Сериал «Реформа Совбеза ООН»: новый сезон. Без санкций ООН

Прежде всего хотел бы выразить соболезнование народу и Правительству в связи с человеческими жертвами и разрушениями в результате мощных землетрясений.

Хотел бы поблагодарить Генерального секретаря, Председателя Африканского Союза и Председателя Группы высокого уровня за их доклады по рассматриваемым сегодня вопросам.

Мы приветствуем инициативу по проведению заседания по теме реформирования миротворчества ООН .

В июне 2014 года Российская Федерация также проводила в рамках своего председательства в Совете открытое заседание по данному вопросу. Уже тогда было очевидно, что деятельность ООН на миротворческом направлении требует адаптации к современным международным реалиям.

С тех пор проделана большая работа: подготовлены доклады Независимой группы высокого уровня по операциям в пользу мира, несколько докладов Генерального секретаря ООН, проведена реформа миростроительной архитектуры.

Вместе с тем новые задачи в области миротворчества требуют всестороннего обсуждения государствами-членами и Секретариатом с целью выработки последовательных и сбалансированных подходов, преодоления фрагментарного характера политико-правовой базы, разработки соответствующих доктрин, своевременной подготовки нормативных документов на базе анализа накопленного опыта.

Принципиальная позиция России состоит в том, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться прежде всего политическими методами с опорой на национальный диалог. Содействие созданию необходимых для этого условий должно стоять во главе угла операций по поддержанию мира. В полной мере сохраняет свою актуальность первый базовый принцип ооновского миротворчества: « голубые каски » могут быть развернуты только с согласия сторон конфликта.

Вторым столпом ОПМ ООН является беспристрастность. Неприемлемо, чтобы миротворцы под каким-либо предлогом вставали на сторону того или иного участника конфликта.

Мы с большой осторожностью относимся к « усилению » мандатов миротворческих миссий. Сила может применяться « голубыми касками » только для самообороны и защиты мандата. Имеющийся опыт наделения миротворцев дополнительными силовыми полномочиями, например, в и , пока не убедил нас в том, что повышенные жертвы, которые приносят миротворцы в принудительных операциях, оправданы достигнутыми « на земле » результатами. « Силовые » мандаты, если и сохранять такую опцию, должны самым тщательным образом калиброваться под конкретную ситуацию.

Мы приветствуем идущий в Секретариате мыслительный процесс о реформе миротворчества. Генеральный секретарь обладает определенной свободой в решениях административного характера, в том числе относительно организационных преобразований в структуре Секретариата и миссиях ООН. Однако когда речь заходит о политическом измерении миротворчества, необходимо получать одобрение любых перемен со стороны компетентных межправительственных органов.

Особенно это касается чувствительных вопросов, затрагивающих суверенитет государств. С недавних пор модным направлением, активно продвигаемым Секретариатом и « группой поддержки » из числа некоторых стран, стала так называемая « разведка в миротворчестве » . Конечно, операции по поддержанию мира – это, прежде всего, военные подразделения, развернутые в регионах, где имеются угрозы безопасности. В таком случае им, безусловно, не обойтись без соответствующей рекогносцировки местности. Хотя и здесь остро стоит вопрос о том, как будет контролироваться полученная информация и как будет сохраняться ее конфиденциальность.

Однако расширительного толкования или « гибкого » применения « разведки » мы не приемлем. Получение данных для осуществления оперативной деятельности ОПМ может осуществляться только с согласия принимающего правительства и только для ясно обозначенных, ограниченных легитимных целей: для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц. Именно такой подход был одобрен государствами-членами при согласовании Доклада Спецкомитета ГА ООН по ОПМ. Считаем недопустимым произвольно интерпретировать поручения Секретариату, которые были даны государствами. Это наносит ущерб авторитету ООН и будет негативно сказываться на проведении ОПМ.

Важнейшим фактором поддержания международного мира и безопасности является подлинное партнёрство членов международного сообщества. Мы приветствуем усилия региональных и субрегиональных организаций, действующих в зонах своей ответственности в соответствии с Главой VIII Устава ООН .

