Пасхальная месса в лютеранской церкви. Жирный вторник сменила пепельная среда Христос Воскрес - Пасхальное приветствие

Наталие Кофлер

Церковный год

В мире существует много различных способов, которыми можно измерить время: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год. Даже если мы остановим свое внимание на годе как промежутке времени, столкнемся с великим разнообразием: календарный, лунный, учебный год.

Продолжительность их самая разнообразная и начинаются они в разное время. Но существует еще один календарь, независимый от обыкновенного. Это церковный год. Здесь в центре событий стоит Иисус Христос. Поэтому церковный год начинается с Его прихода, Адвента. В переводе с латинского Адвент означает «пришествие (Господне)». Адвент продолжается четыре недели, четыре воскресенья. После этого наступает Рождество. Время с Адвента до Рождества символизирует ветхозаветное время, время ожидания прихода Мессии.

Рождество - рождение Иисуса Христа, самый молодой из больших христианских праздников. Впервые отмечалось в 4 веке в Риме (25 декабря). Вскоре после Рождества начинается Великий пост. У нас это слово ассоциируется в первую очередь с воздержанием от пищи и увеселений. Начинается пост с Пепельной среды. Во времена бедствий или когда шло приготовление к какому-нибудь важному делу, объявляли на несколько дней пост, в продолжение которых народ, одевшись во вретища (покрывала из грубой ткани) и посыпав голову пеплом, воздерживался от пищи и просил у Бога милости и помощи. Великий пост длится 40 дней. Он учит нас отделять главное от второстепенного. Пост не основывается на принуждении, поэтому решающим является не выбор пищи или длина поста, а внутренний настрой: воздержание от зла, страстей, обмана.

После 40 дней Великого поста наступает Вербное воскресенье - воскресенье перед страстной неделей. В этот день отмечается торжественный въезд Иисуса в Иерусалим. На Елеонской горе собрались верующие с пальмовыми ветвями и пели: «Благословен грядущий во имя Господне!» (Иоанн 12, 13).

Страстная неделя - неделя страданий Иисуса Христа, заканчивающаяся Его казнью. Распятие Иисуса приходится на пятницу, Страстную пятницу, за два дня до Пасхи.

Пасха - праздник праздников, воскресение Иисуса Христа, фундамент христианской веры. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта. В празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии.

Вознесение. После воскресения Иисус еще 40 дней находился среди Своих учеников в новом земном образе. Дав Своим ученикам вернейшее доказательство действительности Своего воскресения, Он вознесся к Отцу.

Пятидесятница - десять дней спустя после вознесения Иисуса (50 дней после Пасхи, отсюда и название праздника) Дух Божий сошел на учеников. Они получили власть свыше, чтобы нести Благую весть всем народам. Этот день считается днем рождения христианской церкви.

Троица (Тринитатис) - праздник, посвященный Триединству Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог Святой Дух. После праздника Троицы наступает непраздничная половина года.

За Праздником урожая, срок которого общины вправе определять сами, приходит День Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям Виттенбергской церкви.

День поминовения всех умерших. В этот день принято посещать могилы своих родных и близких. В их память зажигаются свечи. Горящая свеча говорит нам и о том, что Иисус Христос есть свет: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанн 11,25).

День покаяния и молитвы заключает церковный год.

Евгений Надалинский

Татьяна Горохова

«В наш храм обычно приходит не больше 150 человек, но на Рождество и Пасху собирается уже 500 человек, – говорит настоятель Евангелическо-лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла в Москве пастор Виктор Вебер. – Слава Богу, собор достаточно вместительный: он рассчитан на 1000 человек».

Численность лютеран в нашей стране по разным оценкам составляет от 85-ти до 170 тыс. человек, утверждает специалист по истории Лютеранской и Римско-католической церквей в России Ольга Лиценбергер. А когда-то цифры были совсем другими: до революции у нас проживало почти 3,7 млн лютеран, из них в прибалтийских губерниях – около 2,5 млн. Октябрь 1917 года внес существенные коррективы в общую численность верующих страны. Официально их почти не осталось. Но многие российские немцы сохранили свою веру – в годы гонений и на церковь, и на них самих.

Пастор Виктор Вебер вспоминает сегодня, как уже в послевоенные годы ходил с дедушкой на свои первые богослужения в частный молитвенный дом, пробираясь туда особыми тайными тропинками. Его дедушка-гармонист пел народные песни под аккордеон, а бабушка на Пасху пекла традиционные немецкие сладости и собирала в доме подруг. Все богослужения были на немецком языке, и мальчик, не понимая ни слова, впитывал красоту церковной службы. Именно пение хоралов и проповеди стали одними из светлых моментов его советского детства, а к вере Виктор пришел уже в сознательном возрасте.

Сегодня он хорошо знает, как отмечается Пасха в Лютеранской церкви, и объясняет интересующимся: «Лютеране не держат обязательный для православных 40-дневный пост перед Пасхой. Точнее, сам верующий решает, как ему поститься. Самое главное в это время – это общение с Богом, посещение богослужений, молитва и чтение Евангелия. Если у верующего есть семья, то он несет в нее весть о Христе, о победе над смертью. В нашей церкви всем раздается брошюрка ”Слово Божие“ для чтения, размышлений и пения хоралов дома. На вечернем богослужении в Пепельную среду на лбу каждого верующего ставится пепельный крест – начинается Страстная неделя. Церковь украшается цветами». Кстати, на Страстной цветы фиолетовые, как и пасторское облачение. А вот на божественной литургии в великий праздник Пасхи цвет облачения пастора всегда белый – это цвет чистоты и победы. Весь храм украшают белыми цветами – лилиями и ромашками, а параменты устилают белыми покрывалами.

