Тест прогрессивные матрицы дж равена. Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена). Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

БЛАНК

ФИО _________________________

Номер задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень - более 95% - высокий интеллект;
2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;
3 степень - 25-74% - интеллект средний;
4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;
5 степень - ниже 5% - дефект.

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Серия A 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2
Серия B 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8
Серия C 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2
Серия D 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6
Серия E 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

Таблица пересчета баллов

Нормальная композиция очков

Ожидаемое число очков по каждой серии Серия Сумма очков
10 15 20 25 30 35 40 45 50 55
A 6 8 9 10 10 10 10 11 11 12
B 2 4 6 7 8 8 9 10 11 11
C 1 2 3 4 6 7 8 10 10 11
D 1 1 2 3 4 7 9 9 10 11
E 0 0 0 1 2 3 4 5 7 10

Стимульный материал

Методика Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Цветной вариант матриц предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет. Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена состоят из 36 заданий, разделенных на три серии А, АВ, В по 12 заданий. Три серии организованы так, что позволяют оценить главные когнитивные процессы, которые обычно уже сформировались у детей данного возраста (Дж. Равен, 1996). Эти серии спроектированы для оценки хода умственного развития вплоть до той стадии, когда человек начинает настолько успешно рассуждать по аналогии, что способен принять этот способ мышления для вывода логических умозаключений. Эта решающая стадия в процессе интеллектуального созревания страдает одной из первой при органических поражениях ЦНС.

Исследования показали, что дети старше шести лет, лица с незначительными нарушениями интеллекта и большая часть лиц с физическими недостатками одинаково хорошо понимают предлагаемые задания. Дж. Равен считал, что «серии А, АВ и В позволяют ясно дифференцировать различные степени врожденной и приобретенной умственной отсталости», тем не менее «тест ни в каком смысле не является измерителем общего снижения интеллекта. Он четко показывает, обладает или нет обследуемый способностью к сравнению и умозаключению по аналогии, а если нет, то до какой степени по сравнению с другими людьми он способен организовывать пространственные образы в систематические связанные целостности» (Дж. Равен, 1996, с. 10).

Цветные Прогрессивные Матрицы (ЦПМ) или тест Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей из специфической культурно-языковой популяции.

В процессе выполнения заданий проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов испытуемых можно судить об уровне развития у них наглядных форм мышления.

Сначала у детей появляется способность различать одинаковые и разные фигуры, похожие и непохожие друг на друга; затем появляется способность оценивать ориентацию фигуры в пространстве по отношению к себе и другим; дети могут сравнивать аналогичные изменения в фигурах; затем появляется способность расчленять целое на составные элементы, устанавливать закономерности изменений и, наконец, дети достигают возможности воспроизводить две и более фигуры как образующие одно целое, организованное единство. В процессе выполнения задания, возможно, оценить уровень внимания, восприятия и мышления ребенка, что важно в оценке уровня интеллектуального развития.

IV уровень - 28 и более баллов (80-100% верных решений);

III уровень - 27,9-23 балла (79,9-65% верных решений);

II уровень - 22,9-17 баллов (64,9-50% верных решений);

I уровень - 16,9 и менее баллов (менее 49,9% верных решений)

(данные по Т.А. Власовой, Т.В. Розановой).

В нашей стране Цветные Прогрессивные Матрицы были апробированы в дифференциальной диагностике различных форм дизонтогенеза (Марцинковская Т.Д., 1997; Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф., 1990; Розанова Т.В., 1991), ряд матриц включен в атлас для психологического обследования детей С.Д. Забрамной. В настоящее время ЦПМ используются в адаптации Т.В. Розановой (1991). Методика позволяет исследовать невербальное мышление. Из 36 заданий - 27 предназначены для выявления сформированности операций дополнения до целого (задания на тождество) с учетом принципа центральной и осевой симметрии, а 8 заданий раскрывают особенности мыслительных операций по установлению аналогий. Анализ результатов проводился по процедуре и способу оценки, разработанными Т.В. Розановой.

Инструкция сообщается испытуемому доступными для него средствами и должна содержать указания на наличие «пробела» в «коврике» и необходимость его заполнения подходящим вкладышем из шести предложенных вариантов.

Работа начинается с задания А 1.

Инструкция: «Посмотри сюда (показываем картинку). Здесь в рамке рисунок коврика, у которого недостает одной части. Ее отсюда вырезали. Каждый из этих кусочков (показываем все по очереди) имеют одинаковый вид, по которому они подходят для пустого промежутка, но только один из них правильный полностью. Посмотри: № 1 - форма правильная, но образец неверный, № 2 - вообще нет образца, № 6 - почти верный, но тоже плохой (показываем на белое место) и т.д. Только один из них верен. Покажи тот кусочек, который полностью подходит». После нахождения правильного ответа ребенку предлагается следующее задание. В случаях неудач Равен, рекомендует применять «задвижную» форму теста. По мнению автора, нет необходимости приводить инструкцию полностью к каждому заданию.

Оценка результатов проводится следующим образом: за каждый правильный ответ с первой попытки испытуемый получает 1 балл, со второй - 0,5 балла, с третьей - 0,25 балла. Суммарное количество баллов, полученных при решении 35 заданий, является основным показателем психического развития, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста (см. Таблица А.).

