Значимость социальной работы с пожилыми людьми. Нравственно-этические проблемы социальной работы с пожилыми людьми. Отделения дневного пребывания

З. Н. Хисматуллина

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

С ПОЖИЛЫМИ И СТАРЫМИ ЛЮДЬМИ

Ключевые слова: геронтология, пожилые люди, старые люди, социальная работа с людьми старших возрастов, технологии социальной работы с пожилыми, деонтология. gerontology, elderly people, old people, social work with elder age, technology of social work with elderly people, deontology

Статья посвящена актуальной теме - проблеме социальной работы со старыми людьми, которая в настоящее время находится в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.

Автором отмечается, что среди ключевых моментов, о которых следует помнить, развивая социальную работу с пожилыми и старыми людьми, выделяются уникальность индивидуального опыта, необходимость биологического и психологического подходов к старости, важность социального окружения с его поддержкой и взаимопомощью, общественное отношение к немощности в старости, понятие об индивидуальных ресурсах, доступных любому человеку.

The article is devoted to the theme of current interest - the issue of social work with old people, which are currently in the centre of attention of many social institutions, social and research programmes, aimed at ensuring an acceptable standard of living of elderly and old people.

Author notes that among the main points, that we must remember during the development of social work with elderly and old people, are: uniqueness of individual experience, the need of biological and psychological approaches to old age, the importance of the social environment with its support and mutual help, public attitudes toward feebleness in old age, the notion of individual resources that are available to anyone

В России проживает 143 млн. человек, из них 35 млн. - пенсионеры, то есть каждый четвертый. В 2050 г. в России будет жить максимум 98 млн. человек, при этом каждый третий россиянин будет старше 60 лет. Таковы данные прогноза ООН, обнародованные Российским институтом демографических исследований.

Увы, безжалостная статистика не дает поводов к оптимизму. Ведь глобальное постарение населения рассматривается не как высшее достижение человеческой цивилизации, а как «головная боль» для правительств экономически благополучных и развивающихся стран.

Являются ли старые люди полезными членами общества или они представляют собой экономический и моральный балласт? На этот вопрос пытались ответить философы, поэты, естествоиспытатели, социологи и политические деятели, их мнения разнообразны и противоречивы: от восторженных похвал до пессимистического пренебрежения.

На современном этапе развития человечества большинство ученых и политических деятелей сходятся во мнении, что с глобальным постарением населения возрастут и связанные с этим многочисленные проблемы. Резко возрастет «нагрузка» трудоспособного населения, неизбежно придется усиленно развивать те отрасли медицины, которые наибо-

лее тесно связаны с поддержанием уровня здоровья пожилых и старых людей. Эта дополнительная нагрузка будет болезненно сказываться как на состоянии общества в целом, так и на положении самих пенсионеров, поскольку это наименее социально защищенная часть населения. Всё это подчеркивает необходимость правильной демографической и социальной политики в отношении пожилых и старых людей.

Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей. Следует учитывать, что старшее поколение находится в таком периоде человеческой жизни, который оказывается постпрофессиональным, порождающим самые различные проблемы - экономические, психологические, медицинские, бытовые, социальные и др.

Выход на пенсию, то есть прекращение активной трудовой профессиональной деятельности, сужение круга общения, приближающаяся физическая слабость вызывают необратимый комплекс психологических, ценностных, мотивационных изменений, которые, в конечном итоге, приводят к возникновению нового жизненного ритма или ощущения времени. Прежде всего, утрачивается социальная полнота жизни, т. к. ограничивается количество и качество связей пожилого человека с обществом. В этой ситуации пожилые люди пытаются определить, и это закономерно, новый смысл своей жизни.

Всё это свидетельствует об огромной актуальности проблемы - проблемы постарения населения и в связи с этим, о необходимости в современном обществе специалистов в области социальной геронтологии. С учетом современных требований к профессиональной деятельности в данной сфере и должна проводиться подготовка таких специалистов. Специалистов, которые бы сумели не только понять и принять пожилого человека таким, какой он есть, но и сумели бы наладить с ним контакт и решить проблемы пожилого человека с учетом специфики его социального статуса. Специалисты в области социальной геронтологии должны знать социально-психологические особенности пожилых людей, их медицинские проблемы, специфику общения с ними, систему социальной защиты людей пенсионного возраста, а также должны успешно ориентироваться в складывающейся обстановке, умело применять современные технологии при работе с пожилыми и старыми людьми.

В целом, профессиональная подготовка специалистов социальной сферы по работе с людьми «третьего» возраста должна опираться на сочетание теоретической и практической работы студентов. Именно практика имеет большое значение при формировании профессионально-значимых черт характера будущего социального работника по работе с пожилыми людьми, выявляет его профессиональную пригодность к выбранной специальности.

Если рассматривать задачи социального работника, работающего с пожилым населением, круг его обязанностей, а также цели и задачи подготовки будущих специалистов в области геронтологии в едином контексте, то можно выделить ядро, объединяющее все слагаемые этой трудной, но такой значимой и необходимой профессии - это умение, а главное, желание идти к пожилым людям, находить формы общения с ними, работать с ними, чтобы помочь им и поддержать их .

Среди ключевых моментов, о которых следует помнить, развивая социальную работу с пожилыми и старыми людьми, выделяются уникальность индивидуального опыта, необходимость биологического и психологического подходов к старости, важность социального окружения с его поддержкой и взаимопомощью, общественное отношение к немощности в старости, понятие об индивидуальных ресурсах, доступных любому человеку.

Организационно-методическая социальная работа с пожилыми и старыми людьми включает в себя: определение проблематики обращения пожилого человека к социальному работнику; постановку социального диагноза и планирование социальной помощи; объединение усилий с другими специалистами с целью наиболее полного разрешения возникшей проблемы; социальную работу с семьей пожилого человека.

Клиент и его проблема

Когда пожилой человек попадает в отдел социальной службы, он становится клиентом. Его появление означает, что наступает ответственность социального работника по совершению действий ради этого клиента.

Работу с пожилым клиентом социальный работник начинает с получения ответов на вопросы: а) какова его проблема; б) почему она является проблемой; в) чья это проблема; г) почему эта проблема важна сейчас. Благодаря этим вопросам можно определить, на какое количество людей проблема имеет влияние, какое кризисное событие привело пожилого человека за помощью и т.д. Перед тем, как принимать последующие действия, социальному работнику необходимо соответствующими вопросами снять пассивность клиента в принятии ситуации и восстановить его инициативу.

Если есть необходимость, для обрисовки полной картины социальный работник добивается согласия на контакт с другими людьми, с семьей клиента. Согласие пожилого клиента на сотрудничество - это возможность дальнейших дискуссий, интервью, встреч с семьей и т.п. .

Диагноз и планирование социальной помощи

Диагноз проблемы начинается с небольших установочных интервью. Считается, что для диагноза требуется как минимум час интервью, т.к. проблема должна быть разъяснена. Такое обсуждение должно быть «генерализованным». Это значит, что в нем охватываются аспекты здоровья, повседневной жизнедеятельности, эмоциональные потребности клиента, выражающиеся в депрессии, тревоге или несчастье, чувстве зависимости. Взвешивание всех этих фактов и дает понимание степени трудности проблемы.

В социальном диагнозе существенное место занимает получение информации о клиенте. Информация может быть получена в результате обследования человека, его жизненных и бытовых условий, окружения, а также с помощью опросников. Например, вопрос «Что для Вас самое трудное и повседневной жизни?» связан с задачей выявления тех факторов, которые представляют риск для его жизни. Другой целью получения информации, может быть изучение социальных условий жизни престарелого человека, например, при уборке его квартиры, комнаты. Особенности питания также могут являться источником получения необходимой информации о клиенте. Важно получить информацию о семье, друзьях, о религиозных воззрениях, духовных интересах пожилого человека, чтобы составить целостную картину, необходимую для постановки правильного социального диагноза.