Отмечаем существенные успехи Африканского союза в деле формирования общеконтинентальной архитектуры мира и безопасности. Убеждены, что только активные усилия самих африканцев позволят урегулировать конфликты на континенте. Призываем всех способствовать тому, чтобы именно страны Африки играли основную роль в определении путей установления мира и безопасности согласно сформулированному ими самими принципу: « Африканским проблемам – африканское решение » .

Странам Африки приходится сталкиваться не только с внутренними проблемами и конфликтами, но и с беспрецедентным ростом террористической угрозы, резко обострившейся в результате военных авантюр в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.

Перетекание боевиков и оружия через на юг – в , – создало многочисленные террористические угрозы в Сахаро-Сахельском регионе. Наладилось взаимодействие ИГИЛ с « Боко Харам » , « Аль-Каидой в Исламском Магрибе » . На севере Мали и в Нигере активизировалась группировка « Мурабитун » , стремящаяся объединить все экстремистские структуры Мали, Нигера и Мавритании. В Сомали не снижает активности « Аш-Шабаб » .

Россия последовательно выступает за более эффективное содействие странам Африки в наращивании их контртеррористического потенциала. Готовы делиться с африканскими партнерами имеющимся опытом в сфере антитеррора. Ежегодно в российских образовательных учреждениях проходят подготовку сотни африканских миротворцев и полицейских.

Страны Африки ставят вопрос о материальном и финансовом содействии их усилиям по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках партнерства ООН и Афросоюза. Готовы искать общеприемлемые договоренности.

Есть перспективы и у взаимодействия между ООН и ОБСЕ . Такую возможность предполагает российская инициатива учредить Миссию ООН по охране СММ ОБСЕ на юго-востоке с целью содействия строгому и всеобъемлющему выполнению Минских договоренностей по урегулированию . Как известно, эти договоренности были одобрены единогласно в . Увиливать от ее выполнения – нехорошо.

Миротворчество – одно из ключевых направлений деятельности ООН, имеющее огромное практическое значение для жизней миллионов людей. Свой вклад в него вносят все государства-члены, прежде всего страны-поставщики контингентов. Призываем к тому, чтобы все общие вопросы, имеющие отношение к миротворчеству, обсуждались в соответствующих форматах – Специальном комитете по операциям по поддержанию мира и в Пятом комитете. Думаю, что синергия усилий в рамках Генассамблеи и Совета Безопасности позволит эффективно обеспечивать универсальный характер и уникальную легитимность ооновского миротворчества.

Благодарю за внимание.

Американский президент намерен реформировать ООН. Для этого Дональд Трамп собирает «группу поддержки» среди членов организации. Те политики, которые поставят свою подпись под декларацией о реформировании Организации Объединённых Наций, получат приглашение на встречу с главой Белого дома. По мнению экспертов, Трамп рассчитывает нарастить влияние США в ООН - американских политиков раздражает неподконтрольность организации. Какова вероятность реализации реформаторских планов Трампа, разбирался RT.

  • Reuters

Дональд Трамп перешёл от критики ООН к попыткам реформировать организацию. 18 сентября американский президент планирует собрать в нью-йоркской штаб-квартире ООН саммит мировых лидеров по вопросам перестройки работы международной организации, сообщает Reuters. При этом, чтобы получить приглашение на встречу, политики должны будут сначала подписать декларацию, обращённую к генсеку ООН Антониу Гутеррешу. Документ включает десять пунктов и призывает начать «эффективную и целесообразную реформу» Организации Объединённых Наций.

«Мы поддерживаем генерального секретаря в деле внесения конкретных изменений в структуру ООН с целью лучше согласовывать свою работу по гуманитарной помощи, развитию и поддержанию мирных инициатив», — говорится в декларации.

По предварительной информации, документ наряду с прочими мерами предлагает сокращение штатных единиц организации, в том числе среди её основных органов.

Саммит запланирован на день, предшествующий первому выступлению Дональда Трампа на 72-й сессии Генассамблеи ООН. Американский лидер явно рассчитывает укрепить свои позиции в организации, заранее заручившись подписями ряда мировых лидеров.