Таблица А. Процентные стандарты для детей в возрасте 5,6-11 лет

Проценты

Хронологический возраст по годам

Анализ распределения индивидуальных данных позволил выделить четыре уровня успешности решения матричных задач:

IV уровень успешности - 28 и более баллов (80 - 100 % верных решений);

III уровень - 27,9 - 23 балла (79,9 - 65 %);

II уровень - 22,9 - 17 баллов (64,9 - 50 %);

I уровень - 16,9 и менее баллов (менее 49,9 %)

(Власова Т.А., Лубовская Н.Л., 1984).

Процентная шкала по тесту Равена представляет собой коэффициент интеллекта IQ (intelligence quotient). Существуют критерии оценки IQ, предложенные ВОЗ, согласно которым коэффициент равный и ниже 70 стандартных баллов расценивается как показатель умственной отсталости, 71 - 85 баллов - показатель пограничной умственной отсталости, 86-99 баллов - низкой нормы, 100 - 115 - средней нормы.

В нашем исследовании процентные шкалы не являются показателями коэффициента интеллекта ребенка, а представляют собой процентные стандарты, предложенные Т.В. Розановой (1978) и Л.И. Переслени (1989).

Для нормально развивающихся учащихся 1-2 классов в 90 % случаев отмечается четвертый и третий уровни успешности. Второй и особенно первый уровень успешности решения матричных задач встречается у детей с отклонениями в развитии. Суммарное количество баллов, равное 13 и менее, было обнаружено лишь у детей с умственной отсталостью (Розанова Т.В., 1978, Переслени Л.И., 1989).

Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена

(отдельные иллюстрации матриц из серии А, Ав, В)

Серия А


Серия АВ

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) предназначены для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Матрицы Равена могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Поскольку известны три варианта матриц Равена, то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых.

Возрастные границы применимости Прогрессивных матриц Равена

Варианты теста Равена

Контингент испытуемых

Цветные прогрессивные матрицы

    4,5 - 9 лет;

    испытуемые с аномальным развитием;

    реабилитационные исследования лиц старше 65 лет

Стандартные прогрессивные матрицы

    дети от 8 до 14 лет;

    взрослые от 20 до 65 лет

Продвинутые прогрессивные матрицы

    испытуемые с интеллектуальными способностями выше среднего

История создания методики

Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" - задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы. Разрабатывая тесты, которые были бы полезным инструментом для идентификации генетических и средовых причин интеллектуальных отклонений, Дж. Равен сознательно ставил перед собой задачу создания таких тестов, которые были бы теоретически обоснованы, однозначно интерпретируемы, просты для проведения и обработки, пригодны как для лабораторных, так и для полевых экспериментов, а также удобны для массовых обследований, проводимых на дому, в школах, на производстве и сопряженных с временными ограничениями.

Теоретические (методологические) основы

Тест "Прогрессивные матрицы Равена" относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой "теорией неогенеза" Ч. Спирмена.

Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа,Выготского-Сахарова. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей ментального возраста(1-4 класс массовой школы). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Цветные прогрессивные матрицы

Структура теста

Цветной вариант Прогрессивных матриц Равена (для детей и пожилых) состоит из трех серий (А; Ab; В), различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами. Таким образом, для работы испытуемому предлагается 36 заданий.

Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать (назвать) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Цветные прогрессивные матрицы используются для детей в возрасте от 4,5 до 8 лет (независимо от их интеллектуальных особенностей), лиц пожилого возраста и людей с нарушениями интеллектуального развития.

Поскольку цветные матрицы предназначены для работы с детьми и пожилыми людьми, то для поддержания устойчивого интереса испытуемого (особенно ребенка) в течение всей процедуры обследования и во избежание отрицательного влияния усталости, каждое задание должно быть очень четко оформлено и аккуратно представлено, чтобы на него было приятно смотреть.

Процедура проведения

В России была модифицирована процедура предъявления Цветных матриц по сравнению со Стандартными, и, соответственно, разработана иная система дифференцированной оценки выполнения заданий. Поэтому далее рассматриваются две системы предъявления и оценки результативности выполнения тестовых заданий, описываемые Н.Семаго и М.Семаго.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов целесообразно использовать для разграничения различных форм умственной отсталости, определения уровня актуального развития, выявления особенностей формирования познавательной деятельности ребенка, что, по сути, повышает дифференциально-диагностическую ценность методики.

Модификация основана на учёте умения ребёнка использовать различные виды помощи (уточнение, стимулирующая помощь, организующая помощь, обучающая помощь) для решения интеллектуальных задач.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов (Т.В.Розановой для выявления уровня развития познавательной сферы, а также вариант Т.В.Егоровой, апробированный на детях с задержкой психического развития) используется только для цветных прогрессивных матриц.

Опыт применения модифицированного варианта проведения и регистрации результатов по отношению к детям дошкольного возраста показал, что с одной стороны, акцентирование внимания ребёнка на ошибочности его решения ведёт к снижению позитивного настроя ребёнка на процесс обследования, а с другой стороны позволяет развивать рефлексивные процессы. Поэтому, модифицированный вариант не рекомендуется использовать в работе с детьми, отличающимися повышенной тревожностью, низким уровнем самооценки и притязаний, сниженной мотивацией достижения успеха.

