Правила игры Верю — не верю. Развитие критического мышления на уроках информатики Игра в культуре

Разделы: Математика

Прежде определим признаки критического мышления:

  1. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  3. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  4. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

Педагогическая технология развития критического мышления.

Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Технология РКМ:

  1. Формирует самостоятельное мышление.
  2. Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
  3. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
  4. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Некоторые правила технологии РМК:

1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.

Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде.

Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Приёмы постановки вопросов:

1.”Толстый” и “тонкий” вопрос.(этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.

2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?

2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

“ИНСЕРТ” проставление значков в тексте.(разметка текста).

- “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал” , ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица.

+ (-) ?

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

1.“Ромашка” Блума. (как вариант домашнего задания) По теме составить вопросы, учитывая их назначение.

2. Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ)

Тема “Функции”. Обобщающий урок. 9класс.

Можно попросить учащихся заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов.

Вид функции Область определения Область значений Возрастание

убывание

У>0 Четность Нули функции
1. Линейная
2. Квадратичная
3. Степенная
А)
Б)
В)

8 КЛАСС. Урок с применением технологии РКМ.

Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.

Главная дидактическая цель урока: Добиться умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся.

Цели урока:

  1. Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.
  2. Способствовать формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза
  3. Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.
ЗАДАЧИ ЭТАПА ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТ
!. Орг. этап. Подготовить уч-ся к работе на уроке. Приветствие.

Организация внимания.

2. Подготовка к изучению нового материала. Организация познавательной деятельности уч-ся. Сообщить тему урока.

Игра “Верю-не верю ”.

Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока?

В тетради число и тема урока.

Сформулировать цель урока.

3. Усвоение новых знаний.

(сам – но)

Дать конкретное представление об изучаемых понятиях.

Сформулировать их определение.

Проанализировать связь между ними.

1.Читайте текст лист №1 .

2.Что нового вы узнали? Сравнили с ответами “верю-не верю” в начале урока.

3.Составте таблицу вопросов по тексту.

4. Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом.

5.Работайте с таблицей лист №2. Используя опорные слова, сформулируйте определения, обсудите их с соседом по парте.

6.Практическая работа лист №3

Выполнить и сделать выводы.

В тетради таблица вопросов.

В тетради записаны определения окружности, радиуса, хорды диаметра,

Практическая работа в тетради. Вывод.

4. Проверка понимания нового материала

(Фронт.) 10 мин.

Осмысление новых понятий и закономерностей.

Устранить обнаруженные пробелы.

Обсуждаем с классом выполненные задания, определения и выводы.

Знакомимся с материалом в учебнике

Стр.158 п 68

В тетради устранены возникшие пробелы
5. Закрепление Закрепить знания и умения по новому материалу. 1.Задача: № 631

2..Составте свою задачу на взаимное

расположение прямой и окружности.

Ответ с объяснением в тетради.
6. Подведение итогов Сообщить д\з.

Подвести итоги.

Что нового узнали на уроке?

Как вы понимаете эпиграф перед текстом на листе.

4б –ничего не понял, но старался.

Д\З записи в тетради, п 68, № 633.

Воспроизвести изучаемые понятия.

Выставить отметки уч-ся правильно отвечающим на уроке.

ОКРУЖНОСТЬ.

Игра “Верю-не верю”

Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос “+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?
9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?

ЛИСТ №1

“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его

По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”.

Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.

Диаметр Хорда окружности, центр окружности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рассмотрите прямую m, точку М вне её и отрезок МК.

Постройте в тетради три окружности с центром в точке М:

1. Радиус окружности r < MK

2. Радиус окружности r = MK

3. Радиус окружности r >MK

Дайте определение расстояния от точки до прямой: Расстояние от точки до прямой – это

__________________________________________________

Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра до прямой.

Обсудите свои выводы с товарищем по парте.

Урок закончен.

Список литературы:

  1. М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.
  2. Ю.Н.Кулюткина. Е.Б. Спасская. Образовательные технологии. КАРО СПб 2001.
  3. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003.

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях. Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация» - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления (ТРКМ). Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей.