У лютеран есть обычай сеять в глиняную миску кресс-салат, который должен взойти после Вербного воскресения. На Пасху в него можно спрятать пасхальные яйца, сладости и шоколадного зайца – их потом обязательно разыщут дети. Пустыми расписными яйцами украшают деревья.

В субботу празднуется пасхальная вигилия: в 19. 00 перед храмом на улице зажигают костер, вокруг которого собирается вся община. Из алтаря выносят Пасхал – большую белую свечу, на которой изображен красный крест и символы альфи и омеги. Пастор зажигает ее от костра и прихожане входят в темный храм. Пастор, освещая путь прихожанам, три раза восклицает: «Иисус Христос – свет миру!» Каждый верующий зажигает свою маленькую свечу от большого Пасхала – постепенно храм освещается. Эта часть богослужения символизирует переход от смерти Христа к его воскресению.

На следующий день во многих странах проводятся пасхальные завтраки общин – когда все верующие собираются за одним столом и вкушают пасхальную косу. Евангелическо-лютеранская церковь в России по-прежнему придерживается немецкой церковной традиции.

Пасха, Великдень, Светлое Воскресение Христово - это названия наиболее важного для каждого православного человека события, который мы отметим 16 апреля 2017 года.

Праздник Пасхи приурочен к такому великому евангельскому событию, как Воскресение Христово. Празднование этого светлого дня и период подготовки к нему являются огромной радостью для людей многих вероисповеданий.
Издревле Воскресение Христово – символ надежды на счастливую и вечную жизнь, лишенную горя, победы над злом и смертью, искренней любви ко всему сущему не только на Земле, но и во Вселенной.

Православная Пасха в 2017 году приходится на 16 апреля.

Главный христианский праздник не имеет фиксированной даты, но каждый год припадает исключительно на воскресенье. День этого светлого праздника вычисляется на основании данных солнечно-лунного календаря, а также одной из таблиц, первая из которых именуется «Александрийская пасхалия», вторая носит название «Григорианская пасхалия». В текущем году указанные таблицы совпадают, поэтому католики и православные будут отмечать Пасху в один день. Подобное совпадение – большая редкость. Согласно статистическим данным, дни Пасхи указанных религиозных конфессий совпадают лишь в 25% случаев.

Почему дата Пасхи рассчитывается именно таким образом?

Отправной точкой в расчетах даты Пасхи является весеннее равноденствие – еще один важнейший праздник, олицетворяющий обновление, торжество жизни, победу света над тьмой. Чтобы знать, когда наступит весеннее равноденствие, которое так же, как и Воскресение Христово, не имеет фиксированной даты, изучают солнечный календарь. Вторым по значимости явлением при вычислении даты Пасхи является полнолуние. Определить точно, когда оно произойдет, можно при изучении лунного календаря.
Дата Пасхи назначается, исходя из того, когда произойдет первое по счету полнолуние после Дня весеннего равноденствия. Другими словами, выбор даты Пасхи падает на ближайшее воскресенье после указанных праздников. Если первое полнолуние припадает на воскресный день, Пасха намечается на следующее воскресенье.
Если православная Пасха иногда может совпадать с католической Пасхой, то ее празднование в один день с еврейским Воскресением Христовым недопустимо. Дело в том, что солнечный календарь содержит 365 суток. В лунном же календаре присутствует лишь 354 суток, то есть по 29 суток на месяц. Следовательно, луна становится полной каждые 29 дней. Именно поэтому первое полнолуние после Дня весеннего равноденствия не всегда наступает в один и тот же день. Соответственно, и Пасха каждый год датируется по-разному.

Когда будет католическая Пасха в 2017 году?

Несмотря на то, что совпадение дат католической и православной Пасхи происходит довольно редко, именно в текущем 2017 году этот праздник в двух обозначенных направлениях христианства будет отмечаться в один день – 16 апреля.

Почему дата Католической и Православной Пасхи отличаются друг от друга?

Традиция праздновать Воскресение Иисуса из мертвых уходит глубоко в века. У католиков и православных разный подход к вычислению конкретной даты Пасхального праздника. Иногда даты совпадают, но чаще всего их разбег может составлять от недели до 1,5 месяцев. В православии дата Пасхи неразрывно связана с днем иудейского праздника Песах, и определение праздничного дня основывается на данных солнечно-лунного календаря. А у католиков дата Пасхи вычисляется благодаря Григорианскому календарю, имеющему отличия от Юлианского календаря, который православные используют при вычислении даты Пасхи.
Разница между датами в указанных календарях составляет 13 суток. Григорианские даты опережают даты Юлианского календаря, соответственно, православная Пасха практически всегда отмечается позже католического пасхального праздника.