Независимо от выбранного варианта проведения методики, результаты, ответы испытуемого желательно протоколировать в специальном бланке.

Использование Цветных матриц Равена предполагает только индивидуальную работу с испытуемыми. В отличие от Стандартных чёрно-белых матриц, работа испытуемого с Цветными матрицами не ограничивается определённым временем. В отдельных случаях можно прекратить выполнение испытуемым теста, если ошибочно выполняются 5 следующих друг за другом заданий.

Стандартный вариант

Время выполнения каждой матрицы в отдельности и всех матриц в целом не регистрируется.

Необходимо привлечь внимание ребенка к первой матрице (А1) и, указав на верхнюю часть фигуры, обратить внимание на то, что из нее «вырезан» кусочек.

Инструкция 1А

«Посмотри (указывается верхняя фигура), видишь, из этой картинки вырезан кусочек».

Для детей дошкольного возраста или, по мнению психолога, с интеллектуальной недостаточностью и трудностями понимания инструкции, объяснение способа дальнейшей работы может иметь более выраженный, «наглядный характер».

Например, можно сказать: «Коврик с дыркой», «Узор, который разрезали» и т. п.

Затем следует показать, что вырезанные кусочки находятся внизу, что все они имеют подходящую форму, но только один из них «по-настоящему» подходит (фрагменты, приведенные внизу матрицы, показываются по очереди в следующей последовательности: 1, 2, 3, 6). При этом диагност объясняет, почему эти фрагменты не подходят «по-настоящему».

Инструкция 1Б

«Необходимо подобрать такой кусочек из этих (рукой проводится вдоль всех фрагментов, находящихся внизу матрицы), который подходит к рисунку. Только один из кусочков правильный, подходящий. Покажи, какой».

Для детей более старшего возраста слово «кусочек» можно заменить словом «фрагмент» или «элемент рисунка».

Если ребенок показывает на неправильный фрагмент, то объяснение продолжается до тех пор, пока суть выполнения задания не будет понята ребенком. Таким образом, на матрице A 1 происходит обучение. Часто такого обучения не требуется, а бывает достаточно лишь спросить ребенка, какой кусочек (фрагмент) будет единственно подходящим.

Далее ребенку показывается следующая матрица (А 2) и просят найти подходящий кусочек. В случае неправильного ответа возвращаются к обучению на матрице Аь При работе с матрицей А 2 диагност лишь кратко повторяет задание: «Найди подходящий кусочек», показывая на пустое место в верхней части матрицы. Если и при этом матрица А 2 выполняется неверно, то ребенку, не давая отрицательной оценки, предлагается выполнить матрицы А 3 , А 4 , А 5 . Если ребенок не в состоянии сделать первые пять заданий серии А, результаты признаются недостоверными и работа прекращается, даже если очевидно, что причиной невыполнения является выраженная негативная реакция. В случае успешного выполнения предлагаемых заданий работа продолжается, но ребенку не сообщают о тех ошибках, которые он сделал.

По завершении серии А дается следующая инструкция: «Здесь уже другой рисунок, но все равно нужно найти такой недостающий кусочек (часть), чтобы правильно завершить картинку (рукой обводятся все фрагменты, находящиеся внизу матрицы). Какой из них подходит?»

При работе с остальными заданиями серий АЬ и В диагност не повторяет каждый раз инструкции, но может стимулировать ребенка одобрением его работы.

Модифицированный вариант

Ребенку указывается доступными для него коммуникативными средствами на отсутствие кусочка в «коврике», изображенном в верхней части каждой матрицы, и предлагается подыскать подходящий «кусочек» среди шести, расположенных в нижней части той же страницы тестовой тетради. В данной модификации также предполагается, что первое задание в серии А используется как обучающее.

Если ребенок совершает ошибку в задании А 1 , диагност рассматривает с ним возможные решения и выясняет, почему фрагмент 4 - правильный. Остальные 35 заданий применяются для тестирования, то есть без обучающей помощи. В случае ошибочного ответа на каждую из следующих матриц специалист даёт дополнительную инструкцию в виде стимулирующей помощи: «Нет, неправильно, подумай еще». То же самое говорится испытуемому, если и вторая попытка также оказалась неуспешной. Если и третья попытка не дает правильного решения, внимание ребенка может быть привлечено к наглядным условиям задачи (к фигурам, частям и их взаимному расположению, к направлению линий и т. п.), но развернутого обучения не проводится.

Обработка результатов

При анализе результативности выполнения ребенком Цветных прогрессивных матриц количественной оценке, безусловно, принадлежит ведущая роль.

Стандартный вариант

Стандартная процедура проведения исследования предполагает двоичную систему оценки. На регистрационном бланке отмечаются ответы ребенка в соответствии с номерами предъявляемых матриц. Соответствии ключами ответу ребенка (номеру выбранного им фрагмента) присваивается:

    1 балл, если номер ключа и ответа ребенка совпадают (правильный выбор фрагмента);

    0 баллов, если номер ключа и ответа ребенка не совпадают (неправильно выбранный фрагмент).

Вычисляется количество набранных баллов в каждой серии, а также общая сумма баллов по всем матрицам.