Существует достаточно много приемов, которые можно использовать только на определенных стадиях или на всех стадиях. На уроках информатики используют такие приёмы, как «Верю – не верю», «Инсерт», «ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Чтение с остановками», «Синквейн» . Так, на стадии вызова используются приёмы «Верю не верю», «Корзина идей», таблица «ЗХУ». На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся должен вспомнить то, что он знает.

Учеников необходимо научить читать схемы, составлять опорные конспекты. Для развития таких навыков используют Прием Кластеры .

«Кластеры» - гроздь винограда, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди».

Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» графический прием систематизации материала.

Пример.

Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно научились работать с учебником, умели осмысленно читать тексты, выделять главное из прочитанного, правильно понимать вопрос в заданиях. Для достижения этих целей можно использовать различные приемы, например, составление вопросника к тексту, прием «инсерт», прием «верю - не верю».

Прием «Инсерт» чтение текста с пометками:

«+» -я это знал

«-» - я этого не знал

После этого заполняется таблица, выписываются основные положения текста

Этот прием используется на стадии осмысление.

Графическая форма работы на уроке помогает понять, что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

«Инсерт» способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль,самооценка), познавательных общеучебных УУД.

Прием «Верю не верю».

Используется на стадии вызова.

Пример. Тема урока – Системы счисления.

Стадия вызова . На столах у учащихся лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «верите ли вы, что…» Ответ на вопрос может быть только «да» (+) или «нет» (-) Поставьте соответствующий знак в первом столбце (а). Работайте в парах.

Содержание карточки (п о стихотворению Старикова «Необыкновенная девочка» ):

п/п

Вопросы

«а»

«б»

Верите ли вы, что…..

Ей было тысяча сто (13) лет,

Она в сто первый (6) класс ходила,

В портфеле по сто (4) книг носила – всё это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком (2) ног, она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий (4).

Она ловила каждый звук своими десятью (2) ушами,

И десять (3) загорелых рук портфель и поводок держали.

И десять (2) тёмно-синих глаз рассматривали мир привычно, Но станет всё совсем обычным, когда поймёте наш рассказ.

Заслушав ответы учащихся, учитель заполняет первую строчку начерченной на доске таблицы:

а)

б)

Таким образом, формируются личностные, регулятивные, познавательные УУД.

Стадия осмысления содержания. Подводя итоги работы с вопросами таблицы, учащиеся сравнивают результаты своих размышлений друг с другом в парах. Выясняется, что мнения учащихся относительно истинности некоторых утверждений не совпали. Таким образом, возникла ситуация сомнения: прав ли я, кто из нас прав?

Учитель предлагает учащимся разрешить возникшую проблемную ситуацию, а для этого сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, и способы приобретения новых знаний. Учащиеся обращаются к тексту учебника «Перевод чисел из двоичной системы счисления».

Для наиболее вдумчивого чтения можно предложить ученикам, читая текст, на его полях карандашом расставлять значки:

«+» -я это знал

«-» - я этого не знал

«!» - это меня удивило (думал иначе)

«?» - не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее.

Закончив работу с текстом, пары возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока (заполняют значениями «+», «-», «!», «?» столбик «б»), делятся своим мнением с классом.

Но это еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы.

Стадия рефлексии .

Учитель предлагает обсудить полученные результаты. Он должен выяснить есть ли у них вопросы по тексту. Далее учитель возвращается к рассмотрению последнего столбца таблицы, в котором указываем правильные ответы. Он должен выяснить у учащихся, есть ли у них вопросы по тексту. При необходимости он объясняет. Записываем алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления.

Продолжением стадии рефлексии может быть выполнение упражнений по рассмотренной теме.

Прием «Знаю-Хочу узнать - Узнал (ЗХУ)»

На стадии «Вызов» учитель объявляет тему урока «Предыстория информатики» и просит учащихся вспомнить всё, что им известно о средствах хранения, обработки и передачи информации, и записать эти сведения в первую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»:

Знаю

Хочу знать

Узнал

Ученики в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. Несколько учеников по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения.

Учитель предлагает учащимся заполнить вторую колонку таблицы, а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения, обработки и передачи информации, на которые ребята не знают ответов. В качестве опоры учащимся может быть предложен список вопросительных слов: что, какие, как, сколько, где, почему, когда?