Пасхальные традиции в католичестве:

Как и у православных христиан, у католиков суть праздника сводится к Воскресению Христову. Одним из главных атрибутов Светлого Дня, как и в православии, считается огонь, олицетворяющий победу над тьмой, перерождение, очищение, избавление, мощь добрых сил. Однако традиции католической Пасхи все равно несколько отличаются от традиций, имеющихся в православии.
Так, в католичестве празднование Пасхи начинается в субботу Страстной недели. Все католические церкви проводят ритуалы, именуемые Навечерие Пасхи. Перед вратами храмов разжигают большие костры, от которых священнослужители зажигают Пасхал (большая толстая свеча). А уже от него прихожане могут зажечь свои персональные свечи. Далее начинается пасхальный крестный ход, который заключается в круговом обходе здания храма с зажженными от Пасхала свечами. В процессе крестного хода люди должны воспевать священный гимн, текст которого был написан в древние времена. Так же, как и у православных христиан, у католиков в течение всего дня отовсюду раздается праздничный колокольный звон.

Пасхальные обычаи и символы в католичестве:

Важнейшим атрибутом Пасхи у католиков считаются куриные яйца. Чаще всего их окрашивают в красный цвет. Это связано с библейским преданием о том, как в руках у неверующего в божественные чудеса человека белое яйцо приобрело красный окрас. Не в каждой стране католики празднуют Пасху одинаково. Конечно, основные обычаи остаются неизменными, но некоторые отличия все-таки имеются.
Например, в некоторых католических государствах не принято соблюдать Великий Пост перед Светлым Днем Воскресения Христова. Представители же других католических конфессий уверены, что в праздничный день нужно обязательно посетить кладбище, помянув усопших по всем правилам. Иные католики говорят, что на Пасху, напротив, посещать погост и места, олицетворяющие конец земного бытия, нельзя, ведь в этот день отмечается праздник добра, радости, обновления и жизни.

Блюда, которые католики готовят на Пасху:

Так же, как и в православии, вечером в воскресенье католики собираются за праздничным столом. Основными блюдами, кроме традиционных куличей и крашенок, являются кролик, курятина и индюшка. Именно пасхальный кролик – наиболее известный символ Пасхи в католичестве. Он издавна олицетворяет плодородие. Еще в древности поклонялись зайцу (кролику), зная, насколько это животное является плодовитым. Считается, что в ночь с субботы на воскресенье живой кролик пробирается в каждый дом и раскладывает по укромным местам окрашенные в яркие цвета яйца. На следующий день детвора весело ищет и собирает крашенки. Отсюда и пошла католическая пасхальная традиция, когда взрослые поздно вечером в субботу прячут яйца в доме, а дети утром в воскресенье должны их отыскать.
Хозяйки пекут из сдобного теста пряники и печенье в виде фигурок кроликов. Но это традиционный вариант. Съедобных зайцев можно готовить из чего угодно – мармелада, шоколада, манки, овсянки с медом. После этого лакомство выставляется на праздничный стол, им угощают всех своих знакомых, соседей, коллег, родственников и даже незнакомых прохожих. Чем большее количество пряников сможет раздать женщина, тем счастливее и благополучнее будет ее семья.
Изюминкой выпекания лакомства в виде кроликов является упрятывание внутрь одной сладости пасхального яйца. Именно поэтому пряники и печенье в виде кроликов имеют довольно большие размеры. После того, как пряники будут готовы, каждый гость, присутствующий на вечернем разговении, берет себе по прянику. Тот, кому достанется сладость с яйцом внутри, весь год будет здоров, богат и счастлив в любви.
На Пасху католики не только готовят съедобных кроликов, но и изготавливают всевозможные сувениры в виде этого животного. Материалами для изготовления сувениров выступают глина, керамика, бумага, папье-маше, древесина, ткань, пластик. Статуэтками кроликов украшают все помещения жилища, их водружают на самые видные места – перед входной дверью, на камин, праздничный стол, подоконники и в серванты.
Что католики никогда не делают на Пасху? Ни в одной стране, кроме Британии, католические священники не соглашаются на то, чтобы в течение Страстной недели обвенчать молодоженов. В Англии же, наоборот, Воскресение Христово считается традиционным для венчания молодых днем. Также в Светлый День Пасхи никто из католиков не работает. Это считается тяжким грехом. В воскресенье нужно только радоваться тому, что Иисус победил смерть и воскрес.


Пасха (по-еврейски «Песах») – один из наиболее значимых праздников для Иудеев. В отличие от многих других народностей, евреи считают Пасху сугубо семейным торжеством. За праздничным столом практически всегда присутствуют исключительно родственники. Этот праздник отмечается евреями на протяжении 7 или 8 дней в зависимости от конкретного региона проживания семьи.
Традиционно иудейская Пасха приходится на 14-ое число месяца нисана каждого года. Еврейская Пасха В 2017 году припадает на 11 апреля. По истечении времени традиция празднования Песаха практически не изменилась, поэтому многие обычаи пронесены сквозь столетия.
В отличие от христианской Пасхи, этот праздник в еврейской культуре является символом не воскресения Иисуса, а избавления иудейского народа от египетского гнета, а также преддверия нового периода в жизни. Если переводить дословно, то «Песах» означает «проходить мимо», «уходить», «покидать».