В общей оценке результативности выполнения матрица А 1 не учитывается или учитывается как правильно выполненная.

Модифицированный вариант

Оценка результативности выполнения модифицированного варианта осуществляется следующим образом:

    правильный ответ с первой попытки оценивается в 1 балл (заносится в графу «1 выбор»);

    со второй попытки - 0,5 балла (заносится в графу «2 выбор»);

    с третьей попытки - 0,25 балла (заносится в графу «3 выбор»);

    неправильный ответ после третьей попытки и дополнительного анализа оценивается в 0 баллов.

Суммарный результат для каждого выбора в каждой серии отмечается в соответствующей графе протокола. Итоговый результат успешности выполнения равен сумме баллов, полученных за решение заданий всех трех серий (без учета выполнения матрицы A 1), он заносится в соответствующую графу протокола.

Точно так же подсчитывается суммарное значение со второй и третьей попыток, которое отмечается в соответствующем разделе протокола. Суммируется и заносится в протокол количество решенных заданий (с трех попыток) матриц Ап, А ш АЬ п, В 8 -В 12 .

Показатель успешности (SR - success rate) решения матричных задач может быть выражен как в абсолютных, так и относительных единицах (в процентах).

где X - итоговая сумма баллов, полученных ребенком при решении заданий всех трех серий с первой -третьей попытки.

Суммарное количество баллов, полученных за решение 35 матриц, является основным показателем, отражающим уровень развития наглядно-образного (перцептивно-действенного) мышления.

Количество решенных аналогий (вне зависимости от количества попыток) (матрицы: А 11 , А 12 , АЬ 12 , В 8 -В 12) может учитываться при дифференциации детей с трудностями обучения, а также в ситуации отграничения парциальных форм несформированности познавательной деятельности и тотального недоразвития.

Отдельный подсчет суммы «дополнительных» баллов, полученных за решение проб со второй и третьей попыток, может рассматриваться как отражение особенностей произвольного внимания или характеристик импульсивности ребенка. Количество проб, решенных со второй и третьей попытки, может рассматриваться и как характеристика «зоны ближайшего развития» в ее классической интерпретации.

Ключ

задания

Серия А

Серия АЬ

Серия В

Интерпретация результатов

Основываясь на психологической интерпретации каждой серии заданий можно выявить те характеристики мышления, которые наиболее и наименее развиты у испытуемого.

Психологическая характеристика заданий теста по сериям

Серия А

Испытуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

    дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;

    идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

Серия АЬ

Представляет собой промежуточный вариант, также построенный по принципу прогрессивности. Только здесь степень сложности, а также количество заданий на определение дополнения до целостности объектов и учета изменяющихся признаков возрастают, по сравнению с заданиями серии А. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

Серия В

Помимо уже описанных типов заданий включает в себя задания по нахождению аналогии между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

Общий количественный показатель правильности выполнения матриц необходимо сравнить с имеющимися нормативными данными. Ниже представлены различные нормативы, с которыми могут сопоставляться индивидуальные результаты.

При исследовании детей 4,5-11 лет (исследования 1983-1997 годов) г.Москвы и Московской области с помощью Цветных прогрессивных матриц Равена были получены следующие данные.

Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (г.Москва и Московская обл.)

Возраст ребёнка

Среднее значение (баллы)

Разброс (в баллах)

4,5 - 5,5 лет

Использование Цветных матриц Равена в практике диагностической работы с детьми дошкольного возраста позволило рассчитать нормативные показатели для выборки детей г.Ижевска и Удмуртской республики (исследования 2007-2009г.).

Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (г.Ижевск и УР)

5 лет

6 лет

7 лет

Максимум

X (среднее)

Стандартное отклонение

Диапазон средних значений

N (выборка)

Можно отметить некоторый рост средних значений относительно более ранних исследований, а также незначительную разницу в нормативных показателях детей 6 и 7 лет. Вероятно, Цветные матрицы Равена обладают наибольшей диагностической ценностью именно до этого возраста.

Оценка результатов выполнения Цветных прогрессивных матриц при модифицированном предъявлении (по Т.В.Розановой) Анализ распределения индивидуальных данных для учащихся 1-2 классов позволил определить четыре уровня успешности решения матричных задач.

Уровни успешности решения заданий «Цветные матрицы Равена»

ля хорошо успевающих учеников 1-2 классов в 90% случаев отмечается III и IV уровни успешности. I и II уровень успешности решения матричных заданий встречаются у детей с отклонениями в развитии различного генеза. Сумма баллов, равная 13 и менее баллов, была отмечена только у детей с тотальным недоразвитием (умственной отсталостью).

По данным Л.И.Переслени, Т.В.Розановой, Дж.Равена нормативные показатели детей предшкольного возраста при оценке готовности к школьному обучению примерно совпадают с показателями детей первого года обучения. Вероятно, этот факт также свидетельствует в пользу применения для оценки невербальных способностей в младшем школьном возрасте уже не Цветных, а Чёрно-белых матриц Равена.

Нормативы выполнения Цветных матриц Равена детьми с нормальным и отклоняющимся развитием

Возраст

Кол-во баллов

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

Но не менее информативным, чем количественная оценка, а, порой, более важным для построения прогноза является качественный анализ самого процесса выполнения заданий. Такой анализ может быть осуществлен, разумеется, только в том случае, если задания выполняются под наблюдением диагноста во время индивидуальной работы с ребенком.