После индивидуального выполнения задания учащиеся обсуждают вопросы в парах и выбирают наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы вопросы. Учитель их также записывает на доске.

На стадии «осмысление» учащимся предлагается н айти ответы на поставленные вопросы. Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета. Учитель просит учащихся обменяться информацией по найденным вопросам, т.е организует закрепление полученных знаний.

- Расскажите о том, что вам уже было известно….

- Что нового узнали?

- Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?

На стадии «рефлексии» учитель предлагает учащимся вернуться к списку вопросов, составленному в начале урока, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией. Если у учащихся имеются вопросы без ответов.

Продолжением этапа рефлексии может стать итоговый текст, начинающийся со слов: «Оказывается,…».

Использование приёмов «Верю – неверю», «ЗХУ» побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Данные приёмы не только позволяют заинтересовать ребёнка информацией и актуализировать имеющиеся знания, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий, но и формировать другие виды УУД. Так, приём «Верю – не верю» нацелен на проверку гипотез, развитие способности к прогнозированию и анализу понятий, а это не что иное, как познавательные и регулятивные УУД. Применяя данный приём, мы способствуем развитию умения вчитываться в текст и понимать прочитанное, а также находить нужное. Это не что иное, как познавательные общеучебные действия. Соотнесение своего мнения с авторским текстом способствует развитию регулятивных действий, а обсуждение в группах – коммуникативных универсальных действий Использование приёма помогает заинтересовать детей, способствует более осмысленному знакомству с текстом. Мы способствуем, таким образом, формированию личностных УУД (смыслообразование).

Мозговой штурм

При работе нужно обращать внимание на иерархию вопросов, которые

сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

    I уровень - что ты знаешь?

    II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)

    III уровень - применение, анализ, синтез

Пример задания:

Тема урока «Защита информации»

Вопросы:

*Что угрожает информации?

*От кого нужно защищать информацию?

Рассчитана на 3-6 человек. Игрокам раздается стандартная колода из 52 карт. Цель игры — как можно быстрее избавиться от своих карт. Важным фактором является умение игроков блефовать, а также угадывать блеф со стороны своих соперников. У каждого игрока на ход есть 40 секунд (25 секунд для короткого режима игры). Случайным образом определяется человек, который будет открывать раунд, далее от него игра идет по кругу.

Игрок, открывающий раунд кладет на стол рубашкой вверх от 1 до 3 карт и объявляет их достоинство (двойки, тройки, четверки … и т.д.). Этим самым игрок утверждает, что все положенные на стол им карты имеют объявленное достоинство. Ход переходит к следующему игроку, который имеет на выбор несколько вариантов продолжения игры:

1) добавить карту(ы) нажав кнопку «Кладу ещё» (от 1 до 3 карт).

2) проверить предыдущего игрока нажав кнопку «Верю» или «Не Верю».

Когда игрок добавляет свои карты и нажимает «Кладу ещё», он автоматически снимает утверждение предыдущего игрока, карты которого отправляются в Банк и больше не проверяются, а он сам становится утверждающим, что все положенные им карты «сверху» имеют достоинство, объявленное ранее. Ход переходит к следующему игроку, который также имеет вышеописанные возможности хода.

Когда игрок осуществляет проверку и нажимает кнопку «Верю», он соглашается с утверждением предыдущего игрока. Происходит проверка тех карт, которые положил предыдущий игрок на соответствие достоинства. Если он действительно говорил правду и следующий игрок ему «верит», карты, положенные на стол утверждающим открываются, и все карты уходят в Отбой (в том числе карты, которые накопились в Банке ранее, при этом карты в Банке проверке не подлежат). Если игрок «верит», а утверждающий блефовал - поверивший игрок забирает все карты на столе и из Банка себе, как наказание за доверчивость.

Когда игрок нажимает кнопку «Не Верю» — он не согласен с утверждением предыдущего игрока. Происходит проверка тех карт, которые положил утверждающий на соответствие достоинства. Если при проверке вскрывается блеф, то утверждающий забирает карты(в том числе карты Банка), так как его блеф разоблачили. Если утверждающий положил правду, а следующий игрок нажимает «Не Верю», тогда проверяющий игрок забирает все карты на столе (и накопившиеся в Банке) за недоверчивость.

При проверках (то есть при нажатии кнопок «Верю» или «Не Верю») карты утверждающего на столе вскрываются следующим образом:

  • Открываются всем игрокам - если раздача уходит в отбой.
  • Открываются только проверяющему игроку - для подтверждения ошибки, при этом остальные игроки не видят карты (за исключением игроков использующих гаджет Проверка).
  • Не открываются никому, если утверждающий блефовал, а проверяющий его блеф разоблачил. (Кроме игроков использующих гаджет Проверка, у которых происходит открытие карт при любой проверке).

Игрок, который правильно угадал позицию «Верю» или «Не Верю» начинает новый раунд со своего утверждения. Таким образом, игрок, который не поверил правде, наказывается вдвойне - он берет все карты раунда, а также теряет право открытия нового раунда.

Игрок выходит из игры только после того, как он положил на стол последнюю карту, и она вышла из текущего раунда(то есть, у игрока не осталось его карт ни на руках, ни в Банке). Если впоследствии ход доходит до него, он обязан выбрать «Верить» или «Не Верить», так как «Класть ещё» ему нечем, в зависимости от выбора он или выходит из игры или берет карты на столе и продолжает игру.

Выигрывают те игроки, кто выходят из игры первыми, проигравшими остаются игроки, кто позже других избавился от карт. Когда остаются 2 игрока, запускается дополнительный таймер, игрокам дается 5 минут для завершения партии (в противном случае, они оба будут проигравшими).

Дополнительные детали
и сложности игры

  • Игроки не могут объявлять Тузы под своим достоинством, они обязаны подкладывать их или объявлять их под видом других карт
  • 4 карты одного достоинства на руках одного игрока (кроме Тузов), автоматически сбрасываются в отбой, объявлять это достоинство больше невозможно
  • В колоде, какое-то количество карт при раздаче заменяется Джокерами. Джокеры могут заменять любое достоинство. То есть если на столе вскрывается Джокер, то это означает в любом случае, что игрок положил «правду». Кроме того, игроки могут несколько раз за игру сами поменять ненужную карту, используя гаджет Джокер
  • Если игрок за 40 секунд (25 секунд для короткой партии) не успел сделать ход, то считается, что игрок ошибся, он забирает карты на столе и из Банка, а также теряет право открытия раунда

Бонусы в игре

  • Джокер. Заменяет любую карту (кроме Тузов) на усмотрение игрока Джокером. За один игровой круг можно заменить только 1 карту, а за всю партию 2 карты. Если у игрока на руках осталась 1 карта, поменять её на Джокер невозможно
  • Проверка. Действует всю партию с момента покупки и позволяет при каждой проверке смотреть, какие карты клал на стол утверждающий. Подсказка позволяет открывать карты каждый раз и отслеживать блеф и правду игроков. Проверка не открывает карты Банка, а только карты утверждающего
  • 4 Туза. Подсказывает в течение 5 секунд текущее местонахождение 4-х Тузов. Можно использовать много раз за партию
  • Подарок Рамка. Игрок может сделать небольшой комплимент себе или другому игроку, подарив рамку Ангела правды или Демона блефа. Никаких игровых преимуществ рамка игрокам

«Верю или не верю» – интеллектуальная игра, известная многим.
Правила игры «верю – не верю» очень просты – ведущий задаёт вопросы, а игрок решает, верить ли информации, которая в них содержится или нет.

Вот вопросы для игры «верю или не верю» предоставленные для примера:

За каждый правильный ответ ставим + У кого будет больше + по всем вопросам — победитель и награждается ценным подарком.
1.В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (Да)
2.В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет)
3.Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да)
4.Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да)
5.В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да)
6.В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет)
7.Римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги)
8.Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)
9.Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? (Да)
10.В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет)
11.На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать)
12.Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой. (Да)
13.Спартанские воины перед битвой опрыскивали волосы духами. (Да, это единственная роскошь, которую они себе позволяли)
14.Мыши подрастая становятся крысами? (Нет, это два разных отряда грызунов)
15.Некоторые лягушки умеют летать? (Да, в тропических лесах Азии и Африки)
16.Дети могут слышать более высокие звуки, чем взрослые? (Да)
17.Глаз наполнен воздухом? (Нет, глаз наполнен жидкостью)
18.Утром вы выше ростом, чем вечером? (Да)
19.В некоторых местах люди по-прежнему моются с помощью оливкового масла? (Да, в некоторых жарких странах, где не хватает воды)
20.Летучие мыши могут принимать радиосигналы? (Нет)
21.Совы не могут вращать глазами? (Да)
22.Лось является разновидностью оленя? (Да)
23.Жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? (Нет)
24.Дельфины — это маленькие киты? (Да)
25.Рог носорога обладает магической силой? (Нет)
26.В некоторых странах жуков-светляков используют в качестве осветительных приборов? (Да)
27.Мартышка обычно бывает размером с котенка? (Да)
28.Счастливая монета Скруджа была достоинством в 10 центов? (Да)
29.Дуремар занимался продажей лягушек? (Нет, пиявок)
30.Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба? (Да)
31.Радугу можно увидеть и в полночь? (Да)
32.Больше всего репы выращивают в России? (Нет, в Америке)
33.Слон, встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается следующим образом — кладет ему хобот в рот? (Да)
34.Настоящее имя Ганса Христиана Андерсена было Свенсен? (Нет, Ганс)
35.В медицине диагноз «синдром Мюнхгаузена» ставится пациенту, который много врет? 36.(Нет, такой диагноз ставят пациенту, у которого постоянное желание лечиться)
37.Рост Конька — Горбунка составляет два вершка? (Нет, три)
38.Первое место среди причин гибели от несчастных случаев в Японии в 1995г. заняли туфли на высоком каблуке? (Да, почти 200 японок погибли от падения с высоких каблуков)

Работа в парах. Ребята рассажены по принципу "круглого стола"(ответы на вопросы учителя с минутным обсуждением)

Учитель в роли природного явления "Радуга".

Верите ли вы, что радугу считают мостом между небом и землёй?

Существует много легенд о радуге.

Верите ли вы, что древние люди, арабы и индийцы, называли её "семицветным луком"?

Верите ли вы, что существуют такие поверья, что радуга- это "пояс богини Лады"?

Верите ли вы, что древние славяне считали, радуга "пьёт" воду из рек и озёр подобно змею, который, опустив своё жало, набирает воду, затем её выпускает- и идёт дождь?

Красный, синий, золотой.

Расскажи, ещё какой?

Жёлтый, белый и зелёный.

Серебристый и бордовый.

Да не хватит мне листа, чтобы показать... (Ответ ребят-цвета)

Верите ли вы, что каждый цвет радуги можно запомнить?

Способ запоминания последовательности цветовой гаммы радуги: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

Путешествие в мир красок. (понятие: основные и составные цвета).

Верите ли вы, что наша радуга состоит из основных и составных цветов?

3 этап. "Цветная капель" (практическая часть: учитель в образе "Радуги" предлагает нанести на формат основные цвета).

Верите ли вы, что сейчас произойдёт чудо? (Основные краски могут превратиться в составные. Учитель предлагает в парах проделать эту работу: одни добавляют в красный цвет жёлтый, получают оранжевый; другие- в жёлтый -синий, получают зелёный; третьи -в красный-синий, получают фиолетовый)

4 этап. "Радужно - цветочная поляна".(с использованием составных и основных цветов)

Ребята друг другу передают по кругу формат, на котором каждый пишет понравившейся краской в подарок цветок. На середине стола совмещают свои форматы в единую композицию. Появилась радужно-цветочная поляна.

Результат совместной работы.

"Верите ли вы, что над такой поляной появится радуга? Если "да", то согласно легендам и поверьям над такой поляной пройдёт дождь - и цветы наши оживут.

5 этап. Рефлексия.

Ребята "по кругу" выражают своё отношение к уроку:

Я узнал...

Я научился...

Я почувствовал...

Я попробовал...

Меня удивило...