Курдистане особенно заметным становится начиная с X - XI вв. К этому периоду относится произведение курдского просветителя и поэта Али Харири на курдском языке на основе арабской графики. В дальнейшем этой графикой пользуются в своих произведениях представители всей ранней и средневековой курдской классической литературы - выдающиеся курдские поэты и писатели: Мелае Джизири (1101-1169), Факие Тайран (1302-1375), Ахмеде Хани (1591-1652), Исмаил Баязеди (1642-1709), Хана Кубади (ум. 1699), Нали (1800-1856), Салим (1805-1869), Курди (1812-1850), Хаджи Кадыр Койи (1816-1894), Мир Шакар Али Динарванд (1825-1865), АбасХан Азади (1858-1899) и др.


В хаотичный период после Чалдырана курды, реагируя на чужую турецкую (румийскую) или же персидскую (аджамийскую) оккупацию, начали проявлять национальное самосознание, создавая классическую литературу на курдском языке, развивая эпические, патриотические, лирические и мистические чувства.


Ахмеде Хани (1591-1652), курдский поэт и философ, родился в Центральном Курдистане. Его могила, находящаяся у подножия большого Арарата, является местом паломничества. Он - «поэт бедных людей», как называл себя сам. В предисловии к своей эпической работе «Мам у Зин» он сообщает, что написал ее на курдском языке для того, чтобы остальные народы не говорили, что у курдского народа нет культуры. Этот воистину курдский кобзарь мечтал о независимом Курдистане, призывал курдов к единству и объединенной общенациональной борьбе.


До последнего времени литература на курдском языке издавалась в Республике Армения - на основе русской графики, в Швейцарии, ФРГ и некоторых других странах - на основе латинской графики.
Письменно-книжная, литературная форма курдского языка функционирует в двух вариантах: северо-западном - на основе северо-западного диалекта курманджи, и юго-восточном - на основе юго-восточного диалекта сорани. Издаваемая на этих диалектах литература, представленная в разных графических системах, не является в достаточной степени доступной для всеобщего пользования. Вместе с тем, как показывают результаты конкретных наблюдений над диалектной структурой курдского языка, курдский народ при соответствующей общественно-политической ситуации в Курдистане может избежать двувариантности литературного языка и иметь единый общенациональный литературный язык на основе лишь одного диалекта курманджи в его бахдинанской разновидности, самой понятной, доступной для всех носителей языка.


Каждая из четырех диалектных форм курдского языка (курманджи, сорани, горани и лори) имеет различные по степени распространения варианты в виде говоров, подговоров и т. д. (фейли, кельхори, заза и т. д.).


На диалекте курманджи говорят курдское население районов к западу от озера Резайе в Иранском Курдистане, все курды СНГ и Турецкого Курдистана (за исключением курдов-заза, расселенных в районах Эрзрума, Харпута, Диарбекира и Дерсима), курды Сирийского Курдистана и районов Акра, Амеди, Дыхок, Захо и Шейхан Иракского Курдистана.
На диалекте сорани говорит курдское население районов Киркука, Сулеймание, Ревандуза и Эрбиля в Иракском Курдистане и районов Мехабада, Саккыза, Бокана, Бане и Сене Иранского Курдистана. За ними лее с юга следует диалект горани, распространенный в полосе от Сене на юго-запад вдоль Ирано-Иракской границы до линии, проходящей от г. Мандали (Ирак) в Эседабад. Южнее и юго-западнее от этой линии встречается диалект лори (группа говоров лекки, фейли, калхори, мамесани, бахтяри), носители которого компактно населяют районы, расположенные в полосе между Султанабадом, Дау-латабадом и Ханекином на севере до линии, проходящей от Шираза через Казерун до Персидского залива на юге.


Носители всех диалектов курдского языка, несмотря на их значительную территориальную разрозненность, обладают единым этническим и национальным самосознанием. Сами же диалекты, имеющие единый грамматический строй и общий словарный фонд, в ряде случаев резко отличаются друг от друга своими фонетическими, лексическими и синтаксическими особенностями. Среди них в сравнительно-сопоставительном плане специально исследованы пока лишь основные диалекты - курманджи, сорани и, в некоторой степени, горани.


Изучение курдского языка начинается со второй половины XVIII в. К этому периоду относится первая элементарная грамматика курдского языка итальянского миссионера М. Гарцони, написанная на материале диалекта курманджи. В 1856 - 58 гг.

выходят труды русского ученого П. Лерха, в которых рассматриваются диалекты курманджи и зазаи, а в 1864 г. - работа венского ученого Ф. Мюллера, посвященная описанию курдского говора зазаи. В 1865 г. был издан его же небольшой грамматичес¬кий очерк о диалектах курманджи и зазаи. Вслед за ним в 1857 г. выходит краткий очерк М. Ходьзко, посвященный морфологии сорани, а в 1872 г. - курдская грамматика американского миссионера А. Ри со словарем хакрийского говора. В 1880 г. была издана курдская грамматика Ф. Юсти, а в 1891 г. - труд С. А. Егиазарова, содержащий ценные сведения о грамматике курдского языка.


Интерес востоковедов к курдскому языку значительно возрастает в первой половине XX в. К этому периоду относятся работы О. Манна, Э. Соуна, Л. Фоссума, Р. Джардина, П. Бейдара, посвященные грамматике курдского языка, описанию его говоров.
Более интенсивно и основательно исследуется курдский язык начиная с конца 50-х гг. В 1956 г. выходят грамматики курдского языка Али Бадирхана Камурана, в 1957 г. - исследования английского курдоведа Д. Н. Мак-Кензи, посвященные сравнительному изучению диалектов курдского языка.

Ведущими центрами изучения курдского языка продолжают оставаться: Институт востоковедения и Институт языкознания АН России, Институт востоковедения Республики Армения. Среди важнейших работ по курдскому языку, написанных сотрудниками этих институтов, следует назвать: «Язык курдов СССР» Ч. X. Бакаева (М., 1973), «Грамматика курдского языка на материале диалектов курманджи и сорани» К. К. Курдоева (М., 1978). «Очерки курдской грамматики» И. И. Цукермана (М.-Л., 1962), «Основы фразеологии курдского языка» М. У. Хамояна (Ереван, 1982) и др.