История еврейской Пасхи:

Предками будущих иудеев были Иаков и его 12 сыновей, один из которых – Иосиф – состоял на службе у египетского фараона. Когда на иудейские земли пришел голод и засуха, Иаков с сыновьями начали спасаться бегством. После долгих скитаний они пришли к фараону, где работал их родственник. Тот встретил гостей с почетом, накормил, напоил и выделил им для проживания территорию. Все шло хорошо, еврейский род жил благополучно, соблюдал свои традиции, постепенно приумножался. Через много лет сменился фараон. Новому правителю не было известно о заслугах Иосифа перед Египтом. Фараон был уверен, что в результате плодовитости иудеев может произойти смешение рас и египетские чистокровные люди перестанут существовать. В итоге фараон решил перехитрить израильтян, издавая мудреные законы против них, а также придумывая хитроумные планы. Но все попытки истребить или хотя бы сократить численность иудеев не увенчались успехом. Тогда правитель Египта издал указ, в котором говорилось, что каждого рожденного евреем сына необходимо сбрасывать со скалы в реку, а новорожденных девочек оставлять. Таким образом, повзрослев, еврейские девушки будут выходить замуж ха египтян и иудеи как народ перестанут существовать.
Однако фараон не был в курсе, что у израильтян, в отличие от многих других народностей, родословная передается по женской линии, то есть от матери к дочери, а не наоборот. У одной еврейской женщины родился сын, она его надежно прятала от посторонних глаз. Женщина знала, что дочь правителя Египта сострадает иудеям и в душе противится жестоким отцовским указам. Женщина видела, что дочь фараона каждый день купается в определенном месте реки Нил. Когда ее сыну исполнилось 3 месяца, она соорудила из тростника люльку и, поместив в нее младенца, оставила ее на берегу реки именно в том месте, куда приходит на омовение дочь фараона. После процедуры купания дочь заметила корзину с еврейским малышом, сжалилась над ребенком и взяла его к себе. Так при дворе фараона вырос Моисей.
Однажды юноша увидел, как один из охранников жестоко избивает иудея. Он разгневался, подошел к охраннику и убил его, труп закопал в песок и пустился в бега по пустыне. В процессе скитаний Моисей познакомился со священником Иофором, который и приютил юношу. Моисей женился на дочери священника и подрабатывал пастухом. Однажды во время выпаса овец юноша увидел горящий куст, который никак не мог сгореть полностью. Он изумился, но, подойдя ближе, услышал голос Бога, который сказал: «Моисей, только ты способен избавить иудейский народ от мучений. Иди и уведи израильтян с территории Египта». Таким образом, Моисей стал спасителем всего еврейского народа. Конечно, освобождение было нелегким, но закончилось успешно.

Традиции еврейской Пасхи:

Подготовка к празднику начинается за несколько недель до обозначенной даты. Все еврейские семьи производят генеральную уборку дома и приусадебной территории. Для иудеев данная традиция символизирует начало нового жизненного периода. Дом и близлежащие территории очищаются не только от мусора, грязи и пыли, но и от не кошерных для Песаха продуктов питания, именуемых Хамцом.
Хамец – так евреи называют любую пищевую продукцию, которая подверглась процессу брожения. И неважно, что это будет – хлебобулочные изделия либо напитки. За несколько недель каждое иудейское семейство обязано убрать из дома все квасные продукты. Какие-то из них можно употребить в пищу, другие выбросить, раздать нищим людям или бродячим животным. Многие евреи, в силу своей природной предприимчивости и находчивости, некоторый хамец умудряются продать за символическую цену.

Что должно обязательно присутствовать на пасхальном Седере?

Торжественная иудейская трапеза в честь освобождения израильтян предполагает обязательное наличие на праздничном столе следующих продуктов питания:
*хазерета (мелко натертого хрена, не приправленного специями);
*карпаса (сельдерея, петрушки, редиса и вареного картофеля, который нужно обмакивать в соль перед употреблением);
*харосета (смеси, состоящей из вина, всевозможных фруктов и плодов, а также различных сортов ореха);
*марора (корня хрена и листьев салата);
*бейцы (яиц, сваренных вкрутую, после чего обжаренных на сковороде);
*зерои (курятины, приготовленной на углях, для этого чаще всего использовалась шейка или крылышко);
*мацы (пресного хлеба, который помещается по 3-4 пласта друг на друга и перекладывается специальной салфеткой);
*сладкого крепленого вина либо виноградного сока (на каждого присутствующего должно иметься 4 бокала напитка).
Помимо перечисленных продуктов, евреи к Песаху готовят и такие блюда, как пасхальные пироги и борщ, курятину, фаршированную миндалем, рыбное заливное, куриный бульон с кнейдлах. Для приготовления клецок обычно используется моца или куриная печень. Также на стол выставляется салат из мелко порубленных куриных яиц и репчатого лука.

Еврейская и христианская Пасхи: какая между ними связь?

Существуют некоторых общие аспекты между Пасхой в этих двух религиях.
Во-первых, способ вычисления даты. И в христианстве и у евреев она определяется с учетом Дня весеннего равноденствия.
Во-вторых, этот праздник в обеих культурах не имеет фиксированной даты, которая каждый год может быть совершенно разной.
В-третьих, название самого праздника. Христиане позаимствовали его у иудеев, так как Воскресение Иисуса как раз пришлось на период празднования Пасхи у православных народов.
В-четвертых, евреи, как и православные, перед Пасхой проводят генеральную уборку своего жилья.
В-пятых, у христиан вкушение освященных куличей, крашенок и других продуктов олицетворяет тайную вечерю. У евреев также существует похожая традиция, называемая седером. Это ритуальный ужин, за которым съедают жертвенного ягненка в память ухода евреев из Египта.
Кстати, еще в древности решили, что православный и иудейский праздник Пасхи ни в коем случае не должны приходиться на один день. Отсюда и существенное расхождение в датах, ведь солнечно-лунный календарь используется каждой культурой по-разному. Однако первые существовавшие в мире христиане отмечали Светлое Воскресение Христово в тот же день, что и евреи.