В диагностике клиента социальный работник делает следующее:

принимает ситуацию как сложное взаимодействие физического, психического, эмоционального и социального факторов, сил и слабостей пожилого клиента, значимости для него ситуации;

^ уравновешивает его желания и потребности;

^ согласовывает набор услуг и те приемлемые изменения у всех, кто включен в ситуацию клиента.

Когда все нюансы исследованы, социальный работник вступает в фазу планирования социальной помощи. Это включает в себя разработку стратегий:

^ по решению существующих проблем;

с целью предотвращения развития проблем в будущем;

С целью возобновления или усиления ресурсов пожилого клиента для тех проблем, которые все равно появляются.

Все планирование может варьировать от простой координации действий до более сложных планов .

Междисциплинарная кооперация

Во многих ситуациях социальному работнику ради блага и нужд пожилого клиента приходится тесно работать с некоторыми представителями других профессий и смежных дисциплин. Полезными оказываются в первую очередь, связи с медицинскими работниками поликлиник или больниц (терапевтами, физиотерапевтами, хирургами и т.д.). Однако эти связи могут быть шире и вовлекать соседское окружение, местное управление, правоохранительные органы и т. п.

Любая информация из любых источников может быть полезной, чтобы полнее обеспечить помощь и планировать дальнейшую работу. Способность скоординировать такую работу с людьми разных профессий, где у каждого различные перспективы и набор ценностных ориентаций, требует немалого времени и развития умений социального работника.

Работа с семьей

Она является в социальной работе с пожилыми людьми смысловой составляющей и, как правило, начинается с понимания особенностей семьи пожилых людей, с аспектов её повседневной жизнедеятельности, внутрисемейных интеракций, взаимоотношения поколений. Пожилой человек в некотором понимании является частью семьи с её сферой социальных отношений и поддержки. Любое изменение в его каждодневном существовании должно рассматриваться в контексте его положения в семейной группе и её способности реагировать на подобные изменения.

Работа с семьей пожилого клиента включает самого пожилого человека, членов его семьи, круг семейных отношений и социальную поддержку соседства. Контекст этой работы возникает из попыток, предпринятых самим пожилым клиентом, его родственниками, окружением.

Основными требованиями технологии социальной работы с пожилыми людьми являются:

1. Предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей.

2. Содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни.

3. Соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг.

4. Дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение.

5. Выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании.

6. Адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни.

7. Использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей.

8. Ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей.

9. Обеспечение информированности пожилых людей о возможностях социальной помощи и услуг .

Центральный элемент организационно-методической работы с клиентом состоит в развитии социальным работником коммуникативного мастерства, необходимого ему, чтобы вести социальную работу «лицом к лицу». Для этого нужно обладать разными умениями, но главное - это построение отношений. Первый контакт с клиентом строится на уважении, эмпатии и теплоте, которые демонстрирует социальный работник.

Социальному работнику для того, чтобы быть готовым начать разговор с теми, у кого трудности и проблемы, кто испытывает нужду, нужно уметь проявлять эмпатию. Эмпатия - более профессиональное чувство и реакция. Будучи эмпатийным, социальный работник понимает чувства другого и свое личное отношение в ответ на них, но не заполняется ими. Помимо эмпатии, отношения нуждаются в теплоте и уважении, которые проявляются в доверии, принятии другой точки зрения или личного мнения.

С психологической точки зрения коммуникация является двусторонним процессом подачи и получения информации. Особое внимание со стороны социального работника потребуется к пожилым клиентам, у которых общение затруднено. Поэтому очень полезно перед началом разговора тактично установить, нет ли каких проявлений глухоты, слепоты, речевых трудностей. Всё это затрудняет понимание клиента, но социальному работнику не нужно преувеличивать трудности. Коммуникация должна строиться в нормальном звуковом регистре, при необходимости используются компенсирующие средства: чтение по губам, жестикуляция, рисование, запись вопросов и ответов, присутствие родственников, близких или других специалистов. Главное - терпимость социального работника и уважение автономии клиента.

Вслед за коммуникативными умениями в непосредственной работе с пожилым клиентом следуют ключевые составляющие: обсуждение, переговоры, защита интересов клиента, консультирование. Чтобы иметь четкий план, в начале обсуждения требуется прояснить следующие моменты: 1) что нужно сделать; 2) какие ресурсы потребуются; 3) кто является участниками в обсуждении; 4) какова желаемая цель и минимальная цель; 5) какие будут действия; 6) сколько потребуется времени.

Переговоры носят чисто деловой (и, вероятно, финансовый) характер, в котором выясняются ожидания и притязания каждой из сторон. Как процесс, переговоры можно разделить на фазы (заявка, обсуждение, согласование, принятие выбранного решения и т.п.).

Защиту интересов клиента можно определить как некоторую систему действий социального работника по поддержке этого клиента. Но при этом важно максимально активное участие самого клиента, т. к. пожилые люди часто теряют веру в собственные силы. полезным оказывается обычное планирование и квалифицированный подход, которые детализируют работу с пожилым клиентом. Эффективность защиты повышает доверие клиента к социальному работнику.

Консультирование как процесс предполагает активное слушание, что требует от социального работника сконцентрированности и постоянного подтверждения того, что он слушает клиента. Слушать пожилого клиента надо внимательно, принимая и сказанное, и не высказанное словами, взгляды, молчание невербальную коммуникацию.

Вмешательство в кризисную ситуацию. Теория вмешательства в кризисную ситуацию в социальной работе имеет специфическое значение, особенно при работе со старыми людьми. Социальному работнику каждый раз требуется различное понимание природы кризиса и своей роли в его разрешении. Кризис может быть вызван произошедшей и угрожающей потерей, травмирующим событием, которое актуализирует имеющуюся способность пожилого клиента и его семьи ему противостоять. В практике социальной работы обнаруживаются требующие немедленного реагирования ситуации паники, хаоса, травмы,

однако поиск решения может иногда затянуться и занимать недели и месяцы, пока пожилой клиент и его семья «созреют» для полноты понимания проблемы. Обычно после периода стресса, дискомфорта и предпринятых попыток находится более-менее успешная реакция на ситуацию .

Целевой подход

Достаточно успешно применяется в работе с престарелыми и их семьями целевой подход - это одна из форм непосредственной работы с клиентом. Значение целевого подхода состоит в том, что:

Подход основывается на достижении соглашения и установлении контакта между социальным работником и клиентом, что освобождает последнего от чувства «благодарного реципиента».

Клиент и социальный работник вместе определяют Главную проблему или распределяют проблемы по порядку, решая, с чего начать.

Задается лимит времени, за которое планируется достигнуть каких-либо результатов.

Предпринимаемые действия разбиваются в индивидуальные задания и распределяются между клиентом и социальным работником.

Анализ прогресса и установка следующего блока заданий позволяют вовлечь что-то из уже достигнутого, а это, в свою очередь, хороший способ повысить эффективность вмешательства в социальной работе.

Целевой подход плохо применяется в случаях, где имеются проблемы в психическом здоровье клиента, тяжелые ментальные отклонения и дефекты, т.е. где сам клиент не способен принять проблему и то, как с ней работать. Во многих же других случаях этот метод достаточно полезен, он обеспечивает более четкую сосредоточенность на проблеме клиента. Также эффективно его применение в работе с членами семьи и представителями других профессий для выявления спектра трудностей и поиска решений.

Методы работы с людьми пожилого возраста:

1. Метод беседы. Беседа должна строиться на принципах доброжелательности, максимальной естественности и непринужденности. К ней необходимо готовиться: 1) ясно представлять цель; 2) разработать план беседы; 3) продумать примерные вопросы.

