Фидий – краткая биография. Фидий. Древнегреческий скульптор периода высокой классики Что создал фидий

Фидий родился вскоре после Марафонской битвы, примерно в 490 году до нашей эры в Афинах. Сведений о его жизни очень мало, кроме того, в настоящее время нет ни одной древнегреческой статуи, про которую можно с уверенностью сказать, что это работа Фидия. Его творчество известно по описаниям античных авторов, а также более поздним копиям и тем скульптурам, которые предположительно приписываются Фидию.

Точно неизвестно, у кого учился Фидий скульптурному мастерству — предположительно это были Гегий, Агелад и Полигнот — знаменитые древнегреческие скульпторы. Фидий работал в Афинах, Платеях, Олимпии и Дельфах. В Олимпии его мастерская располагалась за Альтисом, священным участком, на котором был расположен храм Зевса. Сейчас на этом месте находится церковь, построенная в V веке нашей эры.

Фидий считается основоположником европейского искусства и одним из самых лучших представителей классической скульптуры. Именно он первым стал использовать правило золотого сечения, которое в честь него назвали греческой буквой φ. Большинство из известных древнегреческих скульпторов считаются учениками Фидия.

Фидию приписываются многие античные произведения скульптуры, большинство из которых не сохранились. Одно из семи чудес света, статуя Зевса, было построено Фидием. Кроме того, его работами считаются «Афина Парфенос», «Афина Пемния», «Раненая амазонка», «Медуза Ронданини» и многие другие. Для создания скульптур он использовал хрисоэлефантинную технику, работая с золотом и слоновой костью.

Фидий был прекрасно осведомлен о многих законах оптики. Сохранилась история о том, как он соперничал с Алкаменом — им обоим заказали статуи Афины на высоких колоннах. Фидий создал скульптуру, казавшуюся на земле непропорциональной и некрасивой. Когда же статуи поставили на колонны, скульптура Фидия несомненно стала выглядеть гораздо лучше, чем работа Алкамена.

Согласно Плутарху, Фидий помогал Периклу осуществлять реконструкцию Афинского Акрополя в классическом стиле, придав ему нынешний облик.

Взаимоотношения с согражданами Фидия были довольно напряженные: так, его обвиняли в воровстве золота, которое он использовал для создания плаща Афины. Скульптор заранее продумал такой вариант и сделал плащ из съемных пластин, чтобы его можно было взвесить. Недовес не нашли, и конфликт был исчерпан. Но через некоторое время Фидия обвинили в оскорблении Афины — на ее статуе был найден профиль автора. Скульптора посадили в тюрьму, и там он предположительно покончил с жизнью. По другой версии, его изгнали в Элиду, где он скончался через некоторое время.