Народные традиции Пасхи у славянских народов.

В течение многих столетий у славян складывались различные пасхальные традиции, дожившие до наших дней. В связи с тем, что этот праздник олицетворяет обновление и жизнь, его ассоциируют с тремя главными аспектами:
*Благодатным огнем (церковные восковые свечи).
*Божественной водой (освященная вода, пасхальные ручьи).
*Жизнью (украшенные куличи и яйца).

Христос Воскрес - Пасхальное приветствие:

На протяжении всего дня каждый человек, независимо от возраста, при встрече с окружающими должен приветствовать их словами «Христос Воскрес». В ответ он слышит: «Воистину Воскрес». Далее приветствующие друг друга люди обязательно должны похристоваться – трижды поцеловаться в щеку.

Посещение церкви и вечерняя трапеза:

Еще в древности со всех сел, деревень и городов к храмам сходился народ, чтобы послушать священные песнопения, освятить воду и пасхальные корзины со снедью. Также люди, посещая церковь в Пасху, наблюдают за таким божественным явлением, как схождение благодатного огня. Считается, что этот огонь обладает могущественной исцеляющей и очищающей силой. Церковные свечи зажигают именно от него, ведь после этого они стократ усиливают свои способности излечивать не только физические недуги, но и душевные хвори.
Что касается пасхальных ручьев, они символизируют рождение жизни. А символами обновления и воскресения жизни выступают крашенки, куличи и некоторые мясные блюда, приготовленные, например, из говядины или кролика. Так как Пасха является первым днем после Великого 48-дневного Поста, славянская традиция предполагает после посещения святых мест приход домой с целью разговеться. На стол выставляют продукты, которые было запрещено употреблять на протяжении Поста. Это сметана, молоко, мясо, яйца, творог и т.п.
Перед тем, как приступить к вечерней трапезе, людям, которые выдержали Пост, необходимо отведать крашенку и кусочек освященного кулича. И только после этого небольшого ритуала можно приступать к употреблению других продуктов питания.

Битва на крашенках:

Излюбленной пасхальной традицией многих славян была и остается битва на крашенках. Каждый человек должен выбрать себе одно освященное и окрашенное яйцо. Затем он подходил к любому человеку, у которого тоже имелось выбранная крашенка, и ударял одним боком своего яйца по боку яйца, которое держит другой человек.
Таким образом, крашенки должны биться друг о друга. В результате удара скорлупа одного яйца должна неизбежно треснуть. У кого крашенка останется невредимой, тот считается победителем. Трещины и вмятины могут остаться и на обоих крашенках одновременно. В данном случае будет ничья. В древности верили, что чем большее количество ударов одно яйцо выдержало, оставаясь целым, тем удачнее сложится год для его владельца.
Благовест: Если на протяжении всей Страстной недели церковные колокола в знак скорби по мучениям Христа молчат, то в воскресенье они звонят весь день. Каждый желающий может подняться на колокольню и ударить в колокол.
Катание крашенок: Еще одна забава, которую любили на Руси. После разговения на столе раскладывались различные предметы, например, деньги, продукты и питания. Каждый присутствующий берет себе одно окрашенное яйцо и катает его по столу, придавая ускорения в сторону разложенных предметов. Затем нужно отпустить яйцо, чтобы оно покатилось самопроизвольно. Допустим, яйцо коснулось баночки с медом. Тогда новым ее владельцем становится человек, катнувший яйцо.

Когда пекут куличи?

Накануне Пасхи пекут куличи, готовя жирное сдобное тесто. Некоторые хозяйки, наряду с обычными куличами, выпекают и творожные куличи. Готовить это традиционное для праздника блюдо можно в любой день в течение всей недели перед Христовым Воскресением.
Многие уверены, что печь куличи в самый скорбный день Великого Поста – Страстную пятницу – нельзя, их нужно готовить исключительно в чистый четверг. Но нет, можно! Говорят, что в этот день никакие продукты, в том числе и куличи, не черствеют. Некоторые источники уверяют, что именно в ночь с четверга на пятницу хозяйки в старину ставили опару, чтобы на утро она полностью подошла.
Только кушать в Страстную пятницу куличи строго возбраняется. Считается, что в этот день Иисуса распяли на кресте, поэтому кушать куличи, радуя желудок, негоже. Да и вообще, начинать употреблять куличи в пищу принято за воскресной трапезой после похода в храм.
У славян Страстная пятница – не только день распятия Христа, но и день Перуна, который является Богом огня. Поэтому тесто для куличей и зола из печи, в которой они выпекаются, приобретают мощные магические свойства. Они становятся способными исцелять, даровать любовь, очищать душу, оберегать от колдовских чар и изгонять из дома нечистую силу. В связи с такими свойствами кусочек испеченного кулича всегда хранили до следующей Страстной пятницы на случай, если кто-то заболеет, будет мучиться безответной любовью и т.д.
Небольшое количество золы также хранили до следующей страстной пятницы, аккуратно сложив ее в льняной мешочек. При необходимости женщины шили миниатюрные мешочки со шнурками, куда клали по щепотке золы и вешали их на шеи своим детям, братьям, мужьям и другим родственникам. К примеру, если муж отправлялся на войну, пятничная зола обязательно берегла его во время боев. Детей такой мешочек способен уберечь от сглаза, порчи и любой болезни.

Для чего нужно печь куличи к Пасхе?

Задолго до появления христианства язычество уже существовало. И куличи пекли два раза в год (весной и осенью). А во времена правления Петра I куличи начали выпекать и зимой, к началу нового календарного года. Поэтому традиция готовить это блюдо к Пасхе возникла именно из язычества. Тогда куличи называли обрядовым хлебом. А свое нынешнее название куличи получили только после того, как произошло слияние христианства и язычества.
Смысл выпекания куличей заключался в том, чтобы отдать дань Матушке-Землице, которая кормит и поит. Считалось, что тот, кто провел специальный ритуал, весь год будет счастливым, богатым и удачливым во всех делах. Обряд предполагал выпекание обрядовых караваев, которые являются прототипом современных куличей, чтобы затем часть хлеба раскрошить на земле (в поле, лесу или огороде). После этого земля всегда давала богатый урожай и даровала людям всяческие блага.
В течение некоторого времени обрядовый хлеб выступал в качестве главного атрибута при проведении языческих обрядов, в которые уже начали постепенно проникать христианские традиции. Со временем, когда две культурные традиции сплелись воедино, языческий смысл выпекания куличей отошел на второй план, а затем и вовсе был предан забвению. Вместо него первостепенным стало христианское значение выпекания куличей, которое связано с рождением, жизнью и гибелью Иисуса Христа. Отсюда и пошла традиция печь куличи к Пасхе, правда со временем люди начали готовить это блюдо только весной.

Когда и зачем красят яйца?

Первым днем Страстной недели, в который можно начинать красить яйца, считается чистый четверг. В этот день нужно успеть сделать многое: заготовить четверговую соль; провести генеральную уборку жилища; выстирать и вычистить все, что находится в доме вплоть до ковровых дорожек и портьер; искупаться и привести себя в порядок.
К сожалению, у многих хозяек просто не остается времени и сил на заготовку крашенок в четверг. Поэтому красить яйца можно и в Страстную пятницу. Но наиболее удачным для этого занятия днем считается Великая суббота. Если же у вас имеется возможность покрасить яйца только в пятницу, начинайте делать это после 15-00, так как Иисуса распяли на кресте именно в этот время.
Четкого ответа на вопрос, для чего красят яйца к Пасхе, у церкви нет. По этому поводу существует несколько легенд, одна из которых является наиболее популярной.
Мария Магдалина, узнав о Воскресении Иисуса, сразу отправилась в Рим, чтобы донести эту информацию до императора Тиберия. Однако обычаи того времени предполагали посещение высокопоставленных особ только с наличием даров. Зажиточные люди делали императору подношения в виде серебра, золота, драгоценных камней, а бедняки могли позволить себе принести к императорскому двору лишь нехитрые продукты питания или что-то из бытовых предметов. Мария взяла с собой обычное куриное яйцу и, вручив его императору, сообщила новость: «Христос Воскрес». Император ответил, что человек не может воскреснуть, это невозможно, как и то, что белое яйцо не может приобрести красный цвет. После ухмылки императора яйцо, которое он держал в руке, приобрело красный цвет. Изумленный император сказал: «Воистину Воскрес».
Специалисты уверяют, что такие обычаи, как заготовка крашенок и произношение особого приветствия, положили начало абсолютно всем традициям светлого дня Пасхи.

Нужно ли на Пасху посещать кладбище?

Исходя из церковных канонов, Пасха – праздник в честь победы над смертью. Его нужно отмечать с живыми, ликуя и радуясь. Поэтому посещать подобные места в Светлое Воскресенье не следует. Ведь посещение погоста в любом случае навевает тоску по усопшим. Умерших людей рекомендуется навещать в Родоницу. Естественно, в периоды, когда вера преследовалась законом, а храмы разрушались, погост был единственным местом встречи для верующих. Но сегодня за веру не наказывают, поэтому и необходимость в посещении кладбища на Пасху отпала.

Народные приметы и поверья, связанные с Пасхой.

Наши предки были уверены, что любое событие, произошедшее в течение праздничного дня, наполнено сакральным Божественным смыслом. Через века до наших дней дошли некоторые народные поверья и приметы, связанные с этим светлым праздником.
В день Пасхи ни в коем случае нельзя работать, в том числе и по хозяйству. Считается, что если нарушить эту «заповедь», можно растратить все счастье, которое предназначается для семьи.
Во вторник Страстной недели нужно заготавливать лекарственные травы. Причем заниматься этим делом должны исключительно женщины. Говорят, что заготовленные в этот день растения, обладают мощной энергетикой и способны спасти даже от смертельного недуга и сильных колдовских чар.
Защитить детей от порчи и сглаза поможет крашенка. Ее необходимо трижды покатать по личику ребенка, сказав: «Будь всегда здоров».
«Родиться заново» можно в среду перед Пасхой. В 2 часа ночи следует перекреститься трижды, набрать в ковш воды из реки, колодца или бочки, стоящей на улице. Затем ковш нужно накрыть чистым полотенцем и дать ему постоять полчаса. После этого нужно раздеться и облиться водой из ковша, оставив немного воды на донышке. Не вытираясь, следует надеть на себя новое нижнее белье. Остаток воды нужно вылить под дерево или кустарник.
Успех в бизнесе и материальные блага можно привлечь с помощью освященного яйца и воды. Налейте в стакан немного святой воды, опустите в него крашенку, драгоценности, ювелирные украшения и монеты. Пусть стакан стоит весь день в укромном месте, к примеру, на подоконнике или в шкафу.
В чистый четверг до восхода солнца нужно обязательно искупаться. Все злые наговоры, порча и сглаз уйдут вмиг. Для усиления эффекта в процессе купания можно произнести: «Уходи то, что душу оскверняет и очерняет, меня чистый четверг омывает, обеляет, навсегда исцеляет».
Фортуна и неимоверное везение могут снискать того члена семьи, кто первым переступит порог своего жилища, вернувшись после церковной службы. Избавиться от балласта прошлого, давних обид и огорчений можно в понедельник Страстной недели. Необходимо выкинуть все старые и поломанные вещи.
Сегодня Пасха для православных людей представляет собой День Воскресения Иисуса Христа, который посвятил свою жизнь служению людям и принял смерть, испытывая страшные муки во имя искупления человеческих грехов.
Именно поэтому Пасха – самый светлый праздник, называемый Божественным и природным чудом, которому люди поклонялись во все времена и продолжают поклоняться до сих пор.