Принципами беседы являются:

Ограничение речи социального работника.

Социальный работник ни в коем случае не должен «давить» на клиента, давать ему или его действиям оценки, осуждать.

К особенностям речи социального работника во время беседы с клиентом относятся:

1) максимальное приближение к речи клиента, в том числе освобождение речи от профессиональных терминов; 2) использование социальным работником тех характеристик, описаний и пр., которые употребляет клиент; 3) краткость и точность высказываний социального работника; 4) встраивание в речь клиента самых простых вопросов для развития дальнейшего диалога.

В беседе можно использовать технику парадоксальных вопросов, которая позволит вскрывать внутренние противоречия и заглянуть в истинное отношение пожилого человека к предмету беседы. Применять эту технику желательно в том случае, когда клиент «прикрывается» какой-либо общеизвестной истиной, «убегает» от ситуации.

Цель индивидуальной беседы - помочь человеку преодолеть фиксацию на травматическом переживании, помочь найти выход из фрустрирующей ситуации.

2. Метод ролевых игр. Ролевая игра - это проигрывание участниками конкретной ситуации. Ситуации берутся из жизни, из практики семейных отношений и отражают определенную сторону этих отношений, как правило, содержащую конфликт. В ситуации излагаются исходные объективные данные, описываются действующие лица и их характеристики. Слушателям предлагается принять на себя роли действующих лиц и проиграть ситуацию так, как они себе её представляют.

Роли могут быть:1) пассивные - участник будет полностью следовать инструкции;

2) активные - даются только общие сведения, а участник имеет полную свободу действий.

Ситуация, предлагаемая для проигрывания, дается в самых общих чертах. Это делается по многим причинам. Во-первых, невозможно полностью формализовать жизненную ситуацию. Во-вторых, чем детальнее описана ситуация, тем скованнее будут чувствовать себя «игроки». Поэтому всем игрокам предоставляется возможность дополнить ситуацию деталями, необходимыми, по их мнению, для создания ощущения реальности. Примерные темы ролевых игр для пожилых людей определяются их социальными ролями в семье.

3. Метод социально-психологического тренинга. Предусматривает общее воздействие на личность, создает оптимальные условия для регуляции целостного организма, а также способствует повышению эмоциональной устойчивости участников группы.

Этот метод оказывает активизирующий эффект, который обусловлен созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание пожилыми людьми того, какие индивидуальные и групповые психологические события разворачиваются в процессах межличностного общения, каким образом каждый из участников влияет на других, какова роль при этом совместной деятельности и каково её содержание.

4. Метод самокоррекции. Является высокоэффективным методом при работе с пожилыми людьми. Включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом цели, учет условий деятельности, её программирование, оценку результатов и коррекцию. Реализация этих звеньев предполагает наличие определенного отношения пожилого человека к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей.

В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании пожилыми людьми своих благоприятных возможностей, сильных сторон.

Таким образом, для специалиста по социальной работе, занимающегося проблемами пожилых людей, имеет значение целый ряд факторов социального и психологического плана, связанных с образом жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями. Для того, чтобы работать людьми старшего возраста, нужно знать их социальное положение в прошлом и настоящем, особенности психики, материальные и духовные потребности и в этой области опираться на научный подход.

Как известно, существует два основных подхода в социальной работе с пожилыми и старыми людьми. Сторонники первого подхода считают, что все клиенты одинаковы. Разница заключается лишь в характере, степени немощности и необходимых им услугах, поэтому социальная работа должна исходить из этих потребностей клиентов старческого возраста.

Потребности старых людей могут различаться: по типам - отсутствие продуктов, невозможность приобрести их самостоятельно; плохое, неблагоустроенное жилище или его полное отсутствие; недоступность медицинской помощи; по степени - необходимость оказания полного объема помощи или в каких-то отдельных частях; кратковременная или долгосрочная социальная помощь.

Сторонники второго подхода в основу социальной работы кладут различие, а не сходство пожилых людей. Согласно этой точки зрения, клиенты пожилого и старческого возраста должны рассматриваться, прежде всего как индивиды, личности, чьи неповторимые черты, характеристики и цели должны находиться в центре внимания.

Исходя из этого постулата, планируются действия для каждого конкретного человека, а не для целых групп пожилых людей. Для реализации такого подхода необходима не только разносторонняя профессиональная подготовка, но и определенные личностные качества социальных работников.

Вне всякого сомнения, качество социальной работы не зависит от того или иного подхода, в любом случае добросовестное исполнение трудовых обязанностей является единственным мерилом профессиональной пригодности социального работника.

Ответственность и соблюдение всех законодательно установленных норм - основные требования к профессиональной компетентности лиц, избравших своей деятельностью оказание помощи пожилым и старым людям.

При этом социальные работники должны:

предоставлять полную свободу выбора пожилому человеку наиболее важной для него социальной проблемы;

соблюдать уважительное отношение ко времени встречи с пожилым человеком; выказывать доброжелательную заинтересованность к прошлому пожилого клиента;

не допускать фамильярно-иронического тона при общении с пожилым клиентом; избегать установления слишком близких, доверительных отношений; не навязывать свою точку зрения и свою волю старому человеку.

Особенно строго необходимо придерживаться следующего правила - соблюдать полную откровенность и информированность обо всём, что касается выполнения просьб и поручений старого человека, относиться к ним с полной серьезностью и ответственностью .

Никогда нельзя забывать о том, что самым острым напоминанием старому человеку о беспомощности, бесправности и полной зависимости служит отсутствие информации «по его делу». Проявляя интерес к мелочам повседневной жизни, которые так важны для старых людей, предлагая им выбор, необходимо способствовать самостоятельности и активности хотя бы в делах обыденных, повседневных. Именно такой подход способствует формированию и укреплению в старых людях чувства комфортности, благополучия и благодарности к социальному работнику.

Социальный работник обязан уже при первом знакомстве уведомить пожилого клиента о том, какими социальными полномочиями обладает в оказании ему помощи и разрешении тревожащих его вопросов.

Первой заповедью социального работника должно стать воздержание от опрометчивых обещаний, заверений в способности быстро решить все эмоциональные, материальные, физические и другие потребности старых людей, а также урегулировать родственные или соседские взаимоотношения клиента .

В свою очередь, социальный работник не только не обязан выполнять все без исключения требования и капризы старого человека, но должен уметь использовать свой авторитет, чтобы в уважительной для старого человека форме объяснить ему сущность социальной работы - это активизация физических и психологических возможностей клиента. Каким бы старым ни был человек, его необходимо убедить в том, что главным в социальном обслуживании на дому является помощь ему как можно дольше сохранять независи-

мость в самом элементарном самообслуживании. А это возможно только при его активном участии, пассивность же приведет к отрицательному результату, а именно к обездвиженности и полной зависимости, а возможно, и необходимости в стационарном социальном обслуживании. Такая принципиальная позиция социального работника исключает обострение взаимоотношений и возникновение конфликта, а пожилой клиент понимает, что социальный работник - не бесплатный слуга, а партнер, компаньон, который по долгу службы обязан: 1) способствовать его собственной активности; 2) помогать ему самостоятельно справляться с жизненными трудностями; 3) внушать чувство защищенности и независимости; 4) избегать инфантилизма, то есть стремления иметь, как в детстве, покровителя и исполнителя всех желаний и капризов.

Пожилой человек как объект социальной работы является одновременно и субъектом, который способен не только осознавать содержание и цели работы с ним, но и стать или не стать её соучастником. Именно поэтому социальный работник должен активно противодействовать установке отдельных пожилых и старых клиентов воспринимать себя как беспомощных и беззащитных, и без каких-либо угрызений совести перекладывать на него все бытовые проблемы и даже ответственность за свою жизнь .

Нужно откровенно признать, что среди определенной части населения старшего возраста, после всех социально-экономических реформ в стране, стало проявляться иждивенчество, чувство обиды и несправедливости стало перерождаться в социальную убогость, а попрошайничество и поиски получения всяческих бесплатных подачек приобрели характер «трудовой деятельности». Конечно, возникновению этого явления способствовали также агрессивно-нетерпимое отношение к старшему поколению ряда политиков, пассивно-безразличное отношение к старшим со стороны всех производственных и других предприятий, нетерпимость и презрение к старым людям подрастающего поколения, распространение на государственном уровне геронтофобных стереотипов.

На этом фоне созданная система социальной работы с пожилыми и старыми людьми и социальные работники, в частности, были определены как единственное государственное звено, обязанное возложить на себя всю заботу о нуждающихся старых людях, оказывая им всестороннюю (социальную, экономическую, психологическую, эмоциональную) поддержку и проявляя при этом еще эмпатию, уважение, сострадание, в которых старики более всего нуждаются.

Можно констатировать, что за прошедший период оформилась эффективная социальная работа с различными группами населения старшего возраста.

Основными задачами социальной работы с пожилыми и старыми людьми являются: оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;

защищать их в соответствии с законом, прибегая к использованию власти; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;

использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

Суть социальной работы с людьми «третьего возраста» заключается в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения. Она должна обеспечить удовлетво-

рение потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, создать хорошую атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Социальная работа способствует выявлению положительного потенциала граждан «пожилого возраста», помогает оценить накопленный практический опыт .

Сфера деятельности социальных работников в решении разнообразных вопросов, связанных с пожилыми и старыми людьми, крайне обширна. Зачастую даже при самой жесткой её регламентации возникают неожиданные ситуации и проблемы, которые требуют моментального и правильного решения. Требования, которые предъявляют теоретики социальной работы к социальным работникам, очень высокие. Так, социальные работники исходно должны обладать такими качествами, как:

Нравственность - потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро и приносить людям благо;

Честность - проявление этого качества должно быть как на словах, так и на деле;

Совестливость - чувство моральной ответственности за свое поведение и предостережение от чисто формального отношения к своим профессиональным обязанностям;

Объективность - избегать излишней эмоциональности в оценке проблем старого клиента;

Справедливость - социальный работник должен всегда быть справедливым в отношении своего клиента, несмотря на собственные симпатии и антипатии;

Тактичность - качество личности, которой приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми или иными обстоятельствами, в которых они находятся;

Терпимость - моральное качество, характеризующееся уважительным отношением к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей, умение принимать их такими, какие они есть;

Внимательность и наблюдательность;

Выдержка и самообладание;

Доброта и любовь к людям;

Самокритичность - умение анализировать свою деятельность, умение исправлять свои ошибки, не ища самооправдание;

Адекватность самооценки - реальное понимание своих профессиональных и социальных возможностей разрешить проблемы клиента, с одной стороны, а с другой стороны -не занижать самооценку;

Терпение - обязательное качество при работе со старыми людьми, плохо видящими или слабо слышащими;

Коммуникабельность - способность быстро и правильно строить общение;

Оптимизм и сила воли;

Эмоциональная устойчивость - самообладание, способность к саморегуляции, что позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности;

Стремление к самосовершенствованию;

Творческое мышление.

Итак, социальная работа с пожилыми и старыми людьми не может обойтись без деонтологии. Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос - долг, должное, надлежащее, логос - наука) - это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Деонтология включает основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т.д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем. Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.

Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

Литература

1. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / отв. ред. А.Ю. Левагина. - Ульяновск: УлГУ, 2002. - 211 с.

2. Теоретические и практические основы работы с пожилыми людьми: методическое пособие / отв. ред. Н.Б. Шмелева. - 2-е изд., доп. - Ульяновск: УлГУ, 2007. - 196 с.

3. Хисматуллина, З.Н. Социальная геронтология: учебное пособие / З.Н. Хисматуллина. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - 264 с.

4. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие - 4- изд. / Е.И. Холо-стова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 348 с.

© З.Н. Хисматуллина - канд. социол. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, e-mail: [email protected].

Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос – долг, долж­ное, надлежащее, логос – наука) – это наука, изучающая этичес­кие принципы поведения при исполнении своих профессиональ­ных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разра­батываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л. В. Топчий и А.А. Козлов оп­ределяют деонтологию как совокупность этических норм профес­сионального поведения работников социальных служб. В деонто­логию они включают основные принципы, моральные заповеди:

ü позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения;

ü исключающее неблагоприятные факторы в социаль­ной работе;

ü направленные на оптимизацию системы взаимоотно­шений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами;

ü предупреждающие негативные последствия социального обслуживания.

К этим принципам, моральным заповедям относятся:

· профессиональный долг;

· бескорыс­тие;

· профессиональная выдержка и самообладание;

· доверие меж­ду специалистами и клиентами;

· профессиональная тайна и т.д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию.

Общеизвестно, что наиболее успешно справ­ляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, по­этому социальный работник, не ограничивающий свою деятель­ность формальными услугами, сумевший к тому же стать добро­желательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешите­лем. Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом дея­тельности. В свою очередь, старые люди со своим жизненным опы­том очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны ста­рых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабо­ченный своими собственными проблемами.

Социальному работнику нужно особое внимание уделять сво­ей внешности и форме общения со старыми клиентами.


Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не спо­собствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками. Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, не­поседливость, многоречивость также вызывают насторожен­ность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, ко­торые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведе­нием и действиями должен поддерживать и пробуждать жела­ние как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самооб­служиванию. В любом случае необходимо с уважением относить­ся к достоинству и чувству независимости старых людей.

Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к ста­рому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опы­том обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старо­го человека, местом и условиями проживания, уяснить внутри­семейные отношения, их значимость для старого человека, ра­зобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды.

Роль реабилитации пожилых и старых лю­дей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и мо­ральной точки зрения. Она также дает значительный экономи­ческий эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными старика­ми большое количество медицинского персонала, в случае по­мещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.

Деонтология -наука, изуч. этич. пр-пы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей С.Р-ку нужно удел.внимание внешности и форме общения с клиентами. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость вызывают настороженность, не способствуют установлению доверительных контактов. Старый человек -субъектом индивид. подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом, при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Уход за старыми людьми - встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, терпимость их к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям, внимательное и заботливое наблюдение за другими. При столкновении с отрицательными сторонами старости есть опасность возникновения геронтофобии у молодых социальных работников, более того, они могут проникнуться выраженной фобией к своему собственному будущему старению. Самым главным в С.Р. должно стать умение устанавливать контакты с самыми некоммуникабельными старыми людьми. С.р-ки должны овладеть искусством общения со старым человеком, т.к возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Требования ПОЖИЛЫХ к социальным работникам : прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание. Умение слушать - одно из главных качеств социального работника, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять профессиональный статус социального сотрудника.

64 Специфика соц-пед д-ти по сопровождению приемной семьи.

Соц-псих-ское сопровождение приемных семей начинается непосредственно после заключения приемными родителями договора на передачу им ребенка на воспитание и трудового договора.

Для более эффективного контроля и учета проделанной работы используется спец. программа, Программа позволяет держать на контроле семьи, особо нуждающиеся в поддержке со стороны специалистов, а также отслеживать динамику развития той или иной семьи. Соц-псих сопровождение включает следующие основные моменты:

1. Планирование и осуществление работы по оказанию социально-псих, метод и пед помощи приемной семье и детям в приемных семьях.

2. Посещение приемными родителями и детьми специалистов СПЦ согласно спланированному графику.

В ходе такого посещения выясняется развитие отношений в приемной семье, анализируется опыт восп-ных воздействий на ребенка, даются рекомендации в конфликтных ситуаций Такое посещение осуществляется не реже 2-х раз в месяц в течение полугода.

3. Систематическое посещение работниками СПЦ приемных семей; анализ работы приемных родителей. На основании данных полученных в ходе такого посещения составляется акт

4. Организация взаимодействия приемной семьи с биологическими родителями.

5. Выработка у приемных родителей определенной позиции по отношению к факту расставания. очень важно подготовить и ребенка, и родителей к расставанию.

59 особенности орга-ции досуга пожилых людей.

Организации досуга пожилых людей – это соц. адаптация лиц пожилого возр., сохр. и продление соц. активности, удовлетворение потребностей в коммуникации и признании, пробуждение новых интересов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов.

Досуг –д-ть, не связ. с работой. Правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью.

Функции СКД : развивающая, просветительская, культуротворческая и рекреативно-оздоровительная.

Виды досуговой деятельности : спорт ;художественная деятельность;поделки (вышивание, вязание, плетение); забота о животных; посещение музеев, театров,; игры);

Библиотерапия осущ. через чтение, дискуссии, литературные вечера, Изотерапия - Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых. Музыкотерапия - это музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции,. Игровая терапия Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента. Требования к орг-ции досуга : Выяснить интересы пожилого человека, показать ему варианты возможных форм отдыха, посоветоваться с членами его семьи или друзьями пациента; Расширить представления об отдыхе пожилого чел-а, Не ущемлять интересы пациента; Оценить прошлые и настоящие интересы и наклонности пациента;

68Организация, управление и администрирование как социальные процессы.

Организация - спланированная и скоординированная деятельность двух или более людей, действующих на определенных нормативных основаниях, в условиях разделения труда, и стремящихся к достижению общей цели или нескольких целей.

СО- спец-я форма объединения индивидов, деят-сть кот-х сознательно координ-ся субъектом управ-я. Признаки СО: 1целенаправленность и системность 2разделение труда и высокая степень соц-ии –3иерархическая структура власти, в кот каждое должностное лицо ответственно перед руководством; 4формализация деятельности –установленной системой правил; 5в организации имеется контакт соц ролей,. О – это взаимодействие 2-х подсистем: 1технической; 2социальной.

Управление – системный процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий определить и достичь целей организации. СУ – вид управления, процесс воздействия на общество, соц группы, а также на отдельных индивидов, с целью упорядочения их деятельности. Администрирование – деятельность по руководству порученным участком, работа с помощью административных методов управления (указы приказы);

А – метод, кот базируется на устных и письменных распоряжениях руководителя, на инструкциях, решениях, указах.

В соц управлении А – это процесс реализации законодательных, судебных и других властных полномочий гос-ва, кот обеспечивают соц поддержку населения (принцип «одного окн

61 Соц пед тех-ии работы с детьми гр риска

Дети гр. риска: трудные, пед. запущенные, проблемные, дети с откл. (девиантным) повед.. Гл. цель - приспособить, адаптир. их к социуму, чтобы их повед. не выходило за рамки соц. нормы, не препятствовало установ. норм. отнош. с окруж-ми Соц.-пед. раб. имеет две осн. составляющие: 1 ) выяв. детей и организация работы с ними; 2)непосредст. индивид. или групп.р-та. 2 гр. соц-пед. технологий :1)организационные; 2)технол. индивид. р-ты. Организ. соц-пед техн. направлены на выявл. детей гр. риска, диагностику их проблем, разработку программ инд.-груп. р-ты и обеспеч. усл. их реализации. Этапы : 1. Формир. банка данных детей и подростков группы риска (организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершен­нолетних). 2. Диагностика проблем личност. и соц. разв. детей и подростков. У точнение соц. и псих.-пед. осо­б. каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Изуч. индивид. особен. реб. и выявл. его интересы и потребн., трудности и пробл, конфликтн ситуации, отклонения в повед., определяет их причи­ны, отслеж. истоки возникн. конфл. сит.3.Разработка и утверждение программ соц-педаг д-ти с ребен­ком опред. суть пробл. подбирает псих-пед, соц. ср-ва для их эффект. разрешения..4. Обеспеч. усл. реализации программ. Соц. педагог: распределяет участие и ответ-ть всех привлеч. к реализ. программы сторон; 5.Консультирование . 6. Межведомственные связи социальною педагога. Соц-пед технол. индивидуальной р-ты определ конкр пробл реб. Индив. прогр. разрабат с целью оказ. своеврем пом и поддержки

62 Специфика деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги молодежи.

Специф. СР с молодежю-мол. рассма-ся не как О воспит., а как S соц. действ.,

Специф соц. службы для мол.: 1 учит-ся особ-ти. мол. субкул-ры; -2разраб. и апробируют иннов-е програм., 3 привл. общест-е орган-и.

Осн. целью соц. раб. с мол. явл.: - созд. сист соц. обслуж-я мол.;- выявл. ф-ров, обуслов. разв. асоциал. повед.;-оказ. экстрен. пом. несоверш. и мол., оказав. в ТЖС; - увел. степен. самост-ти клиент., их способн.. разреш. возн-е пробл.

Орган. по дел. мол: 1)центры экстр. псих. пом. мол. по тел.;2). ц. планир. семьи; 3)ц. прав. пом. мол.; 4)подр.-мол. клуб; 5)соц.-реабил. ц.; 6)ц. соц.-псих. пом..

Задачи : 1)выявл. мол. сем., отдел. мол. люд., нужд. в разл. видах и форм. соц. поддерж., и осущ. их патронаж;

2)устан. прич. возн. трудн.;

3)осущ. соц.-псих. реаб. воспит-в, страд алког., нарком. и подверг. секс. нас.;

4) ведет раб. с мол. сем., имеющ. неблагопр. соц.-прав. и мед.-псих. усл. прожив.;

5) выявл. бывш. воспит. дет. дом. и школ-интерн., не имеющ. род. или ост. без их попеч., несоверш. матер., нужд. в трудоустр. или др. пом.;

6)дает необх. консульт. по разл. вопр. соц. пом. и защ.

Напрв-я д-ти: 1.содейст-е занят-ти, 2. соц-профилакт. р-та, 3.военно-патриотич. напрв-е.

Центры молодеж. творч-ва: предост. возмож. для личн. самореал., разв. дух.-нравст. ориентиров мол. люд... Задачи: обесп. усл. для лич. разв., укрепл здор., профессион. самоопред. юнош. и дев., сод. адапт. их к жизн. в общ-ве, формир-е общ. кул-ры юнош. и дев., орг-ю содерж-го досуга мол.

Формы р-ты: учеб. зан., творч. отчетов, выста-к, концерт., фестивал., походов, экскур., колл-го творч.

Этапы: 1.адаптац. (знакомят с прав., специф. р-ты учр., инф-ют о д-ти студий на базе клуба и помог. опред., созд. усл. для реализ. соц. активн., повыш. образов. уров., разв. спец. знан. и умен). 2.вкл. в жизнед-ть клуба, кот. осущ. ч-з след. эл.: сист. самоупр-я и самод-ти, партнер. отнош. дет. и взр.: орг. взаимод. с соц. служб., образов., досуг. учр.

3. взаимод. с др. орган-ми, объедин. раб с мол.

63 особ-ти соц-пед помощи неоплным семьям

Прич. образ-ия неполн. семьи :(по составу):1)развод род-ей.

2)смерть одного из род-ей.

3)рожд-ие ребенка вне брака.

4)лишение прав одного из числа семьи.

Типолог. неполн. семьи: материнск. или отцовск. семья; благополуч. и неблагополучн.

Неблагополучн. сем.: низк. соц.статус; снижен. адаптивные способ-ти;сем. воспит-е реб. малорезультативна, процесс воспит. проходит с больш. трудностями; ассоц. сем. (аморал. образ жизн.).

Пробл. неполн. сем .:1)материал.-быт..

2)пробл. трудовой зан-ти.

3)низк. воспитател-ый потенциал(псих.-педаг.).

4)псих-е (несомореал. личн. стрессы, замкнут-ть, сложн. во взаим. со сверстн.)

5) пед. (затрудн. в обучен. низк. успеваем., увел. риска ассоц. повед.).

Осн. напрвл.: 1) пом. в воспит детей

2) устранен. причин негат. влиющ. на успеваем. в школе

3) привлеч. к различ. акциям

4) разреш. конфлик-в

5) индив. и гр. крнсульт. детей

6) реш. вопрос. обеспеч. внеклассов. р-ты.

Основ. стратег. соц-пед пом.: 1) взаимод. соц. пед. с реб.

2) р-та с педагог. и взрос. окружен. реб

3) необход. когда реб. оказ в школьн. изоляц. в школ. коллек-ве

72. управление персоналом

Тех-я-сис-ма последов осущ действ, операц и процедур, кот позвол получ опре запланир рез-тат независимо от изм-я сит-и и конкр содер-я операции.

Тех-я упр персоналом- опр алгоритм действ. Позвол уд-тб потребн орг-ии в эффектив формир-ии и использ-и чел ресурсов.

Цели:1. Своевремен оценив профес пригод-ти кадров и ур квалиф-ии; 2.Осущ обоснован должностн-е перемещение сотрудн-в в орг-ии; 3.Обеспечив эф-ть сис-мы стимул-я и мотив-ии деят персонала.

Осн Ф-ии:1. Формир-е рацион сис-мы упр возд-я на разв-е соц-труд отнош в орг-ии; 2. Осущ дифференц возд-я на фукц-е возможн людей, с целью разв-я спсобности персонала; 3.Обеспеч-е воспр-ва и востребован профес опыта персонала.

Задачи системы управления персоналом: подбор и расстановка кадров на основе диагностики их профессиональной пригодности, обеспечение трудовой дисциплины, стимулирование и мотивация трудовой деятельности, управление формальными и неформальными группами, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

65 сод-ие пед.д-ти в СР

Пед. д-ть и соц. р-та облад. относит. самост. Но нах. в тесн. взаимод-и. Пед. д-ть оказ. существ-е влиян. на соц. р-ту. Пед. в соц. р-те выступ. в роли стержня ее деятельн-го компон-та, поскольку многие аспекты оказ. квалифицир-ой пом. люд. в реш. их жизнен. пробл. связ. в основном с использ-ем педагог. пробл. Диагн. ф-ция : -включ. индив. и гр. асоц. р-ту; -учет индивид. особ. социализ-и; -готовн. к соц. обучен.; -ур-нь разв. соц. подвиж-ти.; -возм-ть орган-и педаг. д-ти в соц. р-те. Прогност. ф -ция: прав. поставл. педаг. д-ть способна прогноз-ть актуал. соц. разв., опир. на самод-ть личн. и коллек-в, вкл. их в поиск ближ., средн. и дальней перспектив. Организ. ф-ция выраж. в установл. внутригр. и межкол. связ., обеспеч-их успеш. реш. задач жизнед-ти люд. Формирующ-я ф-ция содерж: -выдел. актуал. компон. соц. р-ты; -координиров.их отнош. в целостн. реабил. д-ти; вкл. контингента в педаг. процесс по усвоен. знан., умен., навык., вход. в эти компон-ты. Научающая ф. воспит., разв-е резул. достиг-ся попутно с реш. задач – соц. р-ты, часто без спец. постан-ки педаг. целей. Воспит. ф. выпол. роль субординации.

Соц. р-та как научная дисципл. и практ. ставит задачу воспит. всех ее участн-в. Корректир-я ф. воспит. жизн. стойк-ти., способ-ти преодолев. трудн., соц. подвиж. и инициат. в преодол. трудн. обстоят-в. Знание- поним ., сохр., в памят., и умен.. восприн., осн. факты науки и вытек-е из них теорит. обобщ-я. Умение- владен . способ., приемами, примен. усвоин. знан. на практике. Навык - сост. эл. умен., автоматиз. действ. довед., до выс. степени совер-ва.

Соц. развит .- планомерн-е целенаправ. необрат-е восхожд-е индив-ма, гр., общ-ва в целом на более высок. ур-нь жизни. Пед. д-ть способств. соц. развит. путем воспит. общ-ва..

74Ос-ти проф д-ти соц-го эксперта

Соц. эксперт-специалист, проводящий экспертизу в обл. соц. экспертизы.

Действуют медико-реаб. экспертные комиссии. Работа соц. эксперта-многопрофильная, касается пркатически всех сфер жизнедеятельности чела. В 1-ую очередь базируется на интересах людей с ограничен. возм-тями, определяет структуру и степень ограничений жизнедеят-ти, определяет стр-ру и степень ограничений жизнед-ти освидетельствуемых лиц и их реабилитац-й потенциал.

Обязан-ти соц. эксперта:

Проводить соц. диагностику,т.е. оценивать возм-ть выполнения соц.-быт. и соц.средовой д-ти

Возм-ть владения соц. навыками-приготовление пищи, уборка помещений, польз-ие газом, водопроводром

Участие в общ-ой и труд д-ти

Принимает участие в решении вопросов реаб-го хар-ра(нуждается ли больной в реаб-ции, в какой именно,мед-й,соц-й,психол-й; нужд-ся ли в техгич-х средствах передвижения либо в посторон. помощи и уход

66 Орган.-деят. компонент пед д-ти

Пр-пы: 1. дидактич. (пр-п соц. научения, целенаправ., нагл-ти, систем. и послед.), 2. воспит . (пр-п гуманиз-ма, оптимизма, соц. идеала., соц. активн., коллек. направл.). Специф-е пр-пы .: 1.актив н. личн. и гр. 2. соц. ответст . (не навреди) 3. пр-п соц. творч . (4.пр-п разв. познав. и творч. д-ти 5.пр-п научности соц. образ Ср-во - прием. способ дейст. для достиж. чего-либо. Ср-во пед. д-ти в стр-ре с.р. представ. собой то, ч/з что осущ. опосред. влиян. на клиента. Методы- способы возд-я сознан., волю, чувства, повед. чел., с целью выраб-ки опред кач-в. Основ. составл-е соц. пед . д-ти: 1.м. формир-я сознан. личн.(преобрет. знаний треб-х норм, к-е обесп. уверен.- беседа, рассказ). 2. м.орган-ции д-ти и опыта повед. (помог. сформир. опред. тип повед., осущ. перев. знаний соц. оыта в личн.- поручения, требов-я). 3.м. стимул-я, коррекц. (ориентир. на ускорен. или тормож-е опред. действ.- поощрен., наказан.). По компон. соц. пед. систем.: 1.м. направл. на формир. у клиента стремл. самост. приодолев. свои пробл.(беседа, игра) 2.м. репродуцирования (приобрет. миним. знан. и умен. для накопл. личн. опыта в реш. проблем) 3.м-д содейств. и творч-ва (обеспеч. услов. для перев. воспит. в самовоспит.). В осн. сущность воспит.: 1. м-д измен. отнош. ч-з их демонстрац. 2. м-д измен. д-ти и общен. (помог. перейти к самост. актив. освоен. знаний). В зав. от сферы преимущ. влиян. на внутр. мир личн. и её среду: 1. м-д развив. сознан.личн. (сообщен., дискусс., бесед) 2. м-д развив. внутр. побужден., мотив., чувства (рефлексия, поощрен. успеха) 3. м-д формир. опыт повед. (обществ. мнен., общен. с гр. значимых) 4. м-д самовоспит. и самореал. (индив. размышлен., аутотрен.). По псих-пед. возд-ю, с целью измен. или сформир. опред. взгляд на ценностн. ориентац.: 1. м-ды речевого возд-я (внуш., убежден) 2. м-ды регулир. активн. (вкл. в д-ть) 3. м-ды стимул-я д-ти (поощрен., наказ.) 4. м-ды орган. д-ти и повед.

38 Сущность, содержание, принципы соц. корекц-и и реаб-ции.

Соц. реаб.- это комплекс мероп-ий, напр-ых на вос-е и развития активного соц. суб-та, личности, способной к волевым усилиям, труд-ой мотивоц., саморазвитию. Инвалид- люб-ое лицо кот. не может самос-но обеспечить полностью или частично потребность в соц. жизни. Коррекция – процесс направленный на испровление каких либо нарушений, дефектов. Реаби-я – это не только вос-е здор-я но и созд-е воз-ей для соц-го ф-я при том сост-и которым после излечения располагает инвалид. Цель соц. реаб-и сос-т в востон-и формир-я соц. статуса чел. утраченных общ-ых связей на макро и микро уровне. Принципы социальной коррекции и реабилитации:1. П-п изоляции и компенсации;2. Равных прав и воз-ей;3. Активного уч-я в организаций раб. служб. помощи.; 4. Независимой жизни лиц с огранич. возможностями;5. Неразрывной связи инв-ов и соц. среды; 6. П-п сохр-я и изуч-я семейн. и соц. связей инв-да; 7. Комплекс-ть и посл-тьреаб-х мер-ий; 8. П-п гос. и соц. гарантий для инвалидов; 9. Приоритета прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями. Напр-я реаб-и по Осадчику: 1. Мед-я реаб-я; 2. Псих. реаб-я;3.пед-я реаб-я;4. Соц.-я реаб-я инв-в;5. Соц-сре-я реаб.; 6. Соц-труд. Реаб.; 7.Образ-я реаб-я; 8.социокульт-я реаб; 9. Спорт-я реаб; 10. Социокоммуник-я реаб. О-т, Суб-т – больные, получ-ие травму, люди с нарушением ф-ям

67 сод-ие д-ть соц пед-га в учр обр-ия

Цель деят-ти соц. пед .-созд. усл. для соц. и проф саморазв.уч., орг. деят. педагогов и родит. на основе гуманизма, с учетом истор и культ.традиций.

Основной задачей соц. пед. школы явл. соц. защ.прав детей, созд. благопр. усл для разв реб,

Функции соц . пед.:

Аналит-диагн: постановка«соц. диагноза» для чего провод. изуч. лич.особен. и соц-быт усл. жизни детей, семьи, соц. окружения;

Прогностическую : программир и прогнозир на основе анализа соц. пед. ситуации,;

Организац-коммун: спос-ние включ в проц соц восп детей, в совм труд и отдых установл деловых и личностных контактов;

Коррекционную : осущест коррекции всех восп влияний, оказ. на дет. как со стор семьи, так и соц среды, в том числе и неформальной;

Соц-профил и реабилит :организ системы профилакт мер по предупр отклон (девиант.) и преступного (делинкв.)повед. детей и подростков;.

Координац-организ: организ соц. знач. деят дет. и подр. в откр.микроср;орган.досуга;включ уч. в разл. виды деятельности.

Соц-пед поддержки и помощи учащимся: оказ квалиф соц-пед пом реб.в саморазв,самопозн,самооц.самоутв,самоорг,самореабил.самореализации.

Охранно-защитную: использ арсенала прав норм для защ прав и интер личности;взаимод с орган соц защиты.

Психотерапевтическую забота о душевном равновес. реб;оказ пом в разреш межлич конфл.

Посредническую: осущ. связи в интер. реба между сем, образ. учрежд.

73 Роль социальной экспертизы

Социальная экспертиза – область научных знаний и практической деятельности, которая функционирует на стыке: здравоохранения социального обеспечения, страхование.

Создать оптим. усл. для восстановления здоровья, трудоспособности в процессе болезни и их сохранения в период трудовой деятельности. Эти задачи достигаются: полным освобождением больного от работы (временно, длительно) или переводом больного на более легкую работу. - вынесение труд рекомендаций

Рациональное трудоустройство

Изучение причин заболеваемости, инвалидности

Определение права на получение пенсий и пособий по заболеваемости, инвалидности

Изучение влияния мед.-соц факторов, усл. и образа жизни на трудоспос-ть.

Разработка оздоровит. мероприятий для повышения уровня здоровья населения.

Нормативно-правовые основы социальной защиты населения и проведения соц. экспертизы регулируют мероприятия по обеспечению престарелых и нетрудоспособных денежными средствами. Это назначение пенсий, пособий, пособий по безработице, назначение компенсаций, беспл. получение медикаментов.

Соц. защита:- обеспеч. натур., матер. благами, - обеспеч. ср-вами передвижения(коляски, костыли, протезирование

39 виды соц кор-и и реаб-и

Реаб-я-сис мед., псих, пед, соц-экон, юр мер напр на созд-е и обеспечение усл-й для соц интеграции лица, имеющего огрнани-чение жизнедеят, вызван наруш здор-я, со стойким расстройством ф-ий орг-ма.

Кор-я-процесс напр на исправление наруш, повреждений, деф-в.

1.Соц-мед- комплекс мер, напр на восст-е утрачен ф-ий или компенсацию нарушен ф-ий, замечение утрачен орг-в. приост-е пргресирования забол-ний. 2.Псих- самост напр-е реаб деят, направл на преодол-е страха пред действит-ю, изживание соц-псих комплекса "калеки", укрепление активной, деятельной личност-й позиции.

3.Пед- меропр воспит и обуч хар-ра в отнош несоверш-х инв, направ на то, чтобы реб овладел по возможн-ти ЗУН самоконтроля и осозн повед-я, самообсл-я, получ необх ур общ или допол школьн обр-я. 4.Профес – многопрофильн комплекс мер, напр на восст-е трудо-способн инв в доступных ему по сосоянию здоровья усл-х труда. Проф реаб сост: 1 проф ориентация; 2 проф обр-е; 3 проф-произв ад-я; 4 трудоустройство. Обуч-е и переобуч-е инв-важн напр-е. 5.Образоват-сложн комплекс, кот включ в себя процессы получ-я инв-ми необх общего обр-я, при необх-различ ур и видов спец или допол обр-я, проф пере-ки для получ новой проф-и. 6.Социокульт – комплекс меропр, осущ в интересах инв-в, напр на устр-е или возможно болееполную компенсацию огрнич-й жизне-ти, вызван наруш здор-я со стойким расстройством ф-ий организма

13. ОСОБ-ТИ МОДЕЛИР-Я В СР.

Моделир. (в шир. смысле)- многоплан. м-д исслед. один из путей познания. предпол-й исслед реально сущ-их явлен. и процессов, (в уз. смысле)- специф-ий многофункц-е исслед-е.

Модель - это аналог оригинала.

Цели моделир.: 1)отобраз. состоян. пробл. на данный момент, выяв. наибол. острые критич. проблем. 2)опред. тенденции разв. и те фак-ры кот. могут скоректир. нежелаем. разв.

Типы м.: 1)познав-эврестич. (выявлен. негат. тенденц., позит. путей решен.) 2)модели буд-прогност. 3)модели желаемого-заданного сост. (прогматич., оправдан.) 4)смешан. тип.

Требов-я: 1)мод. должна быть прост. и удобн. 2)давать нов. информ-ю 3)должна удолетв. треб. полноты, адекватн. 4)должна быть абстрактн., чтобы допуск. варьиров-е, но не настолько чтобы возник. сомнен-я в надежности и полезности. 5)должна удовоетв. услов. огран. времени 6)должна строит. с использ. установл. терминолог. 7)должна предусм. возм-ти проверки истинности.

Осн. критерии : 1)прогрессивн.(наскол. она явл. лидерующ.) 2)новизна отражен. (нагл. иммитация) 3)распростран. (уров-нь распр-ти, идея, постр. схемы, алгоритма) 4)ур-нь твор. решен.

Показат-ли: 1)опред. цель, 2)углубл. знания по тем или иным аспектам, 3)мод. испол. в сист. науч. познан.

Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни данной категории населения.

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в России стала развиваться с начала 1990-х гг., и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению социальных геронтологов, главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с этой категорией населения. Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

  • неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;
  • стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;
  • недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;
  • социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами.

Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть терпеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Самое главное - каждый старый человек есть личность и как личность имеет самоценное значение. Личность - сердцевина человеческого бытия, его чувств, переживаний и действий. Она определяет и поведение человека в процессе старения.

Основные задачи социальной работы с пожилыми и престарелыми:

  • оказывать помощь в процессах адаптации старого человека к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
  • помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
  • защищать их в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
  • способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
  • использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Чтобы быть успешным в работе с пожилыми людьми, специалист по социальной работе должен иметь универсальную подготовку. Понимание и осознание множества психологических, соматических, морально-этических, материально-бытовых проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, способными помочь и облегчить повседневную практическую работу и общение с данной категорией населения, - это лишь немногое из того, что должен знать и уметь специалист.

С точки зрения профессиональной подготовки, работников учреждений социального обслуживания можно разделить на специалистов и неспециалистов. Специалисты социальных служб имеют высшее и среднее профессиональное образование - профильное и непрофильное.

Неспециалистов (вспомогательный обслуживающий персонал) следует подразделять натри группы: квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные работники. Как показывает практика, все они имеют различный уровень профессиональной квалификации, профессиональной подготовки и профессионального мастерства. Далеко не все работники социальных служб, занимающие должности специалистов по социальной работе, могут успешно выполнять должностные обязанности, обладают профессиональным мастерством, достаточным для успешного решения специфических проблем пожилых клиентов. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации пожилого человека и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.

Работа с пожилыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях.

Понятие «профессионализм в социальной работе» не сразу было введено в оборот и нашло применение в США и странах Западной Европы. Еще в начале XX в. утверждалось, что социальная работа - это не профессия, а социальный работник - это второстепенная должность. Однако постепенно статус и социальной работы, и социального работника изменился. Авторитет этой профессии значительно повысился.

Профессионализм в социальной работе, по определению Л.В. Топ - чего, - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.

Следовательно, профессионализм социального работника характеризуется наличием у него ряда профессионально значимых качеств:

  • профессионального призвания;
  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях;
  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми;
  • профессионального мастерства;
  • объективно-критического отношения к своей деятельности;
  • профессиональных знаний и профессиональных умений;
  • способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации;
  • профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности;
  • развитости духовно-нравственных качеств.

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация. В данном случае социальная реабилитация - это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Главное для социального работника - это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

Итак, какими качествами должен обладать специалист при работе с пожилыми и престарелыми?

Исследования показывают, что наиболее значимыми для данной категории клиентов социальных служб являются следующие качества специалиста социальной работы, которые условно можно разделить на 3 группы:

  • личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность;
  • навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям;
  • отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.

Качества, неприемлемые для социальных работников:

  • личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;
  • навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость;
  • отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

В целом, клиенты хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных сострадать.

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, овладеть искусством общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Таким образом, умение слушать - одно из главных качеств социального работника.

Овладение навыками общения со старыми людьми - не простая задача; помимо умения выслушать старого человека, понять его нужды, необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний.

Самым высоким показателем профессионализма социального работника является доверие старого человека, принятие советов; все усилия должны быть направлены на его активизацию, побуждение к самостоятельному разрешению личных проблем.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т.д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.

Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками.

Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.

Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для этого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точек зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.

Социально-медицинская деонтология с пожилыми и старыми людьми

Деонтология - это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанно­стей, составляющая отдельный раздел медицины. По мнению ряда авторов (Л.В.Топчий, А.А.Козлов, П.Д.Павленок) деонтоло­гию определяют как совокупность этических норм профессио­нального поведения работников медико-социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные за­поведи, медико-социальное эффективное обслуживание населе­ния, бескорыстие, профес-сиональный долг, доверие между спе­циалистами и клиентами, сохранение профессиональной тайны и т.д. Особенно с пожилыми и больными людьми надо вести себя терпеливо и уравновешенно, чтобы они не заметили фальши и неискренности. Работник с пожилыми людьми должен вести себя честно и добросовестно, внимательно и терпеливо. Старый чело­век должен стать для медико-социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку придает дополнительный авторитет работнику медико-социальной сферы.

3.2. Изменение органов и систем в процессе старения

Изменения органов человека становятся заметными и на­растают по завершению активного репродуктивного периода он­тогенеза.

После 40-50 лет у человека появляются признаки старения: на коже появляются морщины, пигментные пятна, бородавки, кожа становится сухой и шершавой, теряется ее эластичность и она становится дряблой.

Энергетические процессы в организме, кровоснабжение в тканях и органах, а также кроваток по сосудам головного мозга у 75 летнего человека по сравнению с 30 летним уменьшается на 30%, работа дыхательной системы на 56%, мочевыделительная система на 31%.


Старость - это стадия индивидуального развития, при ко­торой в организме наблюдаются закономерные изменения в фи­зическом состоянии, внешнем виде, эмоциональной сфере.

Старческие изменения нарастают в постпродуктивном пе­риоде онтогенеза. Однако начало угасания или полная утрата не могут служить нижней границей старости.

Менопауза у женщин характерна для старых людей. На­блюдается поседение волос. У мужчин снижается выделение мужских половых гормонов половыми железами и повышается выделение гонодотропных гормонов. Суммарный результат про­явлений старения на уровне целостного организма заключается в нарастающем с возрастом снижении жизнеспособности особи, уменьшении эффективности приспособительных гомеостатиче-ских механизмов. Например, скорость импульсов снижается с возрастом от 20 до 90 лет на 10%, емкость легких - дыхательной нервной и мышечной систем на 50%.

Процесс старения влияет практически на все структуры и функции организма.

Природа создала человека так, что человеческий мозг -сложнейшее творение природы - является апофеозом ее деятель­ности, и он может руководить любой перестройкой деятельности клеток. Способна ли клетка к самостоятельным логическим дей­ствиям? Надо искать такие условия, при которых клетки сами бы очищались от шлаков - главной причины старения, сами бы ис­целялись от болезней с помощью ими же изобретенных лейкоци­тов, фагов и т.д., сами бы меняли свою структуру и форму и, на­конец, сами приобретали бы качества, нужные для достижения активного долголетия. С помощью современной науки и техники это стало возможно.

Долголетие зависит от размножения, обновления клеток или от их деления. Если бы соблюдались эти процессы, люди бы не теряли молодость. Для того, чтобы сохранить это правило, необходимо как можно раньше усвоить хотя бы самые основные сведения о физических, конструктивных особенностях непосред­ственно своего организма.

Пока мы здоровы, или чувствуем себя здоровыми, мы экс-шуатируем самих себя, свой организм, свои возможности без тлядки, не задумываясь о последствиях. Врач-специалист дол-