Несмотря на множество сведений античных и средневековых авторов о творчестве Фидия, достаточных и точных сведений о его жизни нет. Впрочем, на основании произведений Фидия можно относить расцвет его творчества к периоду между 470 и 430 годами до н.э. Фидий был сыном афинянина Хармида и родственником живописца Панена, проявив при этом и сам большую склонность к живописи. Однако свою жизнь Фидий посвятил скульптуре и после учебы у скульпторов Гегия или Агелада из Аргоса приобрел замечательные технические навыки. Фидий работал с деревом, мрамором, золотом, слоновой костью, бронзой. Отмечалось, что Фидий сделал для классического искусства столько, сколько Перикл для афинской демократии. Это была личность, гениальность которой оставила неизгладимую печать на всей эпохе.
Творчество
В числе ранних произведений Фидия были: хрисоэлефантинная статуя Афины , изготовленная для города Паллены, от которой не сохранилось никакой копии; статуя так называемого Аполлона Парнопия , т.е. изгоняющего саранчу, стоявшая на Афинском акрополе; статуя поэта Анакреонта , копия которой находится в Копенгагенском Музее; Афина Промахос (Воительница) — огромная замечательная статуя, стоявшая на Афинском акрополе близ Пропилеи, о которой говорили, что позолоченный наконечник ее копья было видно с Суния (эта статуя была изготовлена на средства, полученные от военной добычи, взятой в битве при Марафоне ).
Одним из ранних произведений Фидия была также статуя Афины Лемносской — бронзовая статуя богини на Афинском акрополе, посвященная афинскими кле-рухами с острова Лемноса. К тому же периоду, т.е. до времени великого расцвета творчества Фидия, относят создание посвященных в Дельфы бронзовых статуй героев-эпонимов Аттики, но прежде всего хрисоэлефантинную статую Зевса в Олимпии: это была огромная статуя, изображавшая Зевса, который восседал на троне, украшенном рельефным декором из драгоценным металлов и слоновой кости. Высота статуи вместе с постаментом составляла 12 м, причем голова Зевса почти касалась потолка, так что казалось, что если бы бог поднялся, то пробил бы потолок головой.
Рассказывают, что когда Фидия спросили, какой образ вдохновлял его во время работы над статуей Зевса, он ответил, что руководствовался описанием Зевса у Гомера в «Илиаде»: «Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями: / Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида / Окрест бессмертной главы, и потрясся Олимп многохолмный…». Затем, с 448 года до н.э. следует период самых замечательных художественных достижений Фидия, поскольку тогда Перикл пригласил его принять участие в разработке и осуществлении великих планов до художественному украшению Афинского акрополя и в особенности храма богини Афины — Парфенона.
Связь Фидия с Периклом и с образовавшимися вокруг него политическими и культурными кругами окружает особым ореолом образ Фидия, показывая, что это была личность, исключительно выдающаяся в области культуры и искусства. Имя Фидия неразрывно связано с так называемым Золотым Веком, поскольку Фидию был поручен общий надзор и руководство всеми работами, включенными в обширную программу восстановления храмов, разрушенных персами во время их вторжения в Грецию, а также постройки новых монументальных сооружений на Акрополе, в Афинах и во всей Аттике.
Самым значительным из всех сооружений, построенных в ту эпоху, был Парфенон — грандиозный храм Афины Парфенос (Девы) дорийского ордера, построенный на Акрополе. Архитекторами его были Иктин и Калликрат. Этот неподражаемый шедевр архитектуры, который дополнял прекрасный скульптурный декор, созданный самим Фидием, его учениками и помощниками, несомненно, является творением вдохновения и таланта самого Фидия.
Этими произведениями были метопы храма со сценами из Троянской войны, битвы афинян с амазонками, сражения лапифов с кентаврами и битвы олимпийских богов с гигантами.
Сюда же относится также фриз Парфенона высотой 1 м и длиной 160 м с картиной Панафинейского шествия. Здесь представлены изображения богов, жрецов, архонтов, музыкантов, всадников, юношей с гидриями, старцев с ветвями, афинских граждан — мужчин и женщин, юношей, а также лошадей, быков и баранов.
Два фронтона — последняя часть скульптурного декора Парфенона, работа над которыми заняла целых пять лет, — также творения Фидия . В целом обе композиции включают более 50 фигур, а сюжеты их взяты из мифов, связанных с богиней Афиной.
Однако самым замечательным шедевров из всего, что находилось на Акрополе, была хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос — тоже произведение Фидия. Высота статуи составляла 12 м, она находилась внутри храма среди богатейшего декора. Остов статуи был деревянным, обнаженные части тела — из слоновой кости, волосы, одежда и оружие богини — из золота. Однако еще до завершения работ в Парфеноне Фидий оказался жертвой своей дружбы с Периклом, которого пытались сместить постоянно усиливавшиеся противники: ваятель был вынужден покинуть Афины. Противники Перикла поначалу обвинили его в том, что он припрятал для себя часть золота, которое доверило ему государство. Однако Фидий, словно предвидя подобное развитие событий, сделал золотые детали статуи съемными. Он снял золотые детали со статуи, взвесил их в присутствии обвинителей и прекрасно доказал свою невиновность.
Чуть позже Фидия обвинили в богохульстве, поскольку он якобы изобразил на рельефах щита Афины своего друга Перикла и самого себя. На этот раз Фидия удалось осудить и заключить в тюрьму. Тогда (согласно другой хронологической версии) с помощью друзей Фидий бежал и удалился в добровольное изгнание в Олимпию, где создал, как было уже сказано выше, статую Зевса — образец гармонии и величия, которая считается одним из семи чудес света.