Первый известный случай, когда епископ Римский назвал себя «папой», относится к 384-му году.

Однако, 1-м римским папой считается св. апостол Пётр, он же Шимон бар Йона, он же Симон Кифа

Кифа (арам . скала или камень) (Ин 1:42; 1Кор1:12; 1Кор 3:22; 1Кор 9:5; 1Кор 15:5; Гал 2:9) – имя, данное Господом Симону, сыну (потомку) Ионы, первому апостолу Христову. Сам апостол всегда называл себя греческим именем Пётр, имеющим то же значение.

Хотя точные датировки события, когда Иисус назначил Петра главой Церкви, и времени его (Петра) смерти отсутствуют, приблизительно сроки его понтификата всё же можно определить. Иисус Христос назначил Петра главой Церкви не позже Своего распятия на Голгофе в 31-м году, в соответствии же с церковным Преданием смерть самого Петра наступила в Риме в 67-м году.

То есть св. апостолу Петру можно приписать самый продолжительный понтификат в сравнении с другими римскими папами.

Тогда 2-е место по продолжительности понтификата отводится 255-му по счёту римскому папе бл. Пию IX (1846-1878) – 31 год, 7 месяцев и 23 дня. Ad hoc cамый короткий понтификат характеризует 228-го папу Урбана VII (15-27 сентября 1590-го года, всего 13 дней). (В эти сравнительные расчёты не включен Стефан II, избранный в 752 году. Он умер 25 марта 752 года на 4-й день после избрания. Хотя Стефан был избран с соблюдением канонических правил, он не был посвящён и не приступал к исполнению обязанностей понтифика. С 1961 года он не считается законным папой).

Сегодняшний верховный иерарх Католической церкви 266-й папа римский Франциск – Хорхе Марио Бергольо (исп . Jorge Mario Bergoglio; род. 17 декабря 1936, Буэнос-Айрес) – аргентинец итальянского происхождения, понтификат с 13.03.2013. Первый в истории папа из Нового Света и первый за более чем 1200 лет папа не из Европы (после 90-го папы сирийца Григория III, правившего с 731 по 741 год). Первый папа-иезуит. Первый папа-монах со времён 254-го папы Григория XVI (1831-1846), состоявшего в ордене камальдулов (камальдолийцев).

53-й по счёту римский папа св. Иоанн I (итальянец из Тосканы; понтификат с 523 до 18 мая 526 года) в 525-м году поручает римскому аббату, святому Румынской Православной Церкви, уроженцу Малой Скифии гето-даку Дионисию Малому (Dionysius Exiguus, ок. 470 – ок. 544) составление пасхальных таблиц (т.н. пасхалий, или методик расчёта даты Пасхи). Дионисий это поручение, я бы сказал. даже «перевыполнил», став в итоге основоположником летосчисления от начала нашей эры, неточно установившим дату рождения Иисуса Христа, зато точно установившим дату воскресения Спасителя (25 марта 31 года), как и многие убеждённые в этом древние восточные хронологи христианской эпохи.

Дата начала новой эры (нашей эры, христианской эры) соответствует 3761-му году от Сотворения мира (Anno Mundi; A.M.) по иудейскому летосчислению, широко используемому исследователями Библии.

Несколько слов о Пасхе

От сроков Пасхи зависят сроки других церковных праздников, числа которых меняются каждый год. Это праздники с непостоянной переходящей датой: например, Вознесение Христа (die Himmelfahrt Christi) мы всегда празднуем в 40-й день после Пасхи. Это относится, пожалуй, ко всем «вменяемым» христианам планеты.

Через следующие 10 дней, т.е. в воскресенье, в пятидесятый день после Пасхи, у православных наступает праздник Сошествия Святого Духа (Ausgießung des Heiligen Geistes), или Пятидесятница (das Pfingsten), или Троица (Dreieinigkeit; Trinitatis), или Зелёные Праздники (Grünfeste). А вот здесь уже наступает межнаправленческий и межконфессиональный разнобой. Если православные и иже с ними Пятидесятницу и Троицу празднуют единовременно, то в западнохристианской традиции за многие сотни лет сюжеты и духовные основания (обоснования) этих празднеств существенно разошлись.

