Словения отказалась подписывать соглашение по довсе. Почему довсе не нужен россии? Мораторий на исполнение Россией

Опубликовано 10.03.15 21:33

Представитель МИД подчеркнул, что Москва полностью остановит действие ДОВСЕ с 11 марта 2015 года.

Россия решила приостановить участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), сообщает «Лента.Ру» со ссылкой на заявление руководителя российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антона Мазура.

По его словам, Москва полностью остановит действие ДОВСЕ с 11 марта 2015 года. Кроме того, дипломат заявил, что Россия просит Беларусь представлять ее интересы в СКГ.

Также представитель МИД подчеркнул, что инткббэч этот шаг не означает отказа Москвы от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), «если и когда для него созреют наши партнеры». «Мы по-прежнему готовы к совместной работе над новым режимом KOBE, отвечающим интересам как России, так и других европейских государств», — заявил он.

Среди причин такого шага, Мазур напомнил, что по настоянию стран НАТО диалог о будущем KOBE был остановлен в 2011 году и с тех пор не возобновлялся. «Западные партнеры регулярно используют эту площадку для обращений к российской стороне с ритуальными и не имеющими отношения к действительности призывами вернуться к соблюдению ущербного для нас старого ДОВСЕ», — подчеркнул дипломат.

Он также отметил, что «в этих условиях продолжение участия в заседаниях СКГ, как правило, сводящихся к зачитыванию повестки дня, становится для Российской Федерации бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным — с финансово-экономической».

Напомним, что в ноябре 2014 года о смерти ДОВСЕ заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Он добавил, что Москва не намерена к нему возвращаться.

ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже и вступил в силу в 1992-м. Изначально подписи под ним поставили представители 16 государств НАТО, а также шести государств-участников Варшавского договора. Соглашение устанавливало ограничения на размер обычных вооруженных сил и определяло предельные численности обычных вооружений, развертываемых сторонами в Европе.

План
Введение
1 Ограничения
2 Развитие ДОВСЕ
2.1 Будапештское соглашение
2.2 Ташкентское соглашение
2.3 Фланговый документ
2.4 Соглашение об адаптации ДОВСЕ

3 Мораторий
Список литературы

Введение

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992.

Договор устанавливал равновесие сил государств - участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

1. Ограничения

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

· 40 000 боевых танков;

· 60 000 боевых бронированных машин;

· 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;

· 13 600 боевых самолётов;

· 4000 ударных вертолетов.

Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, БМП и БТР, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р.

Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах. В том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для ОВД; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4700 танков, 5900 бронемашин и 6000 артиллерийских систем.

2. Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.

2.1. Будапештское соглашение

Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1990 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.

2.2. Ташкентское соглашение

Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами - участниками Договора. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

Соглашение ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали Соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

2.3. Фланговый документ

Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15-31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

2.4. Соглашение об адаптации ДОВСЕ

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня). Квота России соответствовала Ташкентскому соглашению - 6350 танков, 11280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолётов и 855 вертолётов. Одновременно фланговые квоты РФ (на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе) были увеличены до 1300 танков, 2140 бронемашин и 1680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составляла 19096 танков, 31787 бронемашин, 19529 артиллерийских систем, 7273 самолёта и 2282 вертолёта (по состоянию на середину 2007, с учётом расширения блока они составляют 22424 танков, 36570 бронемашин, 23137 артсистем, 8038 самолётов и 2509 вертолётов).

Соглашение было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, взятых Россией на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации Соглашения. Позиция России состоит в том, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, носят двусторонний характер и не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием для ратификации Соглашения другими странами.

Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.

3. Мораторий

26 апреля 2007 российский президент Владимир Путин в своём обращении к Федеральному собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше. Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке. Однако его слова разошлись с реальным военным потенциалом РФ по отношению к предусмотренным договорённостям. Ряд аналитиков указывал на факт, что на момент приостановления действия договора в распоряжении РФ находилось 21 820 боевых танков при предусмотренной квоте в 6350 единиц,а, для сравнения, Федеративная Республика Германия имела 2560 единиц при допустимом максимуме в 3444. Тот факт, что нератифицировавшая договор Германия содержит меньше боевых танков, чем предусмотрено договором, а ратифицировавшая договор Россия более чем втрое превышает максимальную планку, был использован как предлог для заявлений о пропагандистском ходе Путина накануне выборов, направленном прежде всего на внутреннюю аудиторию. Однако при этом умалчивалось, что Россия содержит «внеквотовые» танки за пределами европейской части России, то есть полностью выполняет условия договора.