Фидий (Phidias) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики

Портрет Фидия

Фидий (Phidias) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики.
Греческое классическое искусство достигло своего высшего расцвета в середине V веке до нашей эры Целая плеяда скульпторов и живописцев первой половины V века до нашей эры и среди них старшие современники Фидия, знаменитые ваятели Пифагор Регийский, Мирон и другие, утверждали в своем творчестве новый стинно греческий художественный стиль. Изображая воина или атлета, мифологического героя или божество, и Пифагор, и Мирон создавали образы человека - живого, красивого, подвижного и сильного. Но и этим талантливым мастерам, и их современникам еще не удалось достичь раскрытия внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Только Фидий сумел вдохнуть в образы классической красоты полнокровную жизнь, показать большую духовную силу человека, его достоинство, ярко охарактеризовать каждого героя, создать грандиозные динамические композиции, полные глубокого внутреннего смысла. Этот великий художник завершил искания своих предшественников, сделал новый большой шаг в развитии реалистического искусства, заняв первенствующее положение среди мастеров своего времени.

О жизни Фидия сохранилось очень мало сведений; трудно даже установить время создания некоторых его работ. Родился он в Афинах в начале столетия, умер в 431 году до нашей эры; работал в разных местах Греции, но большая часть его творческой биографии связана с Афинами. Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников, прославляющих родину и ее героев. С 460 года до нашей эры Фидий начал работать в Афинах. Этот город-государство, передовая греческая рабовладельческая республика, центр греческой культуры, занял во время войны ведущее место и стал в 478 году до нашей эры главой Афинского морского союза. Руководящую роль правительстве Афинского государства играл энергичный и влиятельный политический деятель стратег Перикл. Считая, что Афины вправе благодаря своему положению гегемона греческих государств распоряжаться союзной казной, Перикл решил использовать эти средства на восстановление города и Акрополя.
Выступая на народном собрании афинян, он объяснил им: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение».
Центральный архитектурный комплекс Афин — Акрополь, застроенный до войны культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями, теперь лежал в развалинах. Прежде чем начать его реконструкцию, следовало разобрать руины, очистить место для главных построек, на что потребовалось несколько лет. Но и пустынным Акрополь не мог долго оставаться; постепенно на нем афиняне стали устанавливать статуи богов и героев. была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия.
Одним из первых памятников (около 460 года до н. э.), воздвигнутых на Акрополе, Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ — изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины — покровительницы города. На площади Акрополя, недалеко от входа, была установлена в 450 году до нашей эры величественная бронзовая скульптора высотою 9 м.
Вскоре на Акрополе появилась еще одна статуя работы Фидия. Это был заказ афинян, живших вдали от родины. Поселившись на острове Лемонсе, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившей впоследствии прозвище «Лемния».
Афина Парфенос и Афина Лемния утвердили по всей Греции славу Фидия, и его привлекли теперь к двум самым грандиозным работам того времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя. Руководителем работ по созданию большого и разнообразного скульптурного убранства Парфенона античные литературные источники называют Фидия.
В середине 50-х годов прошлого столетия были открыты археологами развалины мастерской Фидия в Олимпии (к востоку от храма Зевса). В руинах, заброшенных и опустошенных, найдено небольшое количество форм из грубой глины для отформовки из тонких пластинок золота частей женской одежды для небольших фигур, мелкие кусочки слоновой кости, крошки золотой фольги, железные, бронзовые и свинцовые пластинки для скрепления форм и частей деревянной основы статуи, кусочки стекла для инкрустации трона, инструменты из кости и бронзовый молоточек для обработки поверхности золота. Среди инструментов найдена маленькая, покрытая лаком чашечка с процарапанной надписью как бы от имени сосуда «я собственность Фидия»...