А ещё через 7 дней, с понедельника, начинается Петров пост, который длится до праздника апостолов Петра и Павла. Петров (Апостольский, или «летний») пост, в память о двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя, апостолов Петра и Павла, в 2017 году длится с 12 июня по 11 июля (всего 30 дней).

Таким образом, от даты Пасхи зависит длительность периода между «неподвижным» праздником Сретения и началом Великого Поста, а также и продолжительность Петрова поста.

Великий Пост начинается у православных и греко-католиков в понедельник, за 48 дней до Пасхи, у римо-католиков – в Пепельную среду за 46 дней до Пасхи (в нашей Евангелическо-лютеранской общине мы отмечали её в 2016 году 10 февраля, а в 2017 году – 1 марта).

Ещё несколько слов о Пасхе и Кириопасхе

Кириопасха (Господственная (Господня) Пасха) – именование православной Пасхи, исчисленной по александрийской пасхалии, приходящейся на 25 марта (7 апреля), – то есть на день праздника Благовещения. Случается весьма редко: так, в XX веке была в 1912 и 1991 годах; а в XXI веке будет также две кириопасхи в 2075 и 2086 годах. После этого следующая кириопасха будет только в 2159 году.

Древние восточные хронологи христианской эпохи были убеждены, что Иисус Христос воскрес 25 марта 31-го года н.э.

Византийский канонист Матфей Властарь (XIV) полагал, что не всякая Пасха 25 марта есть Кириопасха, но для сего потребно, чтобы и луна в сей день была та же самая, что и в год крестной смерти Христа. За период одного индиктиона (532 года) таких совпадений бывает 4 из 12 случаев, когда Пасха падает на 25 марта, как, например, в 1912.

Кириопасха может иметь место как по Юлианскому, так и по Григорианскому календарям, но в разные годы. Она не случается по новоюлианскому календарю, принятому в 1920-е некоторыми православными поместными Церквами.

Хотя Церковь не имеет какого-либо определённого разъяснения особого смысла Кириопасхи, в народном сознании православных греков ей усвояется предзнаменовательный смысл как указания на имеющее в том году произойти событие чрезвычайной исторической важности. В частности, в связи с Кириопасхой 1991 года указывают на прекращение существования СССР.

25 марта Пасха будет праздноваться в текущем столетии последователями западнохристианской традиции, к которым относимся и мы с Вами, дорогие сёстры и братья, только в 2035, 2046, 2057 и 2068 годах.

В прошлом столетии в этот день праздник Пасхи отмечался нашими единоверцами только дважды – в 1951 и 1973 годах, а в позапрошлом только трижды – в 1810, 1883 и в 1894 годах.

Даты пасхальных празднеств вообще христианами Запада и Востока очень разнятся и совпадают не часто. Так, в 1907 году разница между Пасхами была 5 недель, в 1926 – 4 недели, в 1877 – 1 неделя, а в 1896 году Пасхи совпали.

Лютеранская Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Ежегодно Светлый праздник выпадает на разные дни и поэтому ответить на вопрос, когда Пасха в 2017 году какого числа у верующих довольно сложно, поскольку, во-первых, это зависит от солнечно-лунного календаря, а во-вторых – у людей различных религий эти даты приходятся на разные дни.

Редакция информагентства Nation News выяснила, когда Пасха 2017 года какого числа у православных, католиков и иудеев.

Пасха в 2017 году какого числа у православных

Итак, Пасха 2017 у православных выпадает на 16 апреля (воскресенье) и, согласно древним традициям, главными символами православной Пасхи являются кулич и украшенные или раскрашенные яйца как символ всего живого, Вода, символизирующая пасхальные ручьи, и Благодатный Огонь.

Пасха в 2017 году какого числа у католиков

Обычно разница в датах католической и православной Пасхи составляет несколько недель, однако в этом году католики и православные отмечают Светлый праздник в один день.

Таким образом, Пасха в 2017 году у католиков выпадает на 16 апреля (воскресенье) и, согласно древним традициям, главным символом этой религиозной даты и у них являются крашеные яйца и пасхальный заяц.

Любопытно, что католики разных стран расписывают яйца, согласно своим обычаям и, скажем, в Центральной Европе яйца могут быть расписаны орнаментом или цветами, в то время как западноевропейские католики ограничиваются только красным цветом без каких-либо дополнительных украшений.

Пасха в 2017 году какого числа у армян

Армянская Пасха в 2017 году выпадает на 16 апреля и совпадает с католической и православной, хотя Светлый праздник всегда совпадает с католической датой.

Так, согласно традициям, в день Светлой Пасхи армяне готовят куличи, красят яйца, посещают храмы для участия в Святой Мессе, причащения, а также для того, чтобы исповедаться, а после этого устраивают обед с лучшими блюдами, где, согласно традиции, предпочтение отдается рыбе.

Пасха в 2017 году какого числа у евреев

Еврейская Пасха или Песах традиционно наступает 14 числа месяца нисана и в 2017 году этот день выпадает на 11 апреля.

Как правило, Пасха у евреев, согласно традициям, которые на протяжении веков практически не менялись, празднуется в течение 7-8 дней, зависит это от места проживания и особенностей конкретной семьи.

Праздник Пасхи по праву считается величайшим событием, поскольку символизирует воскресение Иисуса Христа, а значит победу над смертью и любовь к жизни, надежду на вечное существование и прощение всех грехов, и поэтому этот праздник особо почитаем у всех верующих людей и у православных, и у католиков, и у иудеев.