Направления качественного анализа выполнения

Проведение любой стандартизированной методики, в том числе прогрессивных матриц Дж. Равена, может дать достаточно информации, помимо стандартной оценки. То есть, даже просто наблюдая за тем, как ребенок выполняет этот тест, можно почерпнуть для себя крайне важные сведения о специфике различных характеристик деятельности ребенка, а также его индивидуально- психологических и эмоциональных особенностях.

Детские психологи в процессе наблюдения за поведением ребёнка в ходе диагностического обследования оценивают характеристики речи, экспрессивность, упорство и настойчивость в преодолении трудностей, отношение к разному типу диагностических задач, психодинамические характеристики деятельности ребёнка и т.п.

Рассмотрим основные качественные показатели выполнения Цветных прогрессивных матриц.

Качественные показатели

Оценка работоспособности

    Быстрота утомления

    Наступление пресыщения при работе с однотипным материалом

    Влияние на работоспособность ребёнка позитивной и негативной оценки

    Тип мотивации, обеспечивающий высокую работоспособность (учебная, игровая, соревновательная)

Характер деятельности

    Способность к целенаправленной деятельности

    Импульсивность в решениях

    Стратегия поиска (хаотическая, стратегия проб и ошибок)

    Способность к произвольной регуляции интеллектуальной деятельности

    Речевое опосредование различных этапов выполнения матричных заданий

Темп деятельности и его изменения

    Типичный темп работы

    Изменение темпа работы в зависимости от врабатываемости или утомления

    Изменение темпа работы в зависимости от сложности заданий

    Соотношение темпа работы и её продуктивности (правильности)

Обучаемость

    Этот показатель хорошо выявляется при модифицированной процедуре предъявления прогрессивных матриц, когда у ребенка имеется, по крайней мере, две дополни­тельные попытки выполнения заданий.

    В то же время можно организовать спе­циальную процедуру оценки степени обучаемости ребенка и возможности пе­реноса сформированного навыка на аналогичные задания. В ситуации, когда строгая количественная оценка не является для психолога определяющей в выполнении данной методики, а более важен качественный анализ деятельности ребенка, это удобно сделать на матрицах серии В (матрицах В 8 - В 12).

    При выполнении матрицы В 8 ребенку дается развернутое обучение с анализом рисунка матрицы и подробным разбором характера подбора недостающего фрагмента. Поскольку логика заданий В 9 - В 12 в целом аналогична заданию В 8 , можно оценить возможность переноса сформированного анализа на решение заданий В 9 - В 12 .

Эмоционально-личностные характеристики

    Заинтересованность в результате и успехе

    Попытки сравнения себя с другими детьми

    Отношение к своим достижениям (успеху и ошибкам)

    Уверенность в себе

    Отношение к заданию и эмоциональные реакции в начале и в конце выполнения матриц

Кроме указанных характеристик деятельности следует обратить внимание на наличие и характер, типичность ошибок, допускаемых ребёнком при выполнении тестовых заданий. Из всех 36 заданий 28 направлены на выявление сформированности операции дополнения до целого (определенное число заданий на установление тождества, выявление принципа центральной и осевой симметрии), а 8 заданий (А 11 , А 12 , АЬ 12 , В 8 -В 12) способствуют установлению сформированности мыслительных операций (установление отношений по принципу решения простых и сложных наглядных аналогий).

Ниже приведена классификация ошибок по тесту Цветных прогрессивных матриц Равена, предложенная Н.Семаго.

Поскольку в каждой серии имеются задания, различные по своей направленности, то и ошибки могут, соответственно, оцениваться в зависимости от того, какую когнитивную операцию необходимо осуществить ребенку для подбора недостающего фрагмента.

Ошибки при выполнении заданий можно классифицировать в соответствии с типом предлагаемого задания :

    Трудности подбора идентичного элемента по подобию . Этот тип ошибок является наиболее грубым и, как правило, характеризует невозможность осуществления ребенком данного типа задания в целом. Тем не менее даже при неудачном решении матриц А2 и А3 (при том что матрица А1 является обучающей) имеет смысл продолжить серию А до матриц А9 А10, чтобы быть уверенным в отрицательном результате. Исключение составляют те случаи, когда ребенок выражает таким образом свой негативизм, поскольку задания цветных матриц доступны даже детям со снижением остроты зрения.

    Трудности, возникающие при необходимости учета двух изменяющихся признако в, характеризуют, как правило, проблемы, связанные с невозможностью распределения внимания. Однако данная гипотеза требует проверки посредством применения дополнительных методик.

    Трудности дополнения до целого , которые могут возникать при проблемах целостного (гештальтного) восприятия, и являются косвенными показателями фрагментарности зрительного восприятия.

    Трудности собственно логического характера , то есть нахождения аналогий между двумя парами фигур.

    Специфические ошибки, характерные для детей с определенными особенностями межфункциональной организации мозговых систем (косвенно отражаемые в профиле латеральных предпочтений). Это так называемые «повороты на 90° и 180°» , то есть подбор элементов, перевернутых на 90° и 180° по отношению к правильному выбору.