Альборн Август, Греческий цветок

Кроме статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий создал ряд других произведений. Так, он принял участие в конкурсе на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. В этом состязании выступили знаменитый современник Фидия пелопонесский мастер Поликлет, ученик и сотрудник Фидия Кресилай и скульптор Фрадмон. Лучшей была признана работа Поликлета. Сохранились три различных варианта статуй амазонки в римских мраморных копиях, а недавно опознан и четвертый вариант. Все амазонки изображены ранеными, вероятно, это было условием заказа. Несколько мраморных римских копий повторяют бронзовый оригинал амазонки Фидия, лучшая из которых недавно открыта в раскопках виллы римского императора Адриана (II век нашей эры) в Тиволи близ Рима.
Амазонка Фидия высокая стройная девушка-воительница, в коротком хитоне, стоит, склонив голову; она ранена в левое бедро и осторожно выставила вперед ногу. Судя по статуе из Тиволи, правой высоко поднятой рукой она опиралась на копье. Мягкие складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения близко напоминают фигуры фриза Парфенона.
Другое из известных произведений Фидия — это статуя Афродиты Урании (небесной), опирающейся ногой на черепаху. Оригинал из золота и слоновой кости, стоявший в храме в Элиде (Пелопонес), погиб в древности; его мраморной копией считают теперь фрагментированную статую в Берлинском музее. Сильная молодая, полная грации женская фигура своими пропорциями, пластичностью, живописной игрой складок одежды походит на возлежащую богиню восточного фронта Парфенона.


Западный фронтон Парфенона

Восточный фронтон Парфенона

Во всех творениях Фидия и его школы ярко воплотились прогрессивные черты греческого искусства V века до нашей эры Фидий создал произведения совершенные в своей художественной форме, полные глубокого гуманизма, величия и вместе с тем простые и понятные всем.
Художник кончил свою жизнь трагически. Политические противники Перикла, стремясь скомпрометировать этого государственного деятеля и его ближайших соратников, обвинили Фидия в утайке золота при работе над Афиной Парфенос. Фидий был заключен в тюрьму и не дождавшись оправдания, там он покончил жизнь самоубийством.

Скульптуры Фидия:


Зевс Олимпийский

Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия. Не сохранилась, известна по описаниям. Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 м, ширина — 28 м, а высота внутреннего помещения была около 20 м. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл.
На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 м в ширину и 1 м в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 м. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.


Раненая Амазонка

«Раненая Амазонка», статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям. Её копией считается «Амазонка Маттеи» (Ватикан).
Фидий исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.
Соответственно, второе место было у Фидия, третье у Кресилая, четвертое у Кидона, и пятое у Фрадмона.


Медуза

Аполлон Кассельский

Аполлон Кассельский, реконструкция

Аполлон Кассельский, реконструкция

«Аполлон Кассельский» — название античной статуи из музея Касселя (запад Германии).
Мраморное повторение римского времени древнегреческой статуи из бронзы (470—460 годы до нашей эры). Ее оригиналом считается статуя Аполлона Парнопия (греч. рarnopios — «изгоняющий саранчу»). Из сообщения Павсания известно, что такая статуя была воздвигнута молодым Фидием на Акрополе в благодарность афинян за избавление от нашествия саранчи.


Гера Барберини
(названа в честь первого владельца, кардинала Барберини)

Афина Лемния

Афина Лемния

Афина Лемния, реконструкция

Афина Лемния, реконструкция

«Афина Лемния» — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450-440 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям. Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на острове Лемнос. Вероятно, стояла неподалеку от Пропилей.
В статуе Афины Лемнии мастеру удалось передать богатство и сложность образа. При взгляде на нее с одной точки видно большое внутреннее напряжение сильной, мужественной богини. С другой стороны Фидий показал спокойную грацию ее движения. Вертикальные ниспадающие складки одежд воспринимаются как каннелюры неподвижной колонны. Складки наброшенной на плечо эгиды передают живое движение Афины, выявляют внутреннюю динамику и напряжение фигуры. В одной руке богиня держала копье, олицетворяя этим постоянную готовность к действию, в другой — шлем, снятый с головы как бы в знак ее миролюбивого, спокойного настроения.


Афина Парфенос, реконструкция

Афина Парфенос, реконструкция

Афина Парфенос, реконструкция

Афина Парфенос, щит, реконструкция

Афина Парфенос, реконструкция

«Афина Парфенос» (Афина Варвакион) — знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания 447-438 годы до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Её копией считается римская мраморная статуя.
Сатуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так: «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний».
Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.


