Что такое милостыня и как ее правильно подавать? Попрошайничество и просьба о милостыне - разные вещи

Милостыня покрывает множество грехов. Тот, кто раскрылся в добре и всем помогает, уподобляется Христу. Ведь Господь наш – Сама Любовь, Добро, Милосердие, Источник жизни.

Конечно, в нас живут человеческие страсти. Бывает, что-то жалко отдать. Святые отцы учат так: если человеку не хочется чем-то делиться с ближним, если он жадный, то избавляться от этого порока нужно постепенно, начиная отдавать те вещи, которые не нужны. Начать с этого. А когда привыкнем отдавать ненужное, легче будет отдавать и самое любимое, нужное. Как-то поздравляли одного батюшку и подарили ему хорошие часы. Настольный будильничек в форме яйца. Сверху открывается и звонит. Очень приятные часы, всем понравились . А потом был день Ангела у нашего архиерея. Священник подумал: «Что же подарить? Надо же самое хорошее, самое ценное… Ну-ка, отдадим эти часы». Когда их владыке дарили, он сказал священнику:

– Какие прекрасные, дорогие часы… Пусть они у Вас останутся…

– Знаете, Владыко, – ответил тот, – нам надо учиться ни к чему не сердцем не пристращаться. Жалеть ничего не надо. Господь не оставит: надо иметь будильник, пошлет.

Что интересно? Через два дня к священнику пришли гости и, поздравляя, подарили часы. Тоже будильник, как бы позолоченный, лучше, чем первый.

Таких случаев каждый православный христианин может вспомнить немало. Апостол Павел говорит: «Дающего рука не оскудеет». Блаженнее давать, нежели брать.

Обращаясь к жизни подвижников, видим: они всем творили добро. В этом раскрывали свою душу, любя Бога и ближнего. Одному благочестивому старцу прихожанка дала миску ягод. Он принял, поблагодарил и передал другому брату. Тот другому… Так эти ягоды обошли всю братию и вернулись к этому же старцу. О чем это говорит? Все они единого духа – Духа Христова. Дух Христов всех объединяет в любви, всех собирает в единое Тело Христово – Церковь. А Глава этого Тела – Сам Христос. Этим Духом богата и сильна Церковь.

Обычно говорят: «Как ни ступил, так грех сделал». Но можно жить и иначе: как ни ступил, так доброе дело сделал. Можно всем помогать и словом, и делом. Если нечего нам ближнему дать, у нас есть силы, бьется сердце, течет кровь. Можно пойти в больницу, в дома престарелых ухаживать за больными, за инвалидами. Слово утешения будет им приятнее, чем безликая «забота государства». Слово тоже может быть милостыней. И молитва тоже милостыня. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

Человек через милостыню внутренне начинает уподобляться Богу, исцеляется от страстей. Милостыня покрывает множество грехов.
Сейчас такое тяжелое время. Творить материальную, денежную милостыню не каждому по силам…

Есть такая притча. Один человек сказал своему другу: «Я желаю видеть царя, проводи меня к нему». Друг отвечал: » Пойду с тобой только половину пути». Тогда он обратился к другому другу: « Пойдем со мной к царю Второй отвечал: «Я могу провести тебя только до царского дворца». Обратился он к третьему: «Проведи меня к царю». Третий ответил: «Я доведу тебя до дворца, введу во дворец, скажу о тебе царю и представлю тебя ему».

Святые отцы так толкуют эту притчу. Первый друг – это подвижничество, которое доводит до истинного пути. Второй друг – это чистота, которая достигает до небес. А третий – это милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю – Господу.

Милостыня спасает. В одном селе жила благочестивая вдова. Она давала стол и кров всем, кто нуждался в нем. И дети у нее были благодетельные, богобоязненные. Когда проезжали по своим торговым делам купцы, все останавливались у нее. Был большой двор, была большая хорошая баня. Дети распрягали лошадей, кормили, поили их, купали в реке. Баню для купцов топили, чай готовили. Уезжая, купцы сердечно благодарили за приют. Были поля у этой вдовы, и сажали там не только для себя, но и для нищих, убогих, сирот. И благодать Господня почивала на этом доме. Бог хранил от всех врагов видимых и невидимых.

Ехали однажды купцы и издалека увидели: село горит. Многие дома занялись. Что делать? Их немного, все дома не потушить. И решили: поедем скорее, поможем вдове, что нас принимала. Спасли ее дом, хозяйство. Так Господь за добрые дела оградил ее от большой беды.

А в другой семье дети не сохранили родительского благословения принимать в дом всех нуждающихся. После смерти родителей перестали делиться хлебом со страждущими , с разбором давали – кому дать, а кого отослать ни с чем. Божие благословение отошло от дома: поля перестали родить, продукты иссякли, животные перестали плодиться. Разъехались дети из родительского дома в разные стороны, чтобы не умереть с голода.
Свт. Иоанн Златоуст:

Велика сила милостыни… Бедные – врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное, облегчаешь бедность и примиряешь себя с Владыкой.
Нам надлежало бы творить милостыню уже потому, что она – прекрасное дело, и из сострадания к нашим братьям, а не ради обещанных Владыкой наград. Но так как мы не в состоянии мыслить возвышенно, то будем творить милостыню хоть из-за награды, отнюдь, впрочем, не ища славы от людей, чтобы нам сверх растраты денег не лишиться и награды.

Но скажешь, как я могу подавать милостыню, когда я беден? Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден. Богатый, опьяненный обилием богатства, пламенеющий жесточайшей горячкой и одержимый ненасытной страстью, желает увеличить свое имущество, а бедный, не зараженный этой болезнью и свободный от этого недуга, легче сделает подаяние из того, что у него есть.

Считай же милостыню не за расход, а за приход, не за ущерб, а за приобретение, потому что через нее ты больше получаешь, нежели даешь. Ты даешь хлеб, а получаешь жизнь вечную, даешь одежду, а получаешь одеяние бессмертия, даешь пристанище под своим кровом, а получаешь Царство Небесное, даешь блага погибающие, а получаешь блага постоянно пребывающие.

Святитель Григорий Нисский:

«Плод милостыни произрастает обильно. Сей, раздавай и исполни дом добрыми приобретениями. Но ты скажешь: «Я беден». Пусть так, давай, что имеешь: Бог не требует больше возможного. Ты дашь хлеб, другой чашу, иной одежду и таким образом уничтожится несчастье одного. «

Преподобный Исаак Сирин:

«Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их. «

Святитель Григорий Палама:

«Проявим дело любви к нашим братьям во Христе (принесем эту превосходную жертву – милость, которой жаждет от нас Господь), оказывая ее нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы ни было это заблуждение, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженных, поддерживая лежащих в немощи, будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или по причине злых духов и страстей бесчестия, посещая заключенных в темнице, а также перенося поступающих против нас и угождая друг другу (в страхе Божием), хотя бы кто и имел на кого неудовольствия, потому что и Христос угождал нам всеми способами: делами и словами. Всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, чтобы и от Бога получить нам любовь и быть благословенными Им и наследовать обетованное нам от сложения мира – уготованное Небесное Вечное Царство. «

Преподобный Симеон Новый Богослов:

«Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым, надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, ради нас обнищавшему, но, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что им дать, страдают жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Не плакал ли я о том, кто был в горе?» (Иов. 30:25). Они, когда что имеют, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: даром получил, без зависти отдаю. Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом. Такой милостью они, как лествицей, восходят к совершенной душевной чистоте. «

Как происходит очищение грешника в аду?

По учению Святой Церкви, когда Церковь молится за усопшего, родные подают милостыню, поминают его в своих домашних молитвах, человек постепенно переходит из одного слоя в другой. И по усиленной молитве Церкви эта душа может быть избавлена от адских мук.

Что значит "отдать десятину"Богу?

Мы должны постоянно обновляться, делиться с ближними. Любой сосуд, наполненный водой или вином, жаждет обновления: воду из него выливают, а потом наливают новую. Если его не трогать, вода позеленеет, испортится, станет непригодной.

В Священном Писании сказано, что десятую часть от своих трудов надо отдавать Господу. Господь в наших десятинах не нуждается. В них нуждаемся мы сами, для нашего обновления. Апостол Павел говорит: "Дающего рука не оскудеет". Слова апостола уже две тысячи лет остаются в силе. Чем больше отдаем от себя, тем больше получаем от Бога.

Если человек скупой, ему трудно с этим смириться. Мы часто таким советуем: "Отдавай для начала ненужные вещи. Начни с этого. А привыкнешь, жалко не будет, и с дорогими для тебя вещами легко расстанешься. У тебя не будет пристрастия ни к чему."

Нужно душу раскрыть в добре. Это самое главное. Для этого и существует "десятина". Отдавайте ее Господу. Как сделать это?

Если вы знаете человека, стоящего на улице с протянутой рукой, который собирает не на выпивку, а на самом деле терпящего нужду, надо ему помочь. Через руки вдов, сирот, бедных Сам Бог принимает. Можно отдавать десятину на стройку храма, монастыря, на восстановление церковных зданий, больниц, православных школ. Человек везде может проявить свою любовь к Богу и ближнему.

Как понять слова Писания "давать только правой рукой"?

Господь говорит: "... пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Мф.6,3). Эти слова означают, что мы не должны хвалить себя за подаяние, хвалиться перед людьми своими добрыми делами. Рассказал кому-то - можешь это доброе дело потерять. Если принял похвалу здесь - там, на Небе, награды не жди.

Надо подавать от сердца, с любовью, с участием и состраданием. Нельзя жалеть! И когда вас вдруг обворуют, тоже не жалейте и воров не ругайте. Не будете роптать, это засчитаются вам на Небе как милостыня.

Одна женщина продала квартиру и какие-то денежки отдала в монастырь. Живут вместе с сыном в монастыре. А сыночек начал пить все больше и больше... Уговоры безполезны. Дошло до того, что на монастырском МАЗе ударил чью-то машину. Женщина попала в реанимацию, еще один пассажир руку поломал. Машина их пришла в полную негодность, и монастырская крупного ремонта требовала. А все почему? Укорили, что "мы, продав квартиру, дали денежки на монастырь, а нам здесь и уголочка свободного нет, где бы отдохнуть, полечиться." Укорили Господа: "Мы дали, а у нас ничего!" А Господу такая жертва не угодна!

Дали с любовью - и забудьте об этом. Господь умножит это добро во много раз, когда наша душа выйдет из тела.

Всякая ли милостыня принимается Господом?

Милостыня, как и жертва, может быть разная. Когда израильский народ сорок лет шел по египетской пустыне, пророк Моисей поднялся в горы для молитвы Богу. А люди в это время отлили из золота тельца и поклонялись ему. Все израильтяне сняли тогда с себя золотые кольца, украшения и пожертвовали на этого идола. Но Господу эта жертва не была угодна.

Из Ветхого Завета мы знаем и другой случай, когда израильский народ жертвовал золото и серебро для построения храма. Это было Господу угодно.

У нас у ворот монастыря стоят люди, собирают деньги. Мимо проходят люди, верующие и прохожие, и подают им. И некоторые из этих нищих напиваются и палками начинают гонять друг друга, избивать. Такая милостыня не приносит добра. Если хочешь помочь человеку, страдающему страстью винопития, лучше дай ему хлеба, продуктов, одежду, помоги его детям.

Есть люди, которые имеют острую нужду, но стесняются просить. Они с утра до вечера работают, но получают гроши, а то и вовсе без работы, инвалиды. Вот таким людям надо помогать.

Когда мы даем милостыню нуждающемуся, Сам Христос принимает ее.

Одному благочестивому старцу, когда он раздал все свое имущество, говорили: "Что ж ты себе ничего не оставил?" Он им отвечал: "Милые мои, как вы не поймете? Когда человек переезжает из одного дома в другой, он все богатство берет с собой. Настает время моего перехода в тот мир. Так и я. Все богатство через руки вдов, сирот, ближних передаю для себя в тот мир".

Почему милость фарисея не угодна Богу?

Фарисеи считали себя праведными, но эта праведность была Господу неугодна. И Господь говорит: "Не будьте как фарисеи". Что делали фарисеи? Они приходили в людное место, на площадь, в рожок созывали нищих. Все, кто хотел получить милостыню, к ним бежали. Фарисеи вытаскивали котомочку с деньгами и перед всем народом раздавали милостыню.

Господь запретил делать добрые дела напоказ, сказав: "Когда молишься, войди в комнату твою (т.е. внутрь себя) и, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6). И о посте Господь предупреждал, что не надо поститься только внешне, чтобы все видели и знали, что ты постишься. Так делали фарисеи, в посты они ходили с унылыми, постными лицами. Раньше постились во вторник и четверг, потому фарисей, пришедший с мытарем в храм, говорил: "Пощусь два раза в неделю" (Лк.18,12). Подвиги надо совершать тайно, только для Бога.

Скажу из опыта. Когда новоначальные только начинают читать каноны, акафисты, стоит им похвалиться, мигом теряют способность к усердному молению. Молитва не идет. И они не могут ее восстановить, потому что нас только благодать Господня поддерживает. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если благодать Божия нас не сохранит, сами мы не сможем ничего сделать".

"Блажены милостивый, ибо они помилованы будут " (Мф.5,7),- говорит Священное Писание. Что нужно делать сейчас, чтобы быть помилованным в будущем?

К блаженной Сарре пришла одна сестра и говорит: "Помолись обо мне, госпожа моя". Отвечает ей блаженная: "Ни я не помилую тебя, ни Бог, если ты сама не будешь миловать себя, творя добродетели, как завещали нам святые отцы".

Для того, чтобы быть помилованным Богом, человек должен быть добрым душой, сострадательным и милосердным ко всем людям, исполняя самую главную заповедь: "Любить Бога и любить ближнего". Как можем мы доказать, что любим Бога? Только через любовь к ближнему.

Интересен пример жизни одного человека. Он приобретает много книг, можно сказать, он в них утонул. Видя, что он много читает, а на деле знания никак не проявляет, сказал:

Ты как монах Мних: он имел много книг, спал на них и не знал, что в них.

А он спрашивает:

Почему? Я все знаю...

Ответь, какая у тебя душа? Ты внутренне закрыт, зажат. Даже грехи пишешь сжато-сжато, на каждой строчке, пропуска между словами не оставляя. Твоя внутренняя зажатость отражается даже на манере твоего письма.

И так в каждом деле.

Получает он около четырехсот рублей. Говорю:

Десятую часть надо отдавать Господу. А ведь никому копейки не дал.

А мне целый месяц надо жить!

Но Господь сказал, что десятую часть надо Богу отдать. Это не я придумал. И апостол Павел говорит, что "дающего рука не оскудеет". Ты в это веришь?

А почему десятую часть не отдаешь?

Но мне же не хватит на месяц!

Господу что от тебя, в первую очередь, надо? Чтобы ты внутренне раскрылся в добре, не был зажатым, жадным.

И сколько ему примеров приводили - до него не доходит. Говорит: "У меня денег нет!" Стал ему рассказывать о людях, как они работали над искоренением жадности. Господь их не оставлял, помогал. Например, епископ Вонифатий был с детства очень добрый, милосердный к нищим, к убогим, ко всем, кто имел в чем-то нужду. Всем все раздавал. Однажды его мать заходит в амбар, а пшеницы нет! Все раздал! Она стала плакать, причитать:

Как же мы теперь целый год проживем? Ведь ничего не осталось!

Он утешал ее, просил, чтобы она не плакала, была спокойна. Отправил ее домой, сам встал в амбаре на колени, поднял руки и говорит:

Господи, Ты же видишь, что я все это делаю ради Христа. Утешь мою мать!

И Господь наполнил амбар, он стал полон пшеницы. Когда мать снова туда вошла, посмотрела, упала на колени!

Господи, прости!

Господь никогда никого не оставляет... ...Продолжая вразумлять моего знакомого, говорю:

Когда к нам на территорию люди приходят, просят помощи, смотрим, какие они. По нескольку человек каждый день приходят, и все разные. Говорят: "Я не ел двое-трое суток". - "Подожди, сейчас тебя накормят". У некоторых действительно острая нужда. Им даем поесть, денег куда-то доехать. И происходит чудо: Господь возвращает эти деньги, преумноженные в несколько десятков раз.

Показал ему их:

Видишь деньги? Мы их даем, и они возвращаются.

Господь сторицей возвращает.

А у меня нет денег, чтобы раздавать.

Ты начни с малого. Начнешь с малого, Господь пошлет тебе через разных людей. И продукты, если ими будешь делиться, преумножатся. Чем больше будешь давать, тем больше Бог будет посылать для твоего существования. Так исполняются слова "дающего рука не оскудеет", "блаженнее давать, нежели брать".

Один монах жил, спасался. И пришел к нему нищий, просил:

Дай мне ради Христа одежду, я полностью износился.

Монах снял с себя старую одежду, надел новую, а нищему отдал то, что снял. Потом зашел к себе и говорит:

А ведь он просил "ради Христа". Что ж я Христу даю старую одежду, ношенную, а себе новую оставил. Нет, я догоню, отдам ему эту!

Догнал, отдал ему новую одежду, сам же снова надел старую. Нищий, просивший одежду, продал ее. Одежда пошла по рукам, перепродавалась. Однажды монах на рынке в городе увидел ее на торгу. Опечалился духом, пришел домой и стал сокрушаться: "Господи, я согрешил, одежду отдал, а он ее продал и, видать, пропил. Я соблазнил человека новой одеждой". Господь его утешил. Слышит монах во сне голос: "Брат, проснись". Пришел он в себя и увидел Христа, стоящего перед ним в его одежде. Спросил Он монаха:

Это твоя одежда? Ты ее дал нищему?

Когда ты одежду давал нищему, Я принял ее, и сей час она на Мне. Не скорби. Ты сделал доброе дело.

Когда мы даем что-то ради Христа, то должны жертвовать с любовью. Нельзя жить только для себя, пора начать отдавать, чтобы душа раскрылась в добре.

Насколько важна милостыня тяжело больного, лежащего на смертном одре человека?

Вспоминаю, у нас в Троице-Сергиевой Лавре жил благочинный - отец Феодорит, сердечник; у него был инфаркт. Еще при жизни он постарался из своей кельи все раздать. Какие книги у него были - он монахов вызвал и каждому дал книгу, чтобы те, читая вспоминали его. Своими руками при жизни все-все раздал.

Очень важно, когда человек при жизни распределяет свое имущество между родственниками, ближними: и дом, и квартиру, и вещи. Если он этого сделать не успевает, зачастую ближние начинают делиться и судиться. Человека еще не похоронили, а скандалы огнем полыхают, все переругались. Тут уже не до похорон.

Бывает, человек не успел все раздать, тогда родственники должны с пониманием отнестись к этому: раздать вещи нуждающимся, чтобы молились о упокоении его души. Милостыня избавляет человека от многих грехов.

Святые отцы говорят, что можно спастись только милостыней, не имея каких-то других особых добродетелей. Так ли это?

Милостыня покрывает множество грехов. Тот, кто раскрылся в добре и всем помогает, уподобляется Христу. Ведь Господь наш - Сама Любовь, Добро, Милосердие, Источник жизни.

Конечно, в нас живут человеческие страсти. Бывает, что-то жалко отдать. Святые отцы учат так: если человеку не хочется чем-то делиться с ближним, если он жадный, то избавляться от этого порока нужно постепенно, начиная отдавать те вещи, которые не нужны. Начать с этого. А когда привыкнем отдавать ненужное, легче будет отдавать и самое любимое, нужное.

Как-то поздравляли одного батюшку и подарили ему хорошие часы. Настольный будильничек в форме яйца. Сверху открывается и звонит. Очень приятные часы, всем понравились. А потом был день Ангела у нашего архиерея. Священник подумал: "Что же подарить? Надо же самое хорошее, самое ценное... Ну-ка, отдадим эти часы". Когда их владыке дарили, он сказал священнику:

Какие прекрасные, дорогие часы... Пусть они у Вас останутся...

Знаете, Владыко, - ответил тот, - нам надо учиться ни к чему не сердцем не пристращаться. Жалеть ничего не надо. Господь не оставит: надо иметь будильник, пошлет.

Что интересно? Через два дня к священнику пришли гости и, поздравляя, подарили часы. Тоже будильник, как бы позолоченный, лучше, чем первый.

Таких случаев каждый православный христианин может вспомнить немало. Апостол Павел говорит: "Дающего рука не оскудеет". Блаженнее давать, нежели брать.

Обращаясь к жизни подвижников, видим: они всем творили добро. В этом раскрывали свою душу, любя Бога и ближнего. Одному благочестивому старцу прихожанка дала миску ягод. Он принял, поблагодарил и передал другому брату. Тот другому... Так эти ягоды обошли всю братию и вернулись к этому же старцу. О чем это говорит? Все они единого духа - Духа Христова. Дух Христов всех объединяет в любви, всех собирает в единое Тело Христово - Церковь. А Глава этого Тела - Сам Христос. Этим Духом богата и сильна Церковь.

Обычно говорят: "Как ни ступил, так грех сделал". Но можно жить и иначе: как ни ступил, так доброе дело сделал. Можно всем помогать и словом, и делом. Если нечего нам ближнему дать, у нас есть силы, бьется сердце, течет кровь. Можно пойти в больницу, в дома престарелых ухаживать за больными, за инвалидами. Слово утешения будет им приятнее, чем безликая "забота государства". Слово тоже может быть милостыней. И молитва тоже милостыня. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

Человек через милостыню внутренне начинает уподобляться Богу, исцеляется от страстей. Милостыня покрывает множество грехов.

Сейчас такое тяжелое время. Творить материальную, денежную милостыню не каждому по силам...

Есть такая притча. Один человек сказал своему другу: "Я желаю видеть царя, проводи меня к нему". Друг отвечал: " Пойду с тобой только половину пути". Тогда он обратился к другому другу: "Пойдем со мной к царю Второй отвечал: "Я могу провести тебя только до царского дворца". Обратился он к третьему: "Проведи меня к царю". Третий ответил: "Я доведу тебя до дворца, введу во дворец, скажу о тебе царю и представлю тебя ему".

Святые отцы так толкуют эту притчу. Первый друг - это подвижничество, которое доводит до истинного пути. Второй друг - это чистота, которая достигает до небес. А третий - это милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю - Господу.

Милостыня спасает. В одном селе жила благочестивая вдова. Она давала стол и кров всем, кто нуждался в нем. И дети у нее были благодетельные, богобоязненные. Когда проезжали по своим торговым делам купцы, все останавливались у нее. Был большой двор, была большая хорошая баня. Дети распрягали лошадей, кормили, поили их, купали в реке. Баню для купцов топили, чай готовили. Уезжая, купцы сердечно благодарили за приют. Были поля у этой вдовы, и сажали там не только для себя, но и для нищих, убогих, сирот. И благодать Господня почивала на этом доме. Бог хранил от всех врагов видимых и невидимых.

Ехали однажды купцы и издалека увидели: село горит. Многие дома занялись. Что делать? Их немного, все дома не потушить. И решили: поедем скорее, поможем вдове, что нас принимала. Спасли ее дом, хозяйство. Так Господь за добрые дела оградил ее от большой беды.

А в другой семье дети не сохранили родительского благословения принимать в дом всех нуждающихся. После смерти родителей перестали делиться хлебом со страждущими, с разбором давали - кому дать, а кого отослать ни с чем. Божие благословение отошло от дома: поля перестали родить, продукты иссякли, животные перестали плодиться. Разъехались дети из родительского дома в разные стороны, чтобы не умереть с голода.

Так и наша Россия. Пока была верна Господу, народ хранил веру православную, все страны кормила хлебом. А когда пришло время испытаний, народ отступил от Бога, обнищала Россия и духом, и хлебом. Встала на колени с протянутой рукой.

Сеют хлеб на полях с матом, и убирают так же. У комбайнера под сиденьем всегда бутылка, редко кто без "горючего" обходится. Поэтому благословение Божие и отошло от полей. Приобретают технику, химические удобрения, на них надеются, а не на Бога... А когда дожди идут, вода с полей с минеральными удобрениями сливается в реки и рыба исчезает. Говорят, сейчас в Волге в воде вся таблица Менделеева. Так пришла Россия к нищете.

Недавно проводили беседу с отдыхающими в санатории. В основном были там пожилые люди. Благодарили за то, что рассказали, как правильно молиться, креститься. Это понятно: к концу жизни человек волей-неволей задумывается о Боге. Процентов восемьдесят начали креститься. А потом двое старичков встали и говорят: "Все это брехня. Все Церковь врет!"

Да, Церковь "врет" уже семь тысяч пятьсот лет. И через это "вранье" люди спасаются и наследуют обители Рая. А вот та "правда", которую нам семьдесят лет навязывали, огромную массу людей спровадила в бездну. Все ушли в ад на вечные муки. За семьдесят лет этой "правды" пришли не к коммунизму, а к алкоголизму. И сейчас добивают Россию...

Можно ли помогать деньгами, заработанными не совсем честно, как бы "лукавыми "?

Деньги, заработанные нечестно, не имеют такой цены, как заработанная плата, поделенная с нуждающимися. Эти деньги, действительно, "лукавые". Когда человек трудился в поте лица, его кровные, "потовые" деньги и цену имеют особую.

Расскажу такую историю. Было это в прошлом веке. В одной семье сыну исполнилось восемнадцать лет. Отец был богатый, но говорит сыну:

Ты стал уже взрослый, надо тебе начинать трудиться.

И, посылая его в другой город, сказал:

Поработаешь там на заводе. И отцу денег привезешь.

Пора тебе самому зарабатывать.

Мать, имея слепую любовь к ребенку, дала ему с собой много денег:

Сынок, там себя не обижай, ни в чем себе не отказывай!

Через год он приехал. Отец спрашивает:

Ну, как, сыночек? Заработал?

Да, заработал.

И подает отцу деньги, что ему дала мать. Отец взял их и... в печь бросил! Сын даже не обратил на это никакого внимания.

Прошло еще время. Отец снова говорит:

Давай-ка, поезжай в город, еще потрудись. Денег ты много заработал. Мне нужны средства.

Сердобольной матери в это время не было дома. И сын без денег поехал в город. Через год приезжает изможденный, в изношенной одежде. Отец спрашивает:

Ну, как, сынок, денег заработал?

Он показывает отцу медяки.

Ну, что ж. Вижу, что потрудился. Взял их у сына и снова в печь бросил. Сын как бросится за ними в огонь:

Это мои деньги, заработанные потом, вот этими руками! Видишь, какие у меня руки?!

Вижу, сыночек! Они тебе достались не так просто. Теперь вижу, что ты действительно трудился.

Эти деньги особенно ценны, дороги. А шальные деньги, незаконные как приходят, так и уходят. Посмотрите на тех людей, которые постоянно воруют, хитростью отнимают деньги у людей. Им всегда мало. У них деньги не задерживаются. И духовно теряют они очень много, приобретая себе средства неправедным путем.

Когда мы даем милостыню человеку, то должны подавать с любовью. И настроить себя так: "Эту милостыню я даю Господу". Помните: Сам Господь через руки нищих, сирот, нуждающихся принимает ее у нас и во сто крат преумножает богатство дающего, говоря: "Дающего рука не оскудеет".

Ежедневно каждый из нас, по дороге на работу, в университет или по пути домой встречает людей, которые просят милостыню. У всякого просящего своя история, проблема и причина для обращения за помощью. Все мы невольно становимся перед выбором: «Подать милостыню или нет? Вдруг просящий лжет и мое подаяние он пустит на грех?».

Сегодня о благотворительности и помощи ближним говорят все чаще, но вопросов меньше не становится. О том, что такое милостыня, кому и как ее правильно подавать, беседуем с настоятелем Церкви Св. Иоанна Предтечи г. Якутска, иереем Нерсесом Хананяном.

В Святом Писании говориться, что Бог - милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Господь призывает и нас быть милостивыми. Но понимаем ли мы значение этого слова? Что же такое милостыня и в чем она проявляется?

Милостыня — это добровольное пожертвование нуждающимся из своих личных средств (деньги, вещи, продукты), а также любое другое деяние, основой которого является любовь к ближнему, забота о нем. Но стоит также знать, что иногда более важной и ценной помощью для человека является душевный разговор. Если человек в печали, надо его подбодрить, если в болезни – навестить, если у него сомнения — наставить.

Благодаря именно этим наставлениям, советам, словам поддержки многие смогли перебороть страх, справиться с духовными и телесными испытаниями, найти в себе силы для совершения благих деяний во славу Божью. Молитва о ближнем, душеполезные разговоры, благочестивые поучения, а иногда строгое замечание ради блага человека являются милостынею в широком смысле.

В Святом Писании написано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Но всякому ли просящему стоит помогать? Как узнать, кому действительно нужна помощь, чтобы не быть обманутым?

Иногда достаточно просто остановиться на пару минут, как бы сложно это не было в условиях городской жизни, и поговорить с человеком, задать пару простых вопросов, узнать для чего он просит милостыню, если на еду, то можно накормить его, если нужна медицинская помощь, то оказать содействие, или как минимум предложить обратиться в тот или иной храм, благотворительный фонд (таких сейчас сотни), а не давать деньги сразу. Обычно мы пробегаем мимо и думаем: «Не буду терять времени, брошу пару монет и пойду дальше. И человеку помог и времени не потерял». Таких людей большинство. Поэтому мы часто самовольно становимся жертвами «лженуждающихся».

Как же поступить при виде человека, находящегося в нетрезвом виде и просящего милостыню, стоит ли ему помогать?

Оказывая помощь важно также не оказаться соучастником греха. Не следует давать милостыню, когда мы точно знаем, что она будет использована на алкоголь. Есть, к сожалению, люди для которых прошение милостыни стало профессией. Таковые обнищали духовно и для них не важно каким образом деньги окажутся у них, главное удовлетворить свои потребности. Это можно понять по лицу, по тому как просят. Выслушав трогательную историю надо найти в себе силы не обмануться. Как правило, выпивший человек, утверждающий, что это в последний раз, говорит эти слова большинству прохожих. Мы должны понять, что не можем удовлетворить потребности всех просящих. Наши средства ограничены, а просителей очень много и помочь в первую очередь нужно тем, кто на самом деле нуждается, непрестанно молясь за остальных, которым помочь не смогли. Священное Писание говорит: «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сирах. 12:1-2).

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Величина милостыни оценивается не размером подаяния, а склонностью и расположением подающих». Возникает вопрос — как и с какими мыслями следует подавать милостыню?

Эта добродетель, имеющая особое значение в жизни христианина иногда может стать и причиной духовного падения человека. Речь идет о совершении милостыни напоказ, о чем нас очень ясно предупреждает Евангелие: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:1-3).

Милостыню надо давать от чистого сердца. Если я помогаю нуждающемуся, а потом на протяжении всего дня размышляю над тем стоило ли отдавать ему из своих средств, то совершенное мною не будет иметь никакой пользы.

Зачастую можно увидеть, как люди приносят в храм вещи для нуждающихся и это радует душу. Но больно на сердце от того, что половину принесенных вещей приходится выбрасывать, из-за их непотребного состояния.

Мы должны с уважением и любовью относиться к тем, кто ждет от нас помощи. Если мы отдаем вещи, то они должны быть в хорошем состоянии, постиранными и поглаженными, если передаем продукты, то они не должны быть просроченными. Человек, который оказался в нужде ничем не отличается от нас, не думаю, что кто-то из нас употребит в пищу просроченный творог или молоко.

В первую очередь надо стремиться, чтобы чужая беда или нужда в действительности стала твоей личной.

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», - низкий голос священника гулко смешивается с густыми клубами струящегося ладана, с еле уловимым ощущением разлитого в воздухе праздника и медленно поднимается в бездонную предрассветно сумеречную высоту храма.

Колеблющиеся огоньки заполонивших церковь свечей отражаются в витражах заиндевевших окон, в празднично начищенном сиянии старого паникадила. Их дрожащие отблески мягко скользят по взволнованно-уставшим лицам молящихся. И в этом тихом мерцании все лица кажутся особенно родными и добрыми.

Эти два чумазых пацанёнка вынырнули из ниоткуда. У меня было ощущение, что они, как два крохотных эльфа, незаметно шастали всё утро где-то по полу, между ногами молящихся, чтобы к концу службы вынырнуть на поверхность и потребовать причитающуюся им дань. Грязные и оборванные, с неуверенно-нагловато-делаными ухмылками, они стали тем противоестественным диссонансом, который в одно мгновение разрушил благоговейную гармонию молящихся.

«Тёть! Тёть! Дай копеечку!» - заунывно теребил женщин младший пацанёнок. «Ради Христа!» - деловитым баском подсказывал ему более опытный старший сотоварищ. Но даже «ради Христа» и «ради праздничка» кошельки открывались туго. И в потных грязных ладошках поблескивало только несколько монеток.

«Говорил я тебе: пойдём в другую церковь - здесь плохо подают», - «старшой» был явно недоволен «уловом». Разговаривали они нарочито громко и вызывающе, ничуть не стесняясь или даже эпатируя «добреньких тётенек», у которых ещё мгновение назад заискивающе выпрашивали «денежку на хлебушек». Сердито цыкнувшая на пацанят тётка, что, дескать, батюшка не благословляет просить в храме, их не очень испугала. В ответ они что-то хохотнули. Но, попререкавшись немного - для «понта», пацаны всё-таки перешли на шёпот. Видимо, опасались, что выгонят из храма. Но, пошептавшись, решили всё-таки перебираться в другой храм. Ещё немного потоптались у свечного ящика. И окончательно поняв, что здесь у молящихся им больше ничего не вымолить, направились было к выходу. Вдруг внимание одного из них привлёк стоящий на столике маленький ящичек. На ящичке была какая-то надпись. Но так как с грамотой ребята были не в ладах, а в храме темновато, они самовольно развернули ящик к алтарю, навстречу льющемуся от свечей свету, и, опершись локтями о стол, стали громко, на весь храм, читать по складам надпись.

Это «интересное» и, наверное, новое для них занятие настолько увлекло ребят, что они даже не замечали толпящихся возле них и толкавших их людей, стоящих в очереди за свечками. Наконец они прочитали вслух: «Сотворите святую милостыню».

В храме стало тихо. Так тихо, что казалось, даже служба замерла, а время остановилось. И в этой торжественной святой тишине я явственно услышала звон падающих на дно ящика монеток. Сначала одна, потом вторая… Потом пауза. Мальчишка, наверное, задумался. Воцарилась полная тишина. И вдруг её разорвал звон ссыпающихся в ящик с маленькой грязной ладошки горстки только что выпрошенных монеток - весь крещенский «заработок».

На пацанят никто не смотрел. Но я знала, что их видели, чувствовали - ссутулившимися спинами, стрижеными затылками. А мне показалось, что все свечи в храме погасли. И осталась только одна. Их, грязных, оборванных, невоспитанных, не умеющих толком читать попрошаек. Как вечная святая детская молитва крещающемуся во Иордане Спасителю.

Мария Ивановна ВОЛОСЮК

Представители Главного управления МВД России предложили столичной Думе выделить попрошайничество в отдельный состав административного правонарушения в московском КоАП и установить штрафы за него в сумме от 2,5 до 5 тысяч рублей. Сейчас за «приставание к гражданам в общественных местах» по статье 3.8 КоАП Москвы штрафуют от 100 до 500 рублей или же просто ограничиваются устным предупреждением.

Тунеядцы, изображающие нищих, особенно с детьми, - привычная картина не только в метро и на вокзалах, но и в парках и на улицах столицы и других крупных городов. Предупреждения и порицания на попрошаек не производят никакого впечатления, а 100 и даже 500 рублей штрафа они компенсируют в течении нескольких часов за счет сердобольных граждан.

Как пишет «Российская газета », на самом деле попрошайничество - не просто хорошо налаженный бизнес, но и разветвленная инфраструктура с хорошо структурированной иерархией. По сути - своеобразная мафия, где есть свои «крестные отцы», «смотрящие», «солдаты» и обычные работяги. В этом сообществе можно встретить и долларовых миллионеров, и наркодилеров, и наемных убийц. Каждая «точка», где сидят попрошайки, или маршрут в метро взяты на строгий учет и должны приносить конкретный доход. Определенный минимум надо отдать главарю, остальное - в личный доход. Такие «рабочие места» покупаются, чужаков изгоняют или убивают. В общине попрошаек время от времени находят убежище объявленные в розыск опасные преступники и даже террористы.

Особая проблема - дети, которых попрошайки используют для «вышибания слезы» у граждан. Бывает так, что малышей для этого даже похищают. А чтобы дети не капризничали, им постоянно дают снотворное, разбавленный алкоголь и даже наркотики. У попрошаек дети долго не живут.

Regions.Ru спросили священнослужителей, как, на их взгляд, следует должен относиться к тем, кто просит милостыню на городских улицах (в том числе возле храмов).

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что любую инициативу можно извратить.

Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, отметил, что меры, предложенные Главным управлением МВД России, своевременны.

«Хорошо, что на это обратили, наконец, внимание. Решением проблемы необходимо заняться всесторонне. Необходима также профилактическая работа. Ребенок - очень удобный инструмент для вымогательства. Итог: сломанные судьбы детей, их подорванное здоровье. Вот здесь свою энергию могут применить и органы опеки и попечительства, - вместо того, чтоб вмешиваться по каким-то своим соображениям в дела нормальных семей. Попрошайничество - проблема каждого большого города, особенно мегаполисов, Москвы. Как правильно утверждают авторы предложенной инициативы, зачастую мы имеем дело с криминальным бизнесом. Конечно, существующее законодательство неадекватно масштабу проблемы. Авторы инициативы правы - ситуация должна меняться. Как относиться верующему человеку к просящим милостыню? Когда-то такой вопрос встал и перед отцом Иоанном Кронштадтским. Он был священником Андреевского собора в Кронштадте, а Кронштадт в то время был местом административной высылки бродяг и попрошаек из Санкт-Петербурга. Из Кронштадта они выехать не могли, и там попрошайничали, пьянствовали, разбойничали. Иоанн Кронштадтский стал к ним ходить, за ними ухаживать. Больным приносил лекарства, с детьми играл, пьяниц увещевал, голодных кормил, раздетых одевал. Нередко он возвращался домой без верхней одежды и босиком, отдав свои вещи нуждающимся. Все больше людей ждали его у храма, и он раздавал милостыню каждый день огромному количеству людей. Его попрекали, что таким образом он не лечит, а усугубляет эту социальную болезнь. И в какой-то момент он осознал, что подаяние - не панацея и даже не профилактика, а наоборот, приводит к увеличению случаев попрошайничества. И он создал в Кронштадте первый Дом трудолюбия. Это было учреждение, где создавали условия, чтобы человек мог сам обеспечивать себя едой и всем минимально необходимым», - продолжил священник.

«Мне кажется, верующие люди, не оставляя ни в коем случае личной благотворительности, должны думать, как совместными усилиями найти способы, формы, возможности для социальной реабилитации нуждающихся в этом. Создавать благоприятные условия для тех, кто попал в тяжелые условия по стечению обстоятельств и хочет изменить свою жизнь. Борьба правоохранительных органов с мафией, поставившей попрошайничество на поток, работа такого общественного института, как Церковь, могли бы дать хорошие результаты», - заключил батюшка.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что давать милостыню - безусловно, важная составляющая в деле нашего спасения.

«Сам Христос призывал нас быть милостивыми, ибо мы сами будем тогда помилованы. Лишать людей этой возможности - по сути, идти против Бога. А если кто-то сомневается, что перед ним нуждающийся человек, а не мошенник - существует, во-первых, совесть, а во- вторых, правоохранительные органы. И у государства, чтобы выявить и осудить мошенников, уже есть необходимые механизмы. Предпринимать новые меры, которые попросту перечеркнут целую миссию, лишать людей надежды на решение сложных жизненных обстоятельств, недопустимо. Государство становится на какой-то непонятный страшный путь в своем развитии, если лишает своих граждан возможности быть добрыми и милостивыми, а также лишает надежды тех людей, которые оказались в трудных жизненных ситуациях», - подчеркнул он.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, отметил, что нельзя путать два понятия: попрошайничество и просьбу о милостыне. Это разные вещи.

Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сообщил, что всегда дает своим прихожанам установку: если человек просит помощи - разберись в ситуации.

«Хочет кушать - накорми, нужна одежда - одень, нужна медицинская помощь - окажи эту помощь. И тут же вы во всем разберетесь. Как только человек начинается отказываться от помощи - все понятно: ему нужны деньги, и вовсе не на то, на что он просил. Поэтому я всегда говорю: нужно оказывать адресную помощь. Конечно, проще бросить просящему деньги и пойти своей дорогой. Но оказывать такую "слепую милостыню", наверное, не совсем правильно. В нашем храме мы кормим нуждающихся, даем им одежду, можем пристроить на ночлег. А когда человеку нужны только деньги - значит, он на этом зарабатывает, причем, как правильно было подмечено, порой не выбирая средств. За эксплуатацию детей я бы давал реальные сроки. Это недопустимо», - заключил он.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, отметил, что человек, тем более христианин, должен быть милосердным. Господь никогда не гнал тех, кто нуждался.

«Но если человек просит оказать ему "помощь", а на самом деле не нуждается, а тем более, когда он втягивает в свой «бизнес» несовершеннолетних, - конечно, необходимо наводить порядок. Нужно проверить: действительно ли человек не получает пенсию, пособие, находится ли он на краю пропасти - или же занимается этим "бизнесом". Хотя из личного опыта я знаю: люди, которые действительно нуждаются, милостыню просят редко. Впрочем, разобраться в ситуации, на мой взгляд, несложно. Этих людей не так уж много, не полстраны же у нас, в самом деле, просит милостыню. Если человек действительно нуждается, и не может ничего другого делать, кроме как просить подаяние, почему мы не должны проявить к нему милосердие? А если занимается преступной деятельностью, втягивает детей - нужно привлекать его к уголовной ответственности», - заключил священник.

Иерей Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, отметил, что к этой проблеме у него особое отношение - он постоянно видит, как возле храмов стоят люди, собирающие «подаяние» на алкоголь.

«Из встречавшихся мне людей, промышляющих подаянием, 90-95% - обманщики и лгуны. Иногда попадаются благообразные бабушки, которым, может, действительно не хватает пенсии на жизнь, но это исключение. У нас возле храма даже случались пьяные потасовки, когда люди, получив желаемое, почти тут же напивались, начинали скандалить, хамить, избивать друг друга. А к каждому такому человеку полицейского же не приставишь. Некоторые из них не просят подать деньги, а буквально их вымогают, обступая прохожего со всех сторон. Просят подаяния здоровые мужики, которые могут мести улицы, работать грузчиками - уж если у них нет образования. Мой знакомый предприниматель, верующий человек, как-то предложил одному из попрошаек поработать дворником на территории возле своего офиса. Пообещал платить приличную зарплату, назначил этому человеку день и час, но он не пришел, зато так и продолжает "нести дежурство" возле храма. Люди, преследующие корыстные цели, могут сказать что угодно, дабы разжалобить. Некоторые говорят, что им нужны деньги на билет, но когда доводишь их до кассы, оказывается - билет им уже не нужен. Или они берут его, а потом сдают», - продолжил он.

Нужно или нет подавать милостыню тому, кто о ней просит? Апостол Павел говорил: «Да запотеет милостыня в руке твоей ». Это значит, отмечает священник, что милостыню нужно подавать с рассуждением. Один человек действительно нуждается в помощи, а другому мы лишь поможем увязнуть в трясине.

«Так что я считаю инициативу МВД России своевременной. Таких людей нужно дисциплинировать. И вообще я за возвращение лечебно-трудовых профилакториев, чтобы люди могли там проходить реабилитацию и возвращаться к нормальной жизни», - заключил он.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, считает, что верующий не должен специально разбираться в мотивах просьбы человека, если тот обратился к нему за помощью.

«Святой Иоанн Златоуст говорил о том, что если человек не совершает милостыни и не проявляет заботу о бедных, он не достигнет спасения. С другой стороны, иногда совершенно очевидно заметно, что просят "на продолжение банкета", используют спящих, - то есть как правило накачанных каким-нибудь наркотиком - детей… Тут уж стоит подумать, будет ли польза от такой милостыни», - продолжил он.

«Просьба о помощи возможна в любом месте, в том числе возле храма, если это не превращается в балаган и приставание, когда бегут за людьми даже в храм. Самых наглых попрошаек мне пришлось увидеть в Греции, - кажется, это были румынские цыгане: они шли за нашей делегацией больше километра. При этом они громко кричали, оскорбляли, требовали дать им денег и были похоже не на нуждающихся христиан, а на банду грабителей», - заключил священник.