    В ситуации установления отношений по принципу решения простых и сложных наглядных аналогий (серия В) дети часто выбирают фигуру-двойника нижнего левого элемента матрицы, то есть просто дублируют один из элементов матрицы . Это свойственно, в основном, детям, которые «честно» подходят к работе, но в силу недостаточной сформированности логических операций совершают подобные ошибки.

    Неспецифические ошибки (ошибки невнимания, импульсивности, хаотичные импульсивные выборы), которые могут как свидетельствовать о незрелости регуляторных функций, так и являться результатом утомления или пресыщения.

    При импульсивном характере деятельности или при сильном утомлении ошибки часто бывают совершенно случайными , когда анализ матрицы ребенком не проводится, и он выбирает первый попавшийся фрагмент (в том числе может попасть и правильный).

    Иногда детям бывает достаточно трудно дополнить до целого фигуры, несимметричные по форме (такие, как АЬ 6 , В 5).

Цветные прогрессивные матрицы/Бланк ответов (стандартный вариант)

задания

Серия A

Серия AB

Серия B

Сумма правильных ответов

Цветные прогрессивные матрицы/Бланк ответов (модифицированный вариант)

ФИО ________________________________________________________________

Возраст__________ Пол___________ Дата обследования_______________

задания

Серия A

Серия AB

Серия B

1 выбор

2 выбор

3 выбор

1 выбор

2 выбор

3 выбор

1 выбор

2 выбор

3 выбор

Сумма правильных ответов

    Общее время выполнения теста ___________ мин. ____________ сек.

    Обща сумма баллов ________________

    Количество проб, решённых со второй попытки _________________

    Количество проб, решённых со третьей попытки _________________

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

ФИО _________________________

Номер задания

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень – более 95% – высокий интеллект; 2 степень – 75-94% – интеллект выше среднего; 3 степень – 25-74% – интеллект средний; 4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего; 5 степень – ниже 5% – дефект.

Ключ к тесту

Таблица пересчета баллов

Нормальная композиция очков

Ожидаемое число очков по каждой серии

Сумма очков

Стимульный материал

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия A

01 0203040506070809101112

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

17. «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена)

Направлены на изучение сформированности процессов анализа и синтеза.

Оборудование : 12 планшетов серии А и АВ. Желательно, чтобы карточки были цветными, тогда ребенок меньше устает.

Инструкция для П .: П. учитывает количество правильных решений данной задачи. Если ребенок легко справляется с первыми четырьмя работами, то можно сразу дать №7, где необходимо распределить внимание на две детали, расположенные в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Если ребенок справился с.№7, то сразу даются №11 и 12 / как более сложные /. Серия АВ сложнее, чем серия А. Она проверяет мышление, анализ и синтез.

Инструкция для Р .: «Сейчас я покажу тебе картинку. Представь себе, что мама купила коврик и повесила настену. Утром ты просыпаешься и видишь, что в коврике дырка. А этот кусочек взял и убежал, и спрятался среди других 6-ти деталей. Помоги мне найти беглеца!» / 1 вар./ «Мама постирала коврик и хотела его погладить. Но тут зазвонил телефон, и мама оставила на коврике горячий утюг. Он прожег в коврике дырку. Давай поможем маме залатать коврик».

Если ребенок молчит, то П. добавляет:«Если ты найдешь этот кусочек и “мысленно” поставишь его на место, то коврик получится целым, а если нет,то латанным».

По всем методикам П. имеет право оказывать косвенную помощь, которая заключается в таких вопросах, как:

Ты все правильно сделал? - Ты уверен? - Это точно?

Причем, более 2-х раз косвенная помощь не оказывается. Если ребенок не реагирует на косвенную помощь, проведение методики прекращается. Дети с З.П.Р. легко реагируют на косвенную помощь и на др. помощь. Дети с олигофренией помощь не воспринимают.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился з заданием меньше чем за 10 сек.

8-9 баллов - ребенок справился с заданием за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - время работы над заданием от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - время работы ребенка от 41 до 50 сек.

2-3 балла - ребенок затратил на работу от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Теоретические положения :

Прогрессивные матрицы Равена основываются на 2-х теориях:

1. Разработанная гештальт-психологией теория апперцепции форм.

В соответствии с этой теорией каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что сначала происходит глобальное оценивание задания – матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элемента включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения.

2. Теория неогенеза Ч.Спирмена.

… развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.

Тест разработан в традициях английской школы исследования интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения факторы G – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.

Продуктивная способность – это способность генерировать новые варианты решения, способность воспринимать и устанавливать взаимосвязи.

Так как восприятие является, прежде всего, концептуальным процессом, существенным элементом продуктивной способности является способность генерировать новые, преимущественно невербальные понятия, которые дают возможность свободно и ясно мыслить.

Краткая история создания:

Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г.

Прогрессивные матрицы разрабатывались как тесты, определяющие способность к ясному мышлению. Это один из лучших тестов невербального интеллекта.

Наиболее известны 2 основных варианта прогрессивных матриц Равена – черно-белые и цветные.

Цветной вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет и для лиц старше 65 лет.



Черно-белые СПМ предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 9 до 14 лет и взрослый в возрасте от 20 до 65 лет.

Материал черно-белого теста СПМ состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Задания разделены на 5 серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности заданий в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии.

Такой прогрессирующий порядок обеспечивает стандартное обучение методу работы.

Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6–8 предложенных вариантов.

При необходимости первые 5 заданий серии А обследуемый выполняет с помощью экспериментатора.

При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих.

ð Происходит обучение выполнению более трудных заданий.

Пять серий дают 5 возможностей овладеть способом мышления, необходимым для решения задач, и 5 прогрессирующих оценок интеллектуальной активности испытуемого.

Цветной вариант прогрессивных матриц Равена состоит из 3 серий – A, A B , B по 12 матриц в каждой серии.

Данные о валидности и надежности:

Коэффициент надежности теста, по данным различных исследователей, варьирует от 0,70 до 0,89.

Показатель прогностической валидности теста (по связи с критериями успеваемости) 0,72.

Цель: измерения общего уровня развития интеллектуальных способностей.

Область применения: от 5 до 65 лет, культурных и половых ограничений нет.

Организация и процедура обследования:

Тест может проводиться как индивидуально (особенно для маленьких детей), так и в групповом варианте, а также и при самотестировании.

Группой может быть любого размера. Исследование проводится в тихой комнате. Каждый испытуемый работает за отдельным столом, что исключает списывание. Все испытуемые сидят лицом к экспериментатору.

Раздаются карандаши и бланки для ответов. Испытуемых просят внести необходимые сведения о себе в соответствующие строки бланков для ответов. После того, как они это сделают, раздаются тестовые буклеты. Испытуемых просят не открывать буклеты до тех пор, пока все не будут готовы.

* Всем испытуемым, независимо от их возраста, даются совершенно одинаковые серии заданий, в совершено идентичном порядке, и их всех просят работать с удобной для них постоянной скоростью, без остановок и промедлений, с начала шкалы и до ее конца.

* Предпочтительно работать без ограничений по времени, если это не связано с определенными исследовательскими целями.

* Ситуация, когда люди работают не спеша, в своем темпе, позволяет более надежно измерить их способность к ясному мышлению.

Стимульный материал: набор тестовых буклетов, индивидуальные бланки для ответов и карандаш.

* Для поддержания устойчивого интереса испытуемого и во избежание отрицательного влияния усталости, каждое задание очень четко оформлено, аккуратно нарисовано и сделано все, чтобы на него было приятно смотреть.

Обработка результатов:

Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов (при условии, что испытуемый прошел все серии от начала и до конца), а также число правильных решений в каждой из 5 серий.

Первичные оценки по таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или станайны.

Существенным этапом количественной обработки является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяется исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из 5 серий.

Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях.

Разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака, «по модулю») суммируются.

Автор указывает, что, если индекс вариабельности (несогласованности) превышает 2 единицы, то это свидетельствует о нестабильности оценки общих интеллектуальных способностей. тем не менее, общая оценка по тесту считается валидной даже тогда, когда несогласованность превышает 2 единицы.

Нормальные значения индекса несогласованности: от 0 до 4.

Критическое значение: 7 и более – данные теста считаются недостоверными.

Сопоставление реального и ожидаемого распределения количества правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых, выполняющих задание путем угадывания.

Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач).

Описание серий:

Каждая серия заданий составлена по определенным принципам:

Серия А. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;

б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

*Анализ структуры целого и восстановление целостности (восприятие целостности)

Серия В. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

*Аналогия между парами фигур, классификация через симметрию.

Серия С. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.

*Анализ прогрессивного изменения в структуре, обогащение фигур в горизонтальном и вертикальном направлении.

Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

*Анализ закономерности чередования фигур в целостной структуре.

Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборки» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

*Синтез недостающей фигуры по частям согласно алгебраическому принципу (складыванием/ вычитанием).

Алгоритм построения диагноза:

Уровень I. Суперинтеллектуал – если оценка равна или больше 95 процентиля для данной возрастной группы.

Уровень II. Интеллектуальные возможности явно выше среднего - если оценка равна или больше 75 процентиля; II+, если оценка находится в диапазоне от 90 до 95 процентиля.

Уровень III. Средний интеллект – если оценка в диапазоне от 25 до 75 процентиля; III+, если оценка выше, чем медиана (50-й процентиль); III-, если оценка ниже медианы.

Уровень IV. Интеллектуальные возможности явно ниже среднего – если оценка равна или меньше 25-го процентиля; VI-, если оценка равна или меньше 10-го процентиля.

Уровень V. Существенное снижение интеллекта – если оценка равна или меньше 5-го процентиля для соответствующей возрастной группы.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Достоинства: тест свободен от влияния культуры (адаптируют только нормы); свободен от влияния социально-экономического параметров; образования и др.

Задания теста апеллируют к 3 основным психическим процессам:

Произвольное внимание,

Восприятие целого

Гибкость мышления

Недостаток: нельзя использовать дважды на одном и том же человеке.

Время проведения методики ограничено!

Младшие школьники = 20 минут

8 – 12 лет = 20 минут

Взрослые = 15 минут


Билет 43.

Краткий отборочный тест.

Краткая история создания методики и общие теоретические положения: Существует группа тестов общих умственных способностей, специально разрабатывав­шихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом этого направления был "Самоприменяемый тест Отиса". Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должность клерка, оператора счетных машин, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателями тес­та и успешностью в работе была небольшая.

Наиболее известной адаптацией теста Отиса является тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса, тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. Как отмечает А.Анастази, надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна".

Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Исходной предпосылкой при анализе структуры теста было следующее определение обучаемости:

Обучаемость это весьма важная черта, которая необходима для овладения любой специальностью. Существующая система подготовки специалистов практически исклю­чает возможность индивидуального подхода.

Данные о валидности и надёжности методики:

Надежность теста определялась по методу Кьюдера-Ричардсона, который учитывает согласованность ответов по всем заданиям теста. Коэффи­циент альфа, рассчитанный по формуле Кьюдера-Ричардсона, составил α = 0,86. Надежность рассчитывалась по двум выборкам: учащиеся 6-х классов средних школ (60 человек) и лица с высшим образованием, в основном инженеры связи (140 человек).

В исследовательских целях одновременно с КОТ испытуемый выполнял числовой и вербальный тесты Г.Ю.Айзенка. Корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка составила 0,68, а с IQ по вербальному 0,61 (уровень значимости p<0,001).

Успешность выполнения КОТ слабо коррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте притязаний; коэффициент корреляции – 0, 22, уровень значимости: p<0,1.

Сопоставление КОТ с другими тестами специальных способностей не проводилось. По 2 исследованным выборкам были получены графики распределения ПТ, свидетельствующие о неоднородности выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования для выборок в целом: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счет уменьшения самой слабой группы, решающей 6-9 заданий и увеличения средней, решающей 18-24 задания. «Сильная» группа, решающая свыше 30 заданий, и в той и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5-7%).

Можно предположить, что КОТ затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей, по крайней мере, те аспекты, которые не зависят от уровня образования.

Цель : определение интегрального показателя "об­щие способности".Тест предусматривает диагностику способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертности мышления, отвлекаемости внимания, грамотность, ориентировку, пространственное воображение, математические способности.

Область применения : Методика определения общих способностей КОТ предназначена для использования при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.

Организация : Групповое и индивидуальное обследование: тест может проводиться в групповом варианте. При этом желательно, чтобы испытуемые работали за отдельными столами. Сначала раздаются и подписываются индивиду­альные бланки. Затем раздаются индивидуальные тестовые тетради.

Краткое описание теста: тест состоит из 50 заданий с 3–5 вариантами ответа, из которых только один верный. Кроме того, есть открытые задания (без вариантов ответа).

Процедура обследования : инструкция в рамках текста, приведенного на первой странице. Все примеры разбираются. Экспериментатор отвечает на вопросы испытуемых. Особо отмечается то, что во время выполнения теста вопросы по его содержанию не допускаются. Кроме того, акцентируется, что время выполнения теста строго ограничено - 15 минут. По команде: «Стоп! Время вышло» - все бланки переворачиваются и сдаются экспериментатору.

Во время проведения теста экспериментатору желательно убедиться в том, что бланки ис­пытуемых подписаны.

Обработка результатов : фиксируется общая сумма совпав­ших с ключом ответов. Обработка одного бланка занимает 15-20 секунд. ПТ имеет медианные нормы, которые разбивают выборку на две части и оценка результатов идет по принципу «по­пал - не попал». Если ПТ испытуемого равен или выше медианы для данной группы специа­листов, то испытуемый может быть допущен к прохождению дальнейшего тестирования по тестам специальных способностей (в том случае, если таковые существуют и адаптированы). Либо, в зависимости от ПТ, испытуемый может быть распределен в ту или иную учебную груп­пу, если тест используется для обоснования дифференциации учащихся по уровню обучаемо­сти/

Краткое описание шкал :

КОТ предназначен для определения интегрального показателя "об­щие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" интеллекта:

1. Способность обобщения и анализа материала :При выполнении заданий на пословицы не­обходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смы­слов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фра­зам.

2. Гибкость мышления .Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа (задания: найти противоположное по смыслу слово; определить сходны или различны по значению 2 слова) , можно предположить, что ассоциации носят хаотический характер, не оттормаживаются.

3. Инертность мышления. Переключаемость .Расположение заданий предусматривает спо­собность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем, невысоко качество их умственной продукции.

4. Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц, склонных к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (задания: достаточно сложные) . Такие испытуемые начинают улыбаться, обращаться к экспериментатору. В тесте «уровень притязаний» эти лица характеризуются импульсивностью реагирования на успехи и неудачи.

5. Скорость и точность восприятия.Распределение и концентрация внимания. Часть зада­ний теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания: сравнить пары рядов чисел или слов) . Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основные содержания, сопоставить цифры и т.д.

6. Употребление языка. Грамотность. Часть заданий теста рассчитана на умение правильно пользоваться языком, грамотность, элементарные знания иностранного языка (в пределах алфа­вита)(задания: определение отношений, поиск лишнего слова, различий в фигурах и т.д.).

7. Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Согласно инструкции, тест допускает ре­шение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, отрефлексировав этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.

8. Пространственное воображение. В тесте представлены четыре задания, связанные с опе­рациями в двумерном пространстве.

9. Математические способности.

Таким образом, показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.