Западный фронтон Парфенона, реконструкция, Спор Афины с Посейдоном

Реконструкции фронтонов Парфенона, выполненные
австрийским скульптором Шверценом, 1904:



Западный фронтон, Спор Афины с Посейдоном за покровительство над Афинами

Восточный фронтон, Рождения Афины из головы Зевса

Западный фронтон, Афина и Посейдон (рядом маслина Афины и соленый источник Посейдона)

Западный фронтон, Слева за Афиной на колеснице богиня Ника, перед ней лошадей придерживает
Тритон. В скульптурной группе сидящего мужчины и обнимающей его женщине усматривают
легендарных царя Кекропа и его дочь, в соседних фигурах его других дочерей и его сына.
Кекропа удалось распознать по змее между ним и дочерью (Кекропа часто изображали
наполовину змеей). Полулежащая фигура слева, какой-то речной бог.

Западный фронтон, Справа за Посейдоном на колеснице его супруга Амфитрита. Далее
располагаются Ирида и Афродита, а за ними, вероятно, дочь царя Эрехтея.
В полулежащей фигуре усматривают нимфу Каллирою.
Мужчина на коленях перед ней какой-то речной бог.

Восточный фронтон, В центре представлены Зевс на троне и Афина в полном вооружении,
которая только что выпрыгнула из головы Зевса.

Восточный фронтон, Справа от нее Гефест, разрубивший по преданию голову Зевса секирой,
чтобы Афина смогла появиться на свет.

Восточный фронтон, Слева въезжает колесница, управляемая, вероятно, Гелиосом. Перед ним сидит
Дионис, затем — Деметра и Персефона. За ними стоит ещё одна богиня, возможно, Артемида.

Восточный фронтон, Справа от Гефеста Посейдон. Далее, возможно, Аполлон и его сестра Диана.
Завершает композицию справа Селена на своей колеснице, въезжающая в море.

Восточный фронтон, Дионис, Деметра, Персефона и Артемида

Восточный фронтон, фрагмент

Одно из семи чудес Древнего Мира . Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом

  • «Афина Промахос » - гигантское изображение богини Афины , замахивающейся копьем, на афинском Акрополе . Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.
  • «Афина Парфенос » . 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне , внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.
  • Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы , проч.) было выполнено под его руководством. О судьбе памятников см. мраморы Элгина .
  • «Афина Лемния » , - ок. 450 г. до н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке . Название - от острова Лемнос , для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.
  • «Афина Арея» в Платеях , ок. 470-450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.
  • (Афина для города Пеллены в Ахайе).
  • Предположительно

    По преимуществу, эти копии атрибутируются не по литературным источникам, а по стилевому сходству:

    • Статуя Деметры . Копии в Берлине и Шершеле, Алжир.
    • Статуя Коры . Копия на вилле Альбани.
    • Вотивный рельеф из Элевсина (Археологический музей . Афины). Римская копия в Музее Метрополитен , Нью-Йорк .
    • Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы). Не путать с Диадуменом Поликлета .
    • «Гермес Людовизи» , Museo Nazionale Romano.
    • «Тибрский Аполлон» , Museo Nazionale Romano.
    • «Кассельский Аполлон» , Лувр

    Техника

    Самые знаменитые работы Фидия - Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике - золото и слоновая кость.

    Новаторство

    Фидий - один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.

    Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно» .

    Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона , и Поликлета . Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению .

    Оптика

    Фидий владел знаниями о достижениях оптики . Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом : обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны - на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.

    • Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.

    Ученики

    Многие древнегреческие скульпторы считаются учениками Фидия, любимым учеником был Агоракрит , который вместе с товарищем Алкаменом участвовал в создании фриза Парфенона. Над статуей Зевса Фидий работал вместе с учеником Колотом и братом Паненом . Его ученики работали в Пелопоннесе и Беотии (Фразимед в Коронее и Колот в Киллене).

    Биография

    Биографические сведения о Фидии сравнительно скудны. Сын Хармида. Вероятно, место рождения - Афины , время рождения - вскоре после битвы при Марафоне .

    Личная жизнь Фидия

    Как и многие образованные эллины классического периода, Фидий питал склонность к мальчикам . Объектом его любви, вошедшим в историю искусства, был элейский юноша по имени Пантарк .

    Пантарк одержал победу в борьбе среди мальчиков в 86-ю Олимпиаду (436 г. до н. э.). По некоторым поздним сообщениям на пальце статуи Зевса Фидий сделал надпись «Прекрасный Пантарк» (другие относят эту надпись к его же статуе Афины Парфенос или Афродиты Урании (в Элизе).