Отметим, в субботу стало известно, что президент России Владимир Путин, как и в прошлом году, не планирует принимать участия в сессии Генеральной ассамблеи ООН.

  • Заседание ООН
  • globallookpress.com
  • Albin Lohr-Jones/ZUMAPRESS.com

Дональд Трамп давно демонстрирует недовольство ООН. В конце 2016 года политик упрекнул организацию в неиспользовании её огромного потенциала в решении мировых проблем.

«ООН имеет огромный потенциал, но сейчас это просто клуб, где люди могут собраться, поболтать и хорошо провести время. Это так печально!» — написал Трамп в своём Twitter.

В Белом доме считают, что траты на содержание структуры ООН не соответствуют результатам её работы. Уже в январе 2017 года администрация Трампа приступила к подготовке постановлений, предусматривающих сокращение финансирования ряда учреждений ООН. По сведениям The New York Times, Вашингтон намеревался свернуть финансирование международных структур, которые ранее предоставили статус полноправного члена Палестинской национальной администрации и Организации освобождения Палестины.

В проекте федерального бюджета США на 2018 год, представленного администрацией Белого дома в мае, расходы на миротворческие миссии ООН урезаны на $1 млрд, общий размер взносов в бюджеты международных организаций сокращён на 44%.

Как заявила постпред США при ООН Никки Хейли, Вашингтон намерен добиться реформирования всех миротворческих миссий организации.

Ранее критике Дональда Трампа подвергся Совбез ООН: американский лидер был разочарован тем, что структура никак не отреагировала на применение сирийскими властями химического оружия. Об этом политик заявил в апреле, в ходе рабочего обеда с послами Совета Безопасности ООН.

Без санкций ООН

Напомним, на протяжении последних лет Вашингтон не раз обвинял Дамаск в применении запрещённого химического оружия, но так и не смог предоставить доказательств в пользу своей версии. 4 апреля 2017 года в мировой прессе появились сообщения о химической атаке в сирийском городе Хан-Шейхун (провинция Идлиб), послужившей причиной гибели десятков мирных жителей.

  • Ракетный удар по авиабазе Эш-Шайрат
  • globallookpress.com
  • Robert S. Price/Robert S. Price/CNP/AdMedia

Несмотря на противоречивость поступающих сведений, а также на то, что единственным источником информации выступила неоднократно дискредитировавшая себя структура «Белые каски», Вашингтон поспешил обвинить в преступлении Дамаск.

Кроме того, под предлогом причастности сирийских властей к химатаке Пентагон нанёс массированный ракетный удар по базе ВВС республики в Шайрате. При этом до сих пор Вашингтон не представил никаких доказательств виновности Дамаска.

Как известно, военное вторжение в Ирак было осуществлено также под предлогом наличия в стране оружия массового поражения. Правда, впоследствии выяснилось, что большая часть данных о разработке биологического оружия в Ираке была сфальсифицирована.

Так или иначе, но военная операция США и союзников в Ираке была начата в нарушение устава ООН. Совбез организации не санкционировал применение силы против Багдада. Так же Вашингтон действует и в Сирии — ни официальный Дамаск, ни международные структуры не санкционировали американское военное присутствие в САР.

По сути, действия Пентагона в этой стране являются нарушением норм международного права. К тому же американские военные придерживаются очень жёсткой тактики: в результате их боевых действий гибнут не только террористы из ИГ*, но и множество мирных жителей.

В июне 2017 года независимая международная комиссия по расследованиям в Сирии, входящая в структуру ООН,обвинила Вашингтон в массовой гибели мирных жителей сирийской Ракки.

Как отметил глава комиссии Паулу Сержиу Пинейру, в результате авиаударов ВВС США гибнут сотнижителей региона. Коалиция, штурмующая Ракку, не заботится об организации гуманитарных коридоров для эвакуации мирного населения, подвергая город ковровым бомбардировкам.

Ситуацию усугубляет применение США фосфорных бомб — использование зажигательных снарядов неизменно приводит к многочисленным жертвам среди населения. Большинство стран — участниц ООН поддерживают запрет боеприпасов такого типа.

  • Нови-Сад во время бомбардировки
  • Wikimedia Commons

Схожим образом Вашингтон действовал и во время югославской кампании. Силы НАТО приступили к бомбардировкам без санкции Совбеза ООН. По мнению экспертов, этот шаг следует расценивать как нарушение устава организации и норм международного права.

В оппозиции

В последние годы призывы реформировать ООН звучат всё чаще. В большинстве случаев инициатива касается расширения Совета Безопасности организации за счёт как постоянных, так и не постоянных членов. В частности, такое требование выдвигает Индия: в Нью-Дели уверены, что расширенный состав Совбеза должен включать не менее 25-26 членов. Схожей точки зрения придерживаются власти Германии, Японии, Казахстана и других государств.

Впрочем, государства — постоянные участники Совбеза (КНР, Россия, США, Великобритания и Франция) реагируют на подобные предложения достаточно прохладно. По словам экспертов, Вашингтон на долгие годы самоустранился от организационной повестки ООН и просто игнорировал её решения.

Одновременно в ООН росло влияние политических оппонентов Вашингтона. Вероятно, Дональд Трамп не хочет мириться с положением, при котором США вносят немалые средства на содержание организации, но при этом не могут её контролировать.

«Хотя именно США являются одним из государств — основателей ООН, многие американские президенты считали впоследствии, что организация только связывает руки США. Вашингтон, конечно, раздражает, что на содержание ООН направляются большие средства из американского бюджета, а организация между тем придерживается нейтральной, а не проамериканской позиции», — отметил в интервью RT директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулёв.

Похожей точки зрения придерживается и доцент кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Иван Цветков. По словам эксперта, в последние десятилетия США всячески принижали роль ООН: не платили вовремя взносы и в ряде случаев действовали, не спрашивая мнения организации.

  • Запуск КР «Томагавк» с корабля в Адриатике. 31 марта 1999 года
  • Reuters
  • Wikimedia Commons

«Известно, что Россия, Китай, Индия в последние годы старались, напротив, укрепить роль ООН, — пояснил эксперт в интервью RT. — Но, возможно, Трамп хочет начать использовать ООН в качестве инструмента своей внешней политики. Не исключено, что речь идёт о попытке перехватить инициативу: Трамп пытается включить ООН в американскую паутину внешнеполитических связей».

Как отметил Юрий Рогулёв, последняя инициатива Трампа более всего похожа на попытку навязать своё мнение.

«Он не хочет обсуждать содержание декларации с мировыми лидерами, а рассчитывает, что они заранее согласятся с ней. Фактически Трамп выступает против международного обсуждения проблемы, вместо этого навязывая некий сугубо американский план», — полагает эксперт.

Если Белый дом не сможет привлечь на свою сторону значительное число мировых лидеров, это ударит по имиджу Дональда Трампа внутри страны, считают эксперты. Ставка, которую сделал американский президент, довольно рискованна, а вариант реформы ООН, предлагаемый Вашингтоном, вряд ли будет утверждён.

«Очевидно, что американский проект реформирования ООН в штыки воспримут в Москве, Пекине и, вероятно, даже в Европе. Сейчас далеко не лучший момент для подобных инициатив, особенно учитывая негативный имидж США в миротворческой сфере. У Вашингтона сегодня нет для этого ресурсов. Напротив, ООН сегодня является едва ли не единственной глобальной площадкой, где сильны антиамериканские настроения и велик вес оппонентов США. Конечно, сложившаяся ситуация раздражает американские власти, но вернуть ООН под свой контроль США уже не смогут», — подытожил Иван Цветков.

*«Исламское государство» (ИГ) — террористическая организация, запрещённая на территории России

Президент США заявил о необходимости реформировать ООН и оптимизировать расходы организации. Декларацию об этом не подписали более 60 государств, возможности реализовать план Трампа невелики, говорят эксперты

Дональд Трамп (Фото: Lucas Jackson / Reuters)

Декларация Трампа

Дональд Трамп впервые выступил в стенах ООН 18 сентября и заявил о необходимости реформировать организацию. Произошло это на созванном по инициативе США заседании всех заинтересованных стран.

«ООН не полностью раскрыла свой потенциал из-за бюрократии и неправильного управления», — отметил президент, подчеркнув, что с 2000-х годов бюджет организации увеличился более чем в два раза, но ее эффективность по-прежнему не соответствует потраченным средствам. Приоритет нужно отдавать народу, а не бюрократии, делать «фокус на результатах, а не на процессе», каждая миротворческая миссия должна четко понимать свои цели, а ее эффективность необходимо как-то измерять, заявил Трамп.

США еще до выступления своего лидера разработали политическую декларацию в поддержку реформы, которую могут подписать все желающие страны. Декларация не является юридически обязывающим документом. В ней говорится о поддержке усилий генсека ООН Антониу Гутерриша повысить эффективность работы организации, о приверженности всех стран к повышению доверия среди ее членов. Страны, которые подпишут декларацию, выразят поддержку реформам, направленным на сокращение дублирующих и частично повторяющих друг друга функций и структур ООН. В ней также говорится о поддержке намерения генсека усилить планирование бюджета, что позволит повысить предсказуемость расходов и их прозрачность.

Поддержку декларации на заседании 18 сентября высказал сам Антониу Гутерриш. Выступая после Трампа, генсек согласился с его утверждением, что бюрократия в ООН — это проблема, с которой надо бороться.

Сейчас США вносят самый большой вклад в поддержание организации, в которую входят 193 страны. В 2017 году бюджет ООН составляет $2,776 млрд, из них $610,84 млн — это американские взносы.

Нужны переговоры

Реформировать ООН декларациями невозможно, реформ можно добиться только путем переговоров, . Реформы ООН необходимо осуществить посредством диалога между всеми странами — членами организации, сказал он 18 сентября в интервью ТАСС . Он выразил сомнение в том, что под предложенной США декларацией подпишутся все члены ООН, поскольку накануне ее выдвижения не прошел никакой процесс согласования. Декларацию подписали почти 130 стран, сообщила постпред США при ООН Никки Хейли. По информации ТАСС , в число государств, не подписавших декларацию, входят Россия, Китай и Франция, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН.


Никки Хейли (Фото: Mary Altaffer / AP)

Однако с тем, что ООН нуждается в некоторых реформах, в Москве согласны. «Организация нуждается в реформировании, но не кардинальном», — уточнил Небензя.

Намерения Трампа сократить финансирование Организации объединенных наций вызывают озабоченность, так как в результате могут пострадать гуманитарные программы в Южном Судане, Конго и других горячих точках, указывала Al Jazeera . Постпред США при ООН Никки Хейли не уточнила в ходе брифинга 15 сентября, будут ли США финансировать программы ООН в том же объеме.

Эксперты также обращают внимание на то, что реформировать ООН, которая была создана в 1945 году и отвечала реалиям того времени, непросто. Реформа ООН — «это давняя игра», которую ведут США, сказала Энн Баевски, профессор Колледжа Туро в Нью-Йорке в интервью телеканалу Al Jazeera .

Реализовать реформы будет непросто, так как среди членов организации есть разногласия, у каждого свои приоритеты, отмечает Залмай Халилзад, бывший посол США в ООН (2007-2009), в колонке для The National Interest . «США и их союзники хотят, чтобы ООН сделала упор на реформу системы управления для повышения транспарентности, подотчетности, эффективности и продуктивности. Развивающиеся страны очень хотят стать постоянными членами Совета Безопасности ООН, но выступают против административных реформ, направленных на уменьшение расходов», — отмечает Халилзад. По его мнению, развивающимся странам выгодна система управления, которая сложилась в ООН за долгие годы.

В 2013 году 17 стран — участниц ООН (менее 9% от всех членов организации) вносили 80% в общий бюджет организации, а доля оставшихся 176 стран составляла всего 18%, хотя их представители принимали решения, на какие цели следует расходовать бюджет, отмечает Халилзад.

Дебют на Генассамблее

19 сентября президент США Дональд Трамп впервые выступит на прениях Генеральной Ассамблеи ООН. Ожидается, что он выскажется по основным международным проблемам : ядерно-ракетной программе, борьбе с международным терроризмом, глобальному изменению климата, иранской ядерной сделке, а также рохинджа в Мьянме.

Российский и китайский лидеры Владимир Путин и Си Цзиньпин в нынешней сессии Генассамблеи не участвуют. Делегации двух стран возглавят министры иностранных дел Сергей Лавров и Ван И.

Сегодня в очередной раз на повестку поднят вопрос о реформе ООН. Авторитетные стороны, включая США, выступают с различными предложениями. В залах заседаний и за круглыми столами по этому поводу ломается немало копий.

Организация объединённых наций (ООН), действительно, устроена на далёких от идеала принципах, и её реформа давно назрела.

Проблема

Проблема нынешней ООН заключается в противоречии между претендующими на норму декларациями и отходящей от них реальной практикой.

В идеале ООН создана на принципах, которые искренне и добровольно должны разделять все без исключения страны, в неё входящие. На бумаге это общие и понятные принципы справедливости, всеобщего равноправия и т. д., от которых попахивает более светлым, и более справедливым будущим.

В действительности же получается по известному выражению: все страны равны, но некоторые равнее. ООН в сегодняшнем виде возникла по итогам Второй мировой войны. Это наложило на организацию свой отпечаток.

Ряд внесённых в устав ООН положений прямо фиксирует разделение стран на победителей и побеждённых (хотя давно уже нет ни тех, ни других: нынешние страны - это по сути уже другие страны, мир сильно изменился).

Хуже того, неравенство стран, закреплённое в нынешнем распределении ролей в ООН (с его постоянными членами Совбеза с особыми правами), отражает унизительные отношения неравенства, унаследованные от отжившей колониальной эпохи. Страны так называемого третьего мира, бывшие когда-то не субъектом, а объектом международных отношений, а зачастую и предметом торга, в раннюю постколониальную эпоху присутствовавшие в международных институтах только в качестве номинальных эрзац-представителей, чтобы создавать видимость массовой поддержки реального распорядителя, - такие страны также оказались урезанными в правах, как и проигравшие войну империалистические центры. К настоящему моменту многие страны так называемого третьего мира, бывшие когда-то мировыми задворками и бедными мастерскими, входят в состав ведущих экономик мира. Соответственно, унизительное и бесправное положение в прототипе мирового правительства их тоже не устраивает.

На несправедливость закреплённых в нынешней ООН отношений указывали давно. Об этом, в частности, говорил в своём историческом выступлении с трибуны Генассамблеи ООН Каддафи, подчёркивая, что сегодня ООН не отражает интересы всех стран, что это по сути инструмент сильного, ничего не дающий слабым, что для того, чтобы ООН стала действительно эффективным мировым институтом на благо общих интересов, в ней многое необходимо серьёзно менять.

Другой наглядный пример неадекватности ООН - это подлые средневековые действия Совбеза в отношении несговорчивой КНДР. КНДР не позволяет себе ничего, чего бы уже не позволили себе задающие в ООН тон страны и их сателлиты. Но, чтобы принудить руководство КНДР к повиновению, целый народ не моргнув глазом берут в блокаду, создавая искусственный дефицит топлива, продовольствия, медицинских средств и т. д. Мало того, что это дичайшая геноцидальная практика из арсенала какого-нибудь Мамая или Гитлера, так подобные действия ещё и чисто формально подпадают под уголовное определение терроризма. И это делается от лица всего человечества, а фактически - горсткой привилегированных стран, которые договорились между собой.

Основные изменения

Всё более растёт число стран и политических сил внутри стран, кого такой мировой парламент не устраивает. Всё больше будет расти давление, заставляющее ООН эволюционировать и приводить практику в соответствие собственным нормативным декларациям. Со временем, если ООН продолжит существовать как международный институт, можно предполагать следующие изменения:

1. Отмена привилегированного клуба стран-победителей по итогам Второй мировой войны (речь идёт об упразднении всего Совета безопасности или по крайней мере постоянного членства в Совете безопасности).

2. Отмена права вето (среди равных участников не должно быть никаких привилегий).

3. Равные голоса всех членов ООН (по принципу «одна страна, один голос» или, возможно, пропорционально населению или с каким-то иным весовым коэффициентом, отражающим реально стоящие за представительством общности людей).

4. Принятие важнейших решений исключительно Генассамблеей ООН (учёт мнения всех стран, а не только подверженной подтасовкам выборки, представленной в Совете безопасности).

5. Ряд важнейших решений (о применении силы, санкций и т. д.) должен приниматься единогласно (голос любой страны против должен быть блокирующим).

6. Действия по упомянутым выше ключевым вопросам (применение силы, санкции и т. п.) в обход ООН должны быть запрещены и должны рассматриваться как грубое нарушение устава ООН и международного права, а нарушители должны сами в обязательном порядке подпадать под санкции ООН.

Уже одна только реализация этого списка наиболее общих изменений сделает мир справедливее и безопаснее.

Сторонники и противники реформы

У подобной реформы ООН есть и сторонники и противники.

В сторонниках, разумеется, оказываются практически все урезанные в правах страны. Это и такие гиганты как Германия и Япония. И страны бывшего третьего мира - как развившиеся и возмужавшие, так и те, чей политический и экономический вес невелик (все они, тем не менее, хотят безопасности и действительного участия в мировой политике).

В противниках, что тоже очевидно, оказываются ныне привилегированные страны - постоянные участники Совета безопасности с правом вето. Даже самым прогрессивным из них не хочется расставаться с преимуществами и привилегиями. К противникам относятся Китай, РФ, Франция и т. д.

Однако в этом вопросе присутствует серьёзная неоднозначность, которая острее всего проявляется в позиции США.

Дело в том, что США, как один из постоянных членов Совбеза прямо не заинтересованы в потере привилегированного статуса и решающего голоса. Но, с другой стороны, текущая экономическая и политическая мощь США такова, что даже без формальных привилегий они способны поставить под контроль руководство большинства малых и зависимых стран и тем самым обеспечить необходимое большинство в своих интересах. Иными словами, США на политическом рынке самый платежеспособный покупатель, способный перебить любые ставки конкурентов. Поэтому на парламентской или рыночной платформе США способны провести любые решения в свою пользу. И они этим давно и активно пользуются, всюду, где только можно насаждая демократию по модели открытого рынка.

Поэтому, казалось бы, постоянное место в Совбезе или право вето США не особенно и нужны. И они могли бы пойти на добровольный отказ от них, чтобы лишить таких рычагов Россию и Китай и тем самым поставить ООН под свой полный контроль.

Однако, в последнее время всё более очевидна тенденция, что США утрачивают своё доминирующее положение в мире. Их экономическая и политическая хватка над зависимыми странами ослабевает. На доминирующие позиции всё больше выдвигается Китай. За ним следуют целый ряд новых крупных экономик (начиная с тех же членов БРИКС). И здесь не надо быть особо проницательным, чтобы в перспективе предвидеть риски перехваты у слабеющего гегемона лидерства и инициативы в деле сколачивания международных коалиций. Таким образом, открытый политический рынок без привилегий в долгосрочной перспективе может играть не в пользу США.

Сейчас ключевые игроки мировой политики анализируют ситуацию и размышляют над тем, что именно им будет выгодно в краткосрочной и долгосрочной (стратегической) перспективе.

Заключение

Из вышесказанного очевидно, что реформы ООН давно назрели, и что их последовательное проведение должно сделать мир лучше и безопаснее.

В то же время, хотя позиции большинства стран в отношении реформ понятны и очевидны (страны стремящиеся устранить поражение в правах), позиции ряда стран могут казаться непонятными и противоречивыми (к примеру, активные призывы со стороны постоянного члена Совбеза к отказу от права вето). Такая странность позиций порождается ведущейся стратегической игрой, и в ней есть своя рациональная логика.

По реформированию ООН. Начало обсуждения проекта прошло сегодня в штаб-квартире организации в Нью-Йорке с выступлений Трампа и Генерального секретаря ООН .

«Буду честен с вами — я действительно вижу большой потенциал ООН. Организация оказалась очень успешным проектом. Я хотел бы поблагодарить генерального секретаря Антониу Гутерриша за то, что он к нам присоединился и остается приверженным реформе ООН», — сказал Трамп в своей речи 18 сентября.

По его словам, США также поддерживают старания генсека «провести ревизию всей системы и поиск способов улучшения ООН». Однако, глава Белого дома отметил, что «в последние годы ООН не полностью раскрывает свой потенциал из-за бюрократии и плохого управления», сообщает .

«При этом бюджет ООН увеличился на 140%, а число сотрудников возросло более чем в два раза с 2000 года. Мы не видим результатов, соответствующих этим инвестициям.

Но я знаю, что при генсеке (Гутеррише) ситуация меняется, и меняется быстро, и мы видим это. Поэтому мы высоко ценим генерального секретаря и его призыв — больше заботиться о людях и меньше — о бюрократии», — сказал Трамп.

Гутерриш указал, что требуются усилия для изменения «раздробленных структур» и «византийских процедур» в ООН и ее превращения в более «поворотливую и эффективную, гибкую и действенную» глобальную организацию. Он также отметил, что ООН с целью своего укрепления добивается прогресса по широкой и смелой повестке реформ.

На следующий день американский лидер выступит уже перед всеми 193 делегатами стран ООН на открытии . 20 сентября состоится заседание по реформе миротворческих операций, которое будет возглавляться премьер-министром Эфиопии Хайлемариамом Десалегном, сообщает .

«Мы поддерживаем Генерального секретаря в его намерении внести конкретные изменения в систему ООН, чтобы лучше согласовать свою работу по гуманитарным миссиям, разработке и поддержанию мирных инициатив», — говорится в проекте политической декларации.

Также, в документе содержится предложение сократить дублирующие друг друга в плане выполняемых функций должности и даже целые подразделения организации. Всего декларация включает 10 пунктов. В целом, по словам экспертов, документ направлен на усиление подотчетности ООН в своих решениях.

Сегодня же стало известно, что Россия не участвует во встрече по реформе ООН. Как заявил замглавы Геннадий , Москва поддерживает вопрос о реформе ООН, но выступает с других позиций, нежели Вашингтон.

«Это неформальная неофициальная встреча, она была организована для группы государств, которые поддерживают документ, подготовленный США», — добавил дипломат.

Он подчеркнул, что Москва выступает за реформу ООН, но она должна быть всеобъемлющей.

«Все решения, которые связаны с реформой, должны приниматься государствами-членами в ходе межправительственного диалога», — пояснил Гатилов.

По его словам, обсуждаемые предложения по реформе ООН — «это инициатива отдельного государства».

Двум днями ранее постоянный представитель России при ООН сообщил, что Москва, возможно, не будет визировать декларацию о реформе организации, предложенную президентом США Дональдом Трампом.

«Не уверен, что мы подпишем эту декларацию», — сказал дипломат, пояснив, что хотя многие из предложенных Вашингтоном идей соответствуют тому, что выдвигал генсек всемирной организации, «декларацией реформу ООН не проведешь и ООН не изменишь».

Постпред подчеркнул, что ООН необходимо реформировать в результате межправительственного процесса, а документ, подготовленный США является декларацией стран, которые придерживаются схожих взглядов на реформу ООН, тогда как это должна быть инструкция для генерального секретаря организации.

Ранее Небензя рассказывал о том, что ООН занимается очень широким кругом проблем, беспокоящих международное сообщество, но при этом — он отметил — организация не нуждается в радикальном реформировании.

Трамп критиковал не только ООН в целом, но и ее учреждения. Так, в своем резком письме , которое следит за соблюдением Ираном соглашения по ядерной программе, Трамп указал, что США могут выйти из договора, если он не будет надлежащим образом контролироваться.

«Мы не примем слабо контролируемую или недостаточно контролируемую сделку», — говорится в сообщении американского лидера.