28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств - участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене.

На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Среди них:

1. присоединение к ДОВСЕ Латвии, Литвы и Эстонии;

2. понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретённого в результате расширения блока;

3. отмена фланговых ограничений для территории России;

4. вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 года.

Западные государства, однако, саботировали предложенный Россией план восстановления жизнеспособности договора. В качестве оправдания было повторено требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии.

13 июля 2007 года Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».

В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

1. Превышение государствами - участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;

2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;

3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;

Обозреватель - Observer 2001 №1

ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ

(от Договора об ОВСЕ 1990 г. к модернизированному Договору

об ОВСЕ 1999 г.)

Е.БУЖИНСКИЙ,

полковник,

заместитель начальника

ГУ МВС МО РФ

В.ПРОШКИН,

полковник,

начальник направления

международно-договорного управления

ГУ МВС МО РФ

со дня подписания Договора об обычных

вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

По этому случаю Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркивая значение Договора, в своем заявлении отметил: "Впервые в истории в масштабах целого континента создан эффективный режим контроля над обычными вооружениями и обеспечена беспрецедентная открытость в военной сфере. Договор позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся государствам-участникам в наследство от времен "холодной войны". Помог пережить без потрясений эпохальные изменения военно-политического ландшафта Европы в истекшем десятилетии".

Судьба Договора об ОВСЕ складывалась довольно непросто.

Модель европейской безопасности в 70-е и 80-е годы строилась на военно-стратегическом паритете двух военных блоков - ОВД и НАТО и двух "сверхдержав" - Советского Союза и Соединенных Штатов. Для сохранения мира и стабильности в Европе пришлось пройти несколько этапов изнурительной и бесперспективной гонки не только стратегических, но и обычных вооружений, навязанной нам Западом.

Ради мирного будущего Европы и для поддержания баланса военных потенциалов стран Варшавского договора и НАТО на более низких уровнях важно было на том историческом этапе остановить гонку вооружений. При этом необходимо было создать принципиально новые механизмы обеспечения безопасности в области контроля над обычными вооруженными силами в Европе. К тому времени в этом напрямую был заинтересован и Запад.

Важно заметить, что такой военно-политический разворот на европейском континенте стал возможным только после того, как Советский Союз обеспечил и количественную, и военно-техническую сопоставимость военных потенциалов.

По инициативе советской стороны в 1989 г. был разработан и подписан мандат переговоров по обычным вооруженным силам в Европе. Этот мандат дал зеленый свет переговорному процессу между представителями семи государств ОВД и шестнадцати стран НАТО по решению проблемы ограничения потенциалов обычных вооруженных сил европейских государств. Предполагалось, что эта проблема будет решена путем разработки и подписания Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Надо сказать, что путь к подписанию ДОВСЕ 1990 г. был сложным и порой драматичным. Иногда создавалось впечатление, что переговоры зашли в тупик, но на самых ответственных отрезках работы над соглашением стороны находили взаимоприемлемые компромиссы.

Еще при определении мандата переговоров советская сторона согласилась отложить проблему охвата информацией и ограничениями ВМС, выдав Западу определенный аванс, чтобы сдвинуть процесс снижения военного противостояния с мертвой точки. В ходе самих переговоров для выхода их тупиковой ситуации Советский Союз пошел на крупные подвижки по охвату договорными мерами средних бомбардировщиков, истребителей-перехватчиков, боевых самолетов морской авиации наземного базирования, по вопросам складских запасов.

Справедливости ради надо сказать, что западные страны также вынуждены были проявить ответную гибкость (разумеется, под давлением советской стороны) во многих военных вопросах. Например, согласились значительно поднять уровень достаточности для одной страны (имелся в виду СССР), установить нужный нам потолок для артиллерии в 20 000 ед. вместо предлагаемых ранее 16 500 ед. Запад пошел также нам навстречу в вопросе ограничения легких танков и бронемашин с тяжелым вооружением. В целом в ходе переговоров удалось обеспечить необходимый и достаточный для нового облика наших Вооруженных Сил уровень обычных вооружений.

Преодолев многочисленные разногласия по сложнейшим проблемам, ДОВСЕ был согласован и подписан в Париже 19 ноября 1990 г.

Договор представляет собой довольно сложный документ, который предусматривает ограничения и сокращения, создавая одновременно разветвленную и всепроницающую систему информации и контроля, которой еще не знала история. Им устанавливается двухуровневая система количественных ограничений: для каждой группы государств (ОВД и НАТО) и для каждого государства. Для того чтобы ни одно государство-участник не могло иметь подавляющего военного преимущества, Договором предусматривается критерий, или правило достаточности, для одной страны, при котором ни одно государство в Европе не должно иметь более одной трети от совокупного количества вооружений и техники всех участников.

Составной частью ограничений являются региональные подуровни: для района Центральной Европы, расширенной Центральной Европы, тылового и фланговых районов. Смысл этих региональных ограничений в том, чтобы укрепить режим Договора, сделав невозможной концентрацию войск и вооружений в отдельных географических районах.

Достижение конечных уровней, то есть сокращение вооружений, обеспечивалось главным образом ликвидацией техники, переоборудованием части ее для невоенных целей и переклассификацией отдельных видов вооружений в другие, не подпадающие под ограничения. Хотелось бы подчеркнуть, что основное бремя сокращений в силу накопленных запасов оружия легло на бывший СССР - более 20 тыс. из примерно 70 тыс. ед., которые уничтожались по определенным процедурам.

Самым ярким примером прорыва, осуществленного в области укрепления европейской безопасности, без преувеличения является разветвленная система обмена военной информацией и уведомлений в сочетании с всеобъемлющей системой контроля. Запущенный с момента подписания Договора механизм обмена информацией уже сейчас оказывает большое стабилизирующее воздействие на обстановку в Европе, обеспечивая транспарентность и предсказуемость усилий государств-участников в военной области.

Подписанием ДОВСЕ были созданы условия для резкого снижения наступательных потенциалов одновременно всех государств-участников до уровня, лишающего эти государства возможности вести крупномасштабные операции в Европе. Тем самым Договор явился фактором обеспечения безопасности и стабильности в Европе (многие эксперты стали его называть "краеугольным камнем европейской безопасности").

Одновременно в Париже был принят Венский документ 1990 г. по мерам доверия и безопасности и подписана "Хартия для новой Европы".

В целом подписанные в Париже документы вошли в историю как крупные разоруженческие проекты, осуществленные на практике в самом милитаризованном регионе планеты.

Однако, несмотря на стратегическое значение ДОВСЕ, его базовые цели - преодолеть последствия раздела континента и заложить основы новой неделимой системы европейской безопасности - оказались невыполненными, прежде всего в связи с реализацией разработанных в Брюсселе планов расширения НАТО на Восток.

Таким образом, исторический шанс создать в Европе на рубеже 80-х - 90-х годов условия для долговременного мира и стабильности был упущен. К сожалению, натовские стратеги не удержались от соблазна реанимировать блоковый принцип стабильности с опорой на коллективную оборону. Кстати, до сих пор со стороны НАТО нет вразумительного ответа на вопрос: "От кого собирается обороняться военно-политический блок с мощнейшей военной машиной, которая продолжает наращивать свои силовые возможности на основе новейших технологий?"

Уже до окончания последней фазы сокращения обычных вооружений по ДОВСЕ (1994-1995 гг.) стало ясно, что военно-политические амбиции стран НАТО, прежде всего США, могут разрушить европейскую систему контроля над вооружениями со всеми вытекающими последствиями.

В этот период действия основных натовских стран стали открыто демонстрировать взятый ими курс на изменение в свою пользу военного баланса и силовое доминирование в Европе за счет безопасности других государств, особо не задумываясь при этом об адекватном учете интересов России в области безопасности.

Для достижения своих целей наши "уважаемые партнеры" все чаще стали брать на вооружение далеко не джентльменские и, если говорить откровенно, запрещенные для честных переговоров способы достижения своих целей, оказывая нажим на Россию на самом высоком политическом уровне.

Ситуация обострялась нарастающей дестабилизацией обстановки на Северном Кавказе, где жесткие фланговые ограничения не позволяли России развернуть достаточные для эффективной борьбы с терроризмом группировки российских войск.

В этих сложных условиях защита интересов России в области военной безопасности потребовала значительно скорректировать построение наших приоритетов в области евробезопасности и контроля над обычными вооруженными силами в Европе.

Нами был взят курс на создание "запаса безопасности" для России в условиях расширяющегося НАТО. В 1996 г. стало ясно, что добиться этого можно за счет достижения таких договоренностей с натовцами, механизмы которых, с одной стороны, сдерживали бы военный потенциал НАТО, с другой - позволяли бы разжать "тиски" обременительных фланговых ограничений, предоставив возможность пресечь широкомасштабную террористическую деятельность на территории СКВО.

Особенность политической ситуации заключалась в том, что переговорная линия России должна была строиться таким образом, чтобы исключить даже малейшую конфронтацию с западниками по проблемам военной безопасности. Такова была реальность, и ее нельзя было не учитывать при формировании позиции России на различных переговорах. Специалисты в этой области знают, как трудно сделать переговорную позицию твердой и одновременно достаточно конструктивной.

В значительной степени многие перечисленные проблемы удалось снять за счет разработки и подписания Основополагающего акта Россия-НАТО, Венского документа 1999 г., однако первоочередная роль в этом принадлежит модернизированному ДОВСЕ.

"Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора" был подписан 27 мая 1997 г. в Париже Президентом Российской Федерации с одной стороны и главами государств и правительств 16 стран-участниц НАТО с другой.

При подготовке Основополагающего акта Россия-НАТО, как и ожидалось, главной проблемой стал военный раздел соглашения. По таким вопросам, как принципы, механизмы в области консультаций и сотрудничества, удалось договориться довольно быстро с учетом интересов обеих сторон. А вот по военным вопросам натовцы делали все возможное для того, чтобы максимально ослабить и выхолостить документ.

Тем не менее в целом удалось вывести натовцев на обязательства по необходимому для нас военному минимуму: альянс отказался от размещения ядерного оружия и дополнительного развертывания сил общего назначения на территории новых членов, а также взял обязательство не создавать дополнительную военную инфраструктуру.

Подписанный российско-натовский документ в итоге получился не политической декларацией о намерениях, а соглашением, в котором зафиксированы конкретные материальные гарантии безопасности для российской стороны, однако в целом он не решил всех проблем.

Наглядной иллюстрацией разницы в подходах НАТО и России к формированию новой единой системы безопасности в Европе стали открывшиеся в 1996 г. и продолжавшиеся долгих четыре года переговоры по модернизации ДОВСЕ и Венского документа 1994 г.

Достаточно сказать, что изначальные переговорные позиции сторон были диаметрально противоположны. На столе переговоров оказались две, по сути, взаимоисключающие концепции ДОВСЕ и ВД-94.

Россия строила свою переговорную концепцию, преследуя вполне обоснованную и оправданную в сложившейся ситуации цель - минимизировать ущерб для военной безопасности России от расширения НАТО на Восток и существенно ослабить бремя фланговых ограничений для развертывания дополнительных сил на Северном Кавказе.

Натовские цели были диаметрально противоположны нашим - обеспечить возможность маневра крупными многонациональными силами (уже с учетом стран-новобранцев альянса) и держать Россию в рамках жесткого флангового режима, на чем особенно упорно настаивали турки и американцы.

Кстати сказать, против увеличения военных возможностей России на флангах были практически все участники переговоров, за исключением наших военных союзников - Белоруссии и Армении. Понятно, что такая политическая тенденция отнюдь не помогала продвигать российские позиции в ходе многосторонних (30 государств-участников) переговоров.

Буквально с боем давался каждый переговорный рубеж. Понижение суммарных потолков вооружений теперь уже 19 стран НАТО (они сократились в общей сложности почти на 13 тыс. ед. обычных вооружений), введение более жесткой национально-территориальной системы ограничений, создание сдерживающих механизмов на "переливы" вооружений между натовскими странами, транзит и переброски потенциально опасных для России группировок войск - все это результат кропотливой работы российской делегации.

Кроме того, натовцы не сразу, но все-таки вынуждены были согласиться сделать Договор открытым для выступления других европейских стран, а также признать применение политических механизмов в кризисных (чрезвычайных) ситуациях.

Многолетняя напряженная переговорная работа завершилась подписанием главами государств-участников Договора на саммите ОБСЕ в Стамбуле Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе - модернизированного Договора об ОВСЕ.

Новые элементы Договора в полной мере отвечают интересам России и соответствуют нашей общей стратегии на повышение роли России в европейских делах.

Вместе с этим необходимо признать, что сделать модернизированный ДОВСЕ всеобъемлющим документом, который решал бы все проблемы, не удалось.

Для правильного определения главных ориентиров на обозримое будущее весьма важно объективно и беспристрастно оценить и то, чего достичь в ходе переговоров не удалось. Такие оценки сводятся к следующему.

Во-первых, несмотря на предпринятые на различных уровнях усилия, не удалось поставить эффективные и действенные барьеры на пути расширения НАТО. Основополагающий акт и обновленный ДОВСЕ - это лишь определенный набор компенсационных мер в военной области, на которые нам удалось вывести натовцев в ходе переговоров.

Во-вторых, в рамках ДОВСЕ не удалось "зажать" территориальными потолками натовский авиационный компонент - боевые самолеты и вертолеты, ударные группировки которых сегодня способны самостоятельно решать исход практически любой военной операции.

В-третьих, не удалось добиться полной отмены фланговых ограничений.

Остались нереализованными и некоторые другие переговорные позиции.

Чем можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию вокруг модернизированного ДОВСЕ?

Во-первых, в сложившихся военно-политических условиях для нас важно не допустить срыва вступления в силу модернизированного ДОВСЕ и создать условия для его своевременной ратификации Российской Федерацией, так как он в целом не ослабляет обороноспособности России, укрепляет безопасность страны договорно-правовыми, невоенными методами.

При этом следует учитывать, что "минимально необходимые" условия для введения в действие Договора, сформулированные НАТО, остаются неизменными - только после того, как Россия впишется в адаптированные фланговые лимиты.

Во-вторых, ряд стран НАТО не прочь увязать начало ратификации и с выполнением принятых Россией обязательств по выводу вооружений из Молдавии и их сокращению в Грузии. Хотя на сегодня в официальной натовской позиции такой увязки нет, очевидно, что возможные сбои при выполнении этих обязательств могут привести к ужесточению линии альянса.

И наконец, натовцы не меньше нас заинтересованы в запуске адаптированного договорного механизма. Это открывает им возможность для начала переговоров о вступлении в ДОВСЕ стран-соискателей на вторую очередь натовского расширения (прежде всего - балканские и прибалтийские страны). Не замечать этого нельзя.

Вместе с этим нельзя забывать, что обновленный Договор дает эффективные рычаги воздействия на военные аспекты этого процесса. Дело в том, что уровни вооружений для новых членов ДОВСЕ, параметры развертываний иностранных сил на их территориях, возможности по "переливу" вооружений между старыми и новыми участниками Договора будут определяться консенсусом при обязательном участии России.

"Скорейшее вступление в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ, - говорится в заявлении В.В. Путина по случаю 10-летия Договора, - укрепит жизнеспособность Договора, сделает его действенным инструментом обеспечения безопасности континента в XXI веке. Нет причин затягивать процесс ратификации адаптированного ДОВСЕ. Это наша твердая позиция. Завершаем подготовку для внесения этого документа на ратификацию в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации".

В связи с этим одной из важнейших задач сегодня является организация предметной работы по подготовке Соглашения об адаптации ДОВСЕ к вступлению в силу.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что даже в преддверии вступления в силу адаптированного Договора особого и более тщательного анализа требует работа по противодействию реализации новой стратегической концепции НАТО. Альянс не скрывает своего стремления к военно-силовому доминированию не только в Европе, но и за ее пределами, располагает военным потенциалом для ведения современных военных операций любого масштаба с применением суперсовременных ударных видов вооружений. Такой термин, как "неделимость безопасности", отбрасывается ими, что называется, с "порога".

Понятно, что говорить наравне с нами они будут только при условии, если Россия будет иметь сопоставимый оборонный потенциал и возможности для отражения агрессии. Для создания таких условий, на наш взгляд, кроме общих усилий в более широком контексте, необходимо настойчиво продолжать работать над созданием новых механизмов контроля над вооружениями и весомых в военном отношении мер доверия и безопасности в Европе.

В комплексе с другими мерами политического, экономического и военного характера они могут стать серьезным препятствием на пути реализации планов перерастания эпохи противостояния двух систем в "эру силового доминирования США и НАТО". Именно в этом сегодня видится комплексная угроза безопасности России, и этот процесс важно сдержать всеми имеющимися у нас сегодня средствами и способами. Контроль над вооружениями - одно из важных таких средств.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 лет назад - 13 июля 2007 г. - президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом Договоре, проблемах его адаптации, ратификации и выполнения.

Базовый ДОВСЕ

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 г. 16 государствами НАТО и шестью странами Организации Варшавского Договора (ОВД). Целью документа было установление безопасного военного баланса в Европе за счет сокращения вооружений обычных вооруженных сил. Для каждого блока были установлены максимальные уровни вооружений и техники: 20 тыс. танков, 30 тыс. боевых бронированных машин, 20 тыс. артиллерийских систем, 6,8 тыс. боевых самолетов и 2 тыс. ударных вертолетов.

Вооружение и техника сверх этих уровней подлежали сокращению в течение 40 месяцев. Кроме того, вводились ограничения в так называемых фланговых зонах (для ОВД - Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР; для НАТО - Греция, Исландия, Норвегия и Турция). На флангах каждой стороне разрешалось иметь не более 4,7 тыс. танков, 5,9 тыс. бронемашин и 6 тыс. артиллерийских систем. Для контроля за соблюдением договора вводилась система взаимных инспекций.

После распада СССР, роспуска ОВД, разделения Чехословакии и объединения Германии участниками ДОВСЕ стали 30 государств. Квота СССР была разделена между новыми независимыми государствами. Соглашение об этом 15 мая 1992 г. в Ташкенте подписали Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина и Грузия (Латвия, Литва и Эстония остались вне договора). Россия обязалась иметь не более 6,4 тыс. танков, 11 тыс. 480 бронемашин, 6 тыс. 415 артсистем, 3 тыс. 450 самолетов и 890 вертолетов.
9 ноября 1992 г. ДОВСЕ вступил в силу. Выход на установленные уровни в основном был завершен в 1995 г.

К этому моменту у России возникли трудности с реализацией положений документа, касающихся фланговой зоны, в частности Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов. В этих округах допустимые лимиты были превышены, в том числе из-за боевых действий в Чечне. Поправкой к ДОВСЕ от 31 мая 1996 г. границы фланговых зон были пересмотрены: из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, а также восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края. Тогда же сроки выполнения Россией обязательств по ДОВСЕ были отодвинуты на конец мая 1999 г.

Всего в рамках ДОВСЕ было ликвидировано 59 тыс. единиц вооружений, и проведено около 60 тыс. инспекций.

Адаптированный ДОВСЕ

К концу 1990-х гг., когда часть бывших членов Организации Варшавского договора вступила в НАТО, существующие лимиты боевой техники для блоков потеряли смысл. В связи с этим участники ДОВСЕ приняли решение об обновлении договоренностей. В итоге 19 ноября 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Этот документ предусматривал переход от блоковых ограничений к национальным и территориальным, в том числе был введен лимит на размещение на территории суверенных государств боевой техники других стран. Национальная квота для России несколько сократилась и составила 6 тыс. 350 танков, 11 тыс. 280 бронемашин, 6 тыс. 315 артсистем, 3 тыс. 416 самолетов и 855 вертолетов. Фланговые лимиты - 1,3 тыс. танков, 2 тыс. 140 бронемашин и 1 тыс. 680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составила 19 тыс. 96 танков, 31 тыс. 787 бронемашин, 19 тыс. 529 артиллерийских систем, 7 тыс. 273 самолетов, 2 тыс. 282 вертолетов.

Заключительный акт переговоров по адаптации договора

Одновременно с Соглашением об адаптации ДОВСЕ 19 ноября 1999 г. в Стамбуле был принят Заключительный акт переговоров по адаптации договора, в котором были зафиксированы политические обязательства государств. Так, страны НАТО обязались не размещать на территории новых членов на постоянной основе существенные боевые силы, включая авиацию; были понижены территориальные уровни вооружений для Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.

Россия взяла обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков вооружений из Грузии и всех вооружений из Молдавии. Все эти обязательства имели политический характер и не подлежали ратификации, но они являлись частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.

Кризис ДОВСЕ

Адаптированный ДОВСЕ должны были ратифицировать все участники базового договора. Однако процесс ратификации завершили лишь четыре страны - Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия.

Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, ранее входившие в ОВД, не оформили свой переход из "восточной" в "западную" группу стран, в связи с чем возникли серьезные диспропорции в пользу Североатлантического альянса. Вступление в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, вообще не являющихся участниками ДОВСЕ, также создавало дисбаланс обычных вооружений. В 2007 г. 22 страны Североатлантического альянса, участвующие в ДОВСЕ, имели 22 тыс. 424 танков, 36 тыс. 570 бронемашин, 23 тыс. 137 артсистем, 8 тыс. 38 самолетов и 2 тыс. 509 вертолетов, что превышало пороговые уровни, изначально установленные договором для НАТО в 1990 г.

12-15 июня 2007 г. в Вене состоялась чрезвычайная конференция стран-участниц ДОВСЕ. Она была созвана по просьбе России в связи с предложением президента РФ Владимира Путина объявить мораторий на исполнение договора. Российская делегация внесла на рассмотрение участников конференции пакет предложений по восстановлению обязательств по ДОВСЕ. Среди них - присоединение к договору стран Прибалтики, а также сокращение общего уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения блока. Однако согласовать итоговый документ не удалось.

Мораторий на исполнение Россией

13 июля 2007 г. Путин подписал указ о приостановлении Россией действия договора 1990 г. и связанных с ним документов. В справке к президентскому указу от 13 июля 2007 г. пояснялось, что причинами этого шага стали уклонение бывших участников ОВД от переоформления их вооружений в западный блок, прямое превышение блоком НАТО установленных лимитов, развертывание на территории Болгарии и Румынии военных баз США, невыполнение странами НАТО обязательств по ратификации адаптированного ДОВСЕ, образование в Европе "серых зон", возникших в связи со вступлением в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, не являющихся участниками ДОВСЕ и др.

Действие документа приостанавливалось "до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ". Госдума одобрила указ президента 7 ноября, Совет Федерации - 16 ноября. Мораторий был введен в ночь на 12 декабря 2007 г., через 150 дней с даты получения его депозитарием (Нидерланды). Тогда же Россия прекратила предоставление партнерам по договору информации о перемещении войск, вооружений и техники, приостановила прием и проведение инспекций, а 11 марта 2015 г. - участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.

Хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 69/47 от 2 декабря 2014 г. ДОВСЕ оценивается как "краеугольный камень европейской безопасности", Россия считает, что договор безнадежно устарел и давно не отражает изменившегося положения вещей. Глава МИД Сергей Лавров в ноябре 2014 г. заявил: "Мы приостановили выполнение, но он (ДОВСЕ - прим. ТАСС-ДОСЬЕ) для нас мертв, и возвращения к нему не будет. Никто из членов НАТО не исполняет этот договор, и нам не хочется выглядеть, как будто мы участвуем в театре абсурда".

В заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). Об этом говорится в заявлении руководителя российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антона Мазура.

АиФ.ru рассказывает о том, что такое ДОВСЕ и что подразумевает этот документ.

Что представляет собой ДОВСЕ?

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) — договор об ограничениях на размер обычных вооружённых сил НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД) в Европе. Документ устанавливал равновесие обычных вооружённых сил (ВС) государств-участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя таким образом созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Когда и кем был подписан ДОВСЕ?

ДОВСЕ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже шестнадцатью государствами-участниками НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шестью государствами-участниками ОВД (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия). Документ вступил в силу 9 ноября 1992 года.

Какие ограничения для НАТО и ОВД подразумевал ДОВСЕ?

Согласно ДОВСЕ, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

  • 40 000 боевых танков;
  • 60 000 боевых бронированных машин;
  • 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
  • 13 600 боевых самолётов;
  • 4000 ударных вертолётов.

Ограничению подвергались также :

  • танковые мостоукладчики;
  • боевые машины пехоты (БМП);
  • броневые транспортёры (БТР);
  • учебно-тренировочные самолёты;
  • вертолёты боевого обеспечения;
  • невооружённые транспортные вертолёты;
  • вертолёты Ми-24К и Ми-24Р.

Квоты ДОВСЕ :

НАТО :

Бельгия — 334 танка, 1099 ББМ, 320 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 232 боевых самолёта, 46 ударных вертолётов.

Великобритания — 1015 танков, 3176 ББМ, 636 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 384 ударных вертолёта.

Германия — 4166 танков, 3446 ББМ, 2705 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 900 боевых самолётов, 306 ударных вертолётов.

Голландия — 743 танка, 1080 ББМ, 607 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 230 боевых самолётов, 69 ударных вертолётов.

Греция — 1735 танков, 2534 ББМ, 1878 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.

Дания — 353 танка, 336 ББМ, 553 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 106 боевых самолётов, 18 ударных вертолётов.

Испания — 794 танка, 2047 ББМ, 1310 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 310 боевых самолётов, 80 ударных вертолётов.

Италия — 1348 танков, 3339 ББМ, 1955 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 650 боевых самолётов, 142 ударных вертолёта.

Канада — 77 танков, 263 ББМ, 32 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 90 боевых самолётов, 13 ударных вертолётов.

Норвегия — 170 танков, 275 ББМ, 527 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 100 боевых самолётов, 24 ударных вертолёта.

Португалия — 300 танков, 430 ББМ, 450 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 160 боевых самолётов, 26 ударных вертолётов.

США — 4006 танков, 5372 ББМ, 2492 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 784 боевых самолёта, 518 ударных вертолётов.

Турция — 2795 танков, 3120 ББМ, 3523 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 750 боевых самолётов, 103 ударных вертолёта.

Франция — 1306 танков, 3820 ББМ, 1292 артиллерийские системы калибра 100 мм и более, 800 боевых самолётов, 352 ударных вертолёта.

Квоты Исландии и Люксембурга по всем классам техники были нулевыми.

Варшавский договор :

Болгария — 1475 танков, 2000 ББМ, 1750 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 235 боевых самолётов, 67 ударных вертолётов.

Венгрия — 835 танков, 1700 ББМ, 840 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 180 боевых самолётов, 108 ударных вертолётов.

Польша — 1730 танков, 2150 ББМ, 1610 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 460 боевых самолётов, 130 ударных вертолётов.

Румыния — 1375 танков, 2100 ББМ, 1475 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 430 боевых самолётов, 120 ударных вертолётов.

СССР — 13 150 танков, 20 000 ББМ, 13 175 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 5150 боевых самолётов, 1500 ударных вертолётов.

Чехословакия — 1435 танков, 2050 ББМ, 1150 артиллерийских систем калибра 100 мм и более, 345 боевых самолётов, 175 ударных вертолётов.

Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе было принято множество документов технического характера и четыре международных договора:

  • Будапештское соглашение,
  • Ташкентское соглашение,
  • Фланговый документ,
  • Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Участие России в ДОВСЕ

26 апреля 2007 года Президент РФ Владимир Путин в своём обращении к Федеральному Собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше. Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке.

28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ — Нидерландам — с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств-участников ДОВСЕ, которая состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене. На переговорах российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Однако западные государства-участники ДОВСЕ не поддержали инициативы РФ. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

Выход России из ДОВСЕ

13 июля 2007 года Владимир Путин подписал указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружённых силах в Европе и связанных с ним международных договоров». В сопровождающей указ справке указывалось, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, были отнесены:

  • Превышение государствами-участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса.
  • Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации.
  • Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и в результате появление на северо-западной границе России территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран.
  • Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

С 11 марта 2015 года Россия полностью приостановила своё участие в ДОВСЕ. Говоря о причинах, которые побудили Москву окончательно приостановить действие соглашения, руководитель российской делегации на переговорах по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антон Мазур назвал расширение НАТО в обход основному положению ДОВСЕ.