    Галерея

      South metope 27 Parthenon BM.jpg

      27-я метопа с фриза Парфенона. Битва лапифов с кентаврами

      Farnese Diadumenos BM 501.jpg

      «Анадумен», «Фарнезийский Диадумен»

    Библиография

    • Нюберг С. Н., Фидий, М., 1941;
    • Langlotz Е., Phidiasprobleme, Fr. /M., ;
    • Bendinelli G., Sulle tracce di opere fidiache andate perdute, Torino, 1954;
    • Гавела Б., Фидија. Нови Сад, 1974.
    • Dorothy King, «The Elgin Marbles» (Hutchinson / Random House, January 2006)
    • Phidias im Quattrocento. Thielemann, Andreas. - 1996
    • Phidias. Höcker, Christoph. - Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1993, Orig.-Ausg.
    • Die Werkstatt des Pheidias in Olympia. Berlin: de Gruyter.

    Напишите отзыв о статье "Фидий"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Фидий

    Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
    – Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
    – Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
    – С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
    – Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
    Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
    – Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
    Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
    – Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
    – Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
    Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
    Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
    – Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
    – Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
    – Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
    – Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
    Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
    – Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
    Князь Андрей остановил его за руку.
    – Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
    – Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
    – Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
    Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
    – Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
    – Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

    Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
    – Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
    Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
    – Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
    Он энергически махнул рукой.
    Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
    – Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
    Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
    – Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.
    – Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы…
    Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
    «Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
    В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
    – Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
    Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.
    – А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право. – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами.
    Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства.
    – Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё…

    - (Pheidias), сын Хармида, древнегреческий архитектор, скульптор и живописец второй третьей четверти V в. до н. э. Один из крупнейших представителей искусства высокой классики. Работал в Афинах, Олимпии, Дельфах, Платеях. Согласно древним… … Художественная энциклопедия

    Фидий - или кpуг Фидия. Мойpы. Фpагмент скульптуpы восточного фpонтона Паpфенона в Афинах. Мpамоp. 438 432 до н.э. Британский музей. Лондон. ФИДИЙ (начало 5 в. до нашей эры около 432 431 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Главный помощник Перикла … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (начало 5 в. до нашей эры около 432 431 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи Афины Промахос на Акрополе (бронза, около 460 до нашей эры, Зевса Олимпийского и… … Современная энциклопедия

    - (нач. 5 в. до н. э. ок. 432 431 до н. э.) древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса… … Большой Энциклопедический словарь

    - (начало 5 в.Ч около 432/431 г. до н.э.) древнегреческий скульптор, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи Афины Промахос на Акрополе (бронза, около 460 г.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе золото … Исторический словарь

    - (Phidias, Φειδίας). Величайший скульптор древности. Род. в Афинах около 490 г. до Р.Х. Он был современник Перикла, который сделал его руководителем художественных построек в Афинах. Самым великим произведением Фидия считается статуя Олимпийского… … Энциклопедия мифологии

    - (Pheidias) древнегреческий скульптор 2 й и 3 й четверти 5 в. до н. э. Один из крупнейших мастеров древнегреч. искусства эпохи высокой классики (См. Классика). Среди работ Ф., известных только по описаниям античных авторов и копиям,… … Большая советская энциклопедия

    - (р. ок. 490 до н.э.), древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в… … Энциклопедия Кольера

    Фидий - (греч. Pheidies) (сер. V в. до н.э.) известнейший скульптор Эллады, друг Перикла; руководил работами по строительству афинского акрополя, создал рельефы Парфенона, статую Афины Промахос из бронзы и Афины Парфенос из золота и слоновой кости. В… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (начало V в. до н. э. около 432 431 до н. э.), древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи Афины Промахос на Акрополе (бронза, около 460 до н. э.), Зевса… … Энциклопедический словарь

    Книги

    • Античная техника , Дильс Г. , Дильс, прекрасный знаток античности, не страдающий, вообще говоря, пороком, стольшироко распространенным в буржуазной науке, - идеализировать античность, - понимает спецификум античной… Категория: Информатика и информационные технологии Серия: Издатель: ЁЁ Медиа ,
    • Аттическая скульптура VII - V века до нашей эры , М. М. Кобылина , Издание выпущено в 1953 году Издательством Московского университета. Множество фотоиллюстраций в тексте и отдельных наклеенных иллюстраций. Издательская обложка. Сохранность раритета хорошая.… Категория: Скульптура Издатель: