Методы (методики) для исследования личности. Методы исследования личности Основные методы изучения личности

Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекции - непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами. Вместе с тем, современное развитие психологической науки показал невозможность субъективного исследовательского приема психики, невозможность с его помощью открыть действительно закономерности психических явлений. Итак, можно сделать вывод, что самонаблюдение не может быть основным методом изучения психики. Вместе с тем это не означает, что при изучении психических процессов совсем не нужно учитывать высказывание человека о том, что он переживает и как именно. Таким образом, метод самонаблюдение можно рассматривать как вспомогательный при изучении личности. Учитывая его результаты в комплексе с другими методами можно получить ценный материал об исследуемых фактах. Самонаблюдение, самоанализ предусматривает проявление способности личности сознавать себя, свои качества, действия, поступки, отношение к обществу, к другим людям, к себе. На его основе складывается самооценка руководителя, которая может быть завышенной, заниженной или адекватной.

В соответствии с принципом объективности для изучения феноменов личности используется целостная система методов и методик. Среди них наиболее распространенным является метод наблюдения. Значение и ценность названного метода состоит в том, что материал для наблюдения берется непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью людей, что обнаруживается в их движениях, действиях, поступках, высказываниях.

Много общего с методом беседы имеет анкетный метод, при котором в отличие от метода беседы не обязательный личный контакт. Речь идет об анкете (опросное письмо), которое составляет собою совокупность упорядоченных по смыслу и форме вопросов. Являются определенные требования, которых следует придерживаться при проведении анкетирования: во-первых, вопросы на протяжении анкетирования остаются неизменными; во-вторых, для начала необходимо провести инструктаж о порядке заполнения анкеты; в-третьих, наличие гарантии анонимности; в-четвертых, надежность и достоверность информации, которое можно получить в результате опрашивания, в значительной мере предопределяются конструированием и редакцией вопросов. Преимуществом метода анкетирования перед беседой есть возможность собрать большое количество материала, выучить большое количество управленцев, представителей разных категорий управленческого состава. А недостатком этого метода есть то, что на объективность полученной информации существенным образом влияет, с одной стороны, наличие или отсутствие установки у опрашиваемого на искренность в ответах, из другого, -- способность респондента объективно оценивать поступки людей, ситуации, свои качества и качества других людей.

Тест (от англ. lest -- проба, экзамен, испытание) является одним из методов, с помощью которых устанавливают определенные психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений. Он используется с целью диагностики и есть разновидностью эксперимента, который при этом имеет экзаменационный, измерительный характер. Следовательно, тестом принято называть специально разработанные задачи и проблемные ситуации, использование которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психологических качеств, свойств личности. Современная психодиагностика различает и использует такие основные виды тестов:

  • 1) mecmы интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность);
  • 2)тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);
  • 3) личностные тесты (с целью изучения) характеристик личности, ее психологических качеств);
  • 4) проективные тесты (названные тесты используют в случае, если исследованию поддаются свойства и характеристики, в существовании которых человек полностью не уверен, не сознает или не хочет признавать у себя, например, отрицательные черты, мотивы. Тестируемых вводят в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно выйти или принять окончательное решение);
  • 5) тесты креативности (с их помощью исследуют развитие творческих способностей). Относительно формы, то за этим признаком тестовые методы разделяют на вербальные, невербальные и смешанные.

Ценность теста в значительной мере зависит от правильности его использования и соблюдении условий психологического тестирования. Правильно примененный тест разрешает собрать за короткий срок большое количество информации, довольно ценный материал для качественного психологического анализа. Все это повышает производительность исследовательской работы.

Метод эксперимента является основным в психологии. Его преимущество перед другими методами состоит в том, что исследователь сам вызывает явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента считается самым надежным средством получения возможной информации. Под ним в психологии понимается организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и сменных, от которых она зависит. Он большей мерой, чем другие методы, связан с теорией. Именно поэтому его можно проводить лишь тогда, когда исследователь имеет представление о природе исследуемого процесса, о факторах, которые детерминируют эксперимент.

Различают две разновидности психологического эксперимента: естественный (он базируется на управлении поведением исследуемых в естественных условиях: создаются специальные экспериментальные условия, которые не поднимают обычного хода событий); лабораторный (предусматривает проведение исследования в искусственных условиях, с использованием измерительной аппаратуры, приборов и другого экспериментального материала). Лабораторный эксперимент имеет целый ряд преимуществ, которые состоят в получении более точных результатов благодаря использованию специальных помещений, измерительной аппаратуры, тренажеров; возможности смоделировать условия, которые редко встречаются в повседневной жизни; достижении наибольшей точности регистрации действии исследуемых в сравнении с наблюдением и т.п. Недостатком лабораторного эксперимента есть то, что для исследуемых создаются искусственные условия, которые существенным образом влияют на проявление их психики. Использование эксперимента предусматривает соблюдение определенных требований: постановки цели; планирование; выдвижение гипотезы; выбор исследуемых.

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Этот метод исторический и одновременно генетический, ведь он разрешает проследить динамику жизненного пути человека, учитывая экономические, социальные, моральные, этнопсихологические и психофизиологические аспекты. Его предметом есть жизненный путь человека, а источниками биографической информации выступает сам человек и события среды, которая его окружает.

Как правило, выделяются следующие характеристики личности:

1) Социально-психологические:

  • Статус,
  • Социальная позиция,
  • Социальные роли и др.

2) Индивидуально-психологические

  • Характеристики коммуникативной сферы,
  • Интересы, потребности, установки и др.

3) Индивидуально-типологические

  • Свойства нервной системы,
  • Темперамент,
  • Характеристики темпа психической деятельности.

Проблемы исследования личности

1. Индивидуальность свойств личности. Здесь важен индивидуалистический подход.

2. Нравственная оценка свойств личности. Испытуемый, как правило, стремится к положительной оценке, поэтому выбирает социально одобряемые ответы. Существует также несколько способов борьбы с данной установкой:

  • Предъявление различных шкал опросника,
  • Введения ограничения по времени,
  • Мнимая безоценочность.

3. Проявления активности личности.

Методы исследования личности

В настоящее время не существует общей классификации методов исследования личности в психологии, поэтому рассмотрим несколько из них.

Примечание 1

Классификация методов исследования личности (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук)

1) Метод наблюдения, а также наиболее близкие к нему методы (биографический метод, клиническая беседа, анализ анамнеза и др.).

2) Экспериментальные методы.

3) Опросники.

4) Проективные методы.

Классификация методов по Б. Г. Ананьеву представлена на рисунке 1.

Рассмотрим наиболее часто применяемые методы для исследования личности.

1. Метод беседы. Большое значение в данном методе отводится постановке вопросов. Также здесь происходит получение только субъективной информации.

2. Естественный эксперимент по А. Ф. Лазурскому. В отличие от стандартного эксперимента естественный его вид происходит в естественных для испытуемого условиях.

3. Биографический метод. Биографический метод представляет собой особое исследование групп людей, который основан на анализе их биографий. Биографические методы в психологии – это методы исследования жизненного пути индивида. Одни из первых разработок данного метода принадлежат Н. А. Рыбникову и Ш. Бюлеру.

4. Метод анализа документов. Метод анализа документов базируется на изучении информации в самых разных ее проявлениях: текст, фото- и видеоматериалы и др. Также в данную группу входит и метод контент-анализа. Контент-анализ – это метод изучения информации, который заключается в ее переводе в количественные показатели и их последующей обработке.

5. Личностные опросники:

  • Одномерные
  • Многомерные.

План ответа:

Научный подход к изучению личности. 1

Методы исследования личности. 2

Научный подход к изучению личности.

В психологии существует большое количество теорий личности. Каждая теория требует эмпирической проверки.

Исследование личности представляет собой средство сбора информации или фактов, которые могут пролить свет на сложные вопросы, касающееся поведения.

Значение теории:

1) роль руководства для размышлений, предшествующих эмпирическому исследованию;

2) сводить результаты исследования в общую согласованную систему, каждый элемент которой составляет неотъемлемую ее часть.

Аспект научной самокоррекции: сами процедуры использующиеся для изучения переменных, должны быть надежными, чтобы другие исследователи могли их проверить.

Почему же так важно проверять теории эмпирическими методами?

Преимущества эмпирического подхода:

1.Нетерпимость к ошибке. Ученые, занимающиеся психологией личности, воспитали в себе не только значительный научный скептицизм, но также и навык подвергать тщательной проверке собственные результаты и результаты своих коллег.

2. Ясность и четкость в представлении о том, как следует описывать людей и их поведенческие реакции.Эмпирический подход требует использовать строгий эмпирический язык при описании феноменов. Исследователи личности достигают этой цели путем формулирования определений. Теория выполняет роль своеобразного катализатора для эмпирического исследования личностных феноменов и обеспечивает смысловую основу интерпретаций, полученных в ходе исследования данных. Ориентация на научное исследование предполагает наличие четких и ясных описанных процедур исследования.

Методы исследования личности.

Метод – основный путь и прием научного познания психических явлений и закономерностей, которые должны соответствовать требованиям валидности и надежности.

Методика – конкретное воплощение метода, способ организации и взаимодействия объекта и субъекта исследования на основе конкретных процедур и конкретного материала.

Эмпирические методы исследования личности:

1. наблюдение

2. эксперимент

3. анамнез

4. методы исследования личности

Наблюдение– фундаментальная определенная характеристика эмпирического исследования в любой дисциплине, включая психологию. Этот метод универсален, не имеет возрастных ограничений.

Наблюдение предполагает объективное наблюдение за поведением людей. Может быть лабораторным и естественным. Достоинства естественного наблюдения: мы получаем образцы поведения людей в повседневных ситуациях, а не в искусственной атмосфере лаборатории или во время интервью. Некоторые исследователи проводят контролируемые полевые наблюдения, в котором сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля (исследования Ригана) Такого рода исследование имеет явные плюсы при изучении поведения в реальных жизненных обстоятельствах, обеспечивая уверенность в том, что результаты могут распространятся и на другие ситуации.

Ограничения естественного наблюдения:

1. наблюдатель часто оказывается простым свидетелем непредсказуемого события, которое он не может контролировать

2. ожидания и стереотипы наблюдателя могут влиять на то, какой аспект наблюдаемых явлений он уделяет наибольшее внимание

Наблюдатель может непреднамеренно вмешиваться в происходящие события, которые он наблюдает и регистрирует

4. обобщение результатов, основанных на достаточно малом количестве наблюдаемых людей и ситуаций.

Метод эксперимента– способ установления причинно-следственных отношений. Это идеальная стратегия для изучения центрального вопроса, касающегося личности.Позволяет уточнить, прийти к окончательному выводу о природе изучаемых явлений, выявить их причинные следствия. Это наиболее сложный вид эксперимента, редко применяется на практике. Редко ставится над людьми, т.к. имеется ряд проблем. Этот метод позволяет исследователю манипулировать одной переменной и в условиях тщательного контроля наблюдать ее влияние на другую интересующую его переменную. Переменная, которой манипулируют, называют независимой переменной. Независимая переменная – некое условие, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменение независимой переменной, называется зависимой переменной. Зависимая переменная – это любой аспект поведения субъекта, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Таким образом, зависимая переменная является функцией от независимой переменной; она «зависима» от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

Достоинства: 1)позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по – своему усмотрению;

2) устанавливает причинно – следственные связи, позволяет делать выводы о причинности;

3) сбор данных, их запись и анализ объективизированны.

Недостатки:

1) круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории, ограничен по этическим соображениям;

2) искусственно лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых, условиях;

3) на изменение переменной могут оказать влияние экспериментальные артефакты (например, представления о социально – желательном и нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастия экспериментатора).

Проблемы использования эксперимента:

1. над людьми можно ставить эксперимент только с их согласия;

2. такие эксперименты, которые могут нанести вред человеку, вообще не должны ставиться;

3. требования к исследованию могут неизбежно включать использование ложного объяснения задания. Но, этот обман (скрытая инструкция) должен быть раскрыт при первой же встречи после завершения исследования;

4. информация об испытуемом должна рассматриваться на протяжении всего исследования как абсолютно конфиденциальная.

Специфические проблемы эксперимента:

1. проблема проекции результатов, полученных в ходе эксперимента на реальную жизнь;

2. уровень погрешности эксперимента обусловлен специальным подбором испытуемых;

3. степень утраты в лабораторном эксперименте общественных отношений;

4. эффект Розенталя. Результат возникает в следствии присутствия в группе самого экспериментатора.

В рамках эксперимента выделяют контрольную и экспериментальную группы, чтобы иметь возможность сравнивать результаты с определенным эталоном.

Качество информации зависит от двух факторов: от качества применяемых в исследовании инструментов и от компетентности исследователя при интерпретации данных.

Метод анамнеза– изучение историй болезни. Детальное изучение поведения отдельного человека в течении продолжительного периода времени называется историей болезни, или изучением анамнеза. С целью диагностики и лечения людей обычно применяется при изучении больных людей. Теория личности К.Роджерса опирается на клинические сведения, использования метода анамнеза. Этот метод может использоваться и при исследовании здоровых людей (гарвардские исследователи). Они оказали влияние на многих исследователей, это междисциплинарный подход.

Этот подход часто используют в клинической медицине с целью диагностики и лечения людей, имеющих психологические проблемы. Метод изучения истории болезни как таковой обычно применяют в работе с психическими больными или проблемными пациентами, история жизни которых изучается в процессе психотерапии или при постановке диагноза. Метод анамнеза можно использовать и для изучения жизни вполне здоровых людей.

Преимущества метода:

1) он позволяет принимать в расчет всю сложность и противоречивость индивидуальных черт личности;

2) этот метод представляет единство возможным для изучения редких, исключительных проявлений какого – либо феномена (например, описания случаев расщепления личности, основанной на изучении истории болезни).

Недостатки:

1) исследователь никогда не может быть полностью уверен в том, что установленные им соотношения носят причинно – следственный характер;

2) если изучается только одна личность, то возможность сделать обобщающие выводы весьма ограничена;

3) данные полученные в результате изучения клинического случая могут оказаться ретроспективными или вторичными по своему происхождению (т.е. пациент может знать о каком – то событии своей биографии только со слов родственников) и поэтому искаженными из – за данности;

4) даже если достоверность фактов может быть подтверждена, в заключении об особенностях обследуемого индивидуума могут отражаться личные пристрастия исследователя.

Методы измерения или оценки личности: общераспространенной темой в изучении личности является индивидуальные различия в поведении и опыте людей. При исследовании индивидуальных различий персонологи имеют дело с двумя взаимосвязанными проблемами. Во – первых, они заинтересованы в описании множества параметров, по которым люди отличаются друг от друга. Это подтверждается большим количеством теоретических концепций, использованных персонолагами для описания индивидуальных различий. Во – вторых, персонологи заинтересованы в дальнейшем развитии способов измерения индивидуальных различий, т. е. в их оценке.

К методам измерения и оценки личности относят:

1. опросники;

2. метод чернильных пятен;

3. личные документы;

4. процедурные оценки поведения;

5. рассказ о самом себе.

Методы оценки личности должны удовлетворять критериям стандартизации, нормирования, надежности и валидности.

Основные подходы к оценке личности.

Проективные методы:

Основание – Фрейд и его теория. Само название “проективные методы” автор Франкл. Проекция – метод оценки, который использует данный стимул, не предполагая прямого ответа. Основа метода – метод проекции. Перлз: проекция – черта, установка, отношение чувства или фрагмент поведения, который нами не ощущается, а приписывается людям как направленный ими на нас. Причина проекции – ситуация фрустрации. Эти тесты содержат неопределенные или неструктурированные тестовые стимулы. Экспериментатор никогда не сообщает испытуемому истинной цели тестирования и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы. Подсчет и интерпретация ответов испытуемого основывается в значительной степени на субъективных суждениях экспериментатора, который опирается на свой опыт.

Достоинства: тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получают его ответы, это снижает вероятность фальсифицированных и установочных ответов; не приводит в действие защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые обычно скрыты от наблюдения.

Недостатки: они недостаточно стандартизированы, отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации, до сих пор не получено достаточно убедительных доказательств валидности проективных тестов, субъективизм в интерпретации.

Специфика проведения проективных методов:

1. исследование должно проводиться в благопристойной обстановке;

2. неоднозначность интерпретации результатов;

3. несет психотерапевтический эффект.

Классификация проективных методов (Бурлачук):

1. методики структурирования: общая задача – оформление стимула, придание ему смысла (неструктурированные картинки Кеттелла)

2. методы конструрирования: испытуемому предлагается материал, из которого можно сложить нечто целое.

3. методики интерпретации – задача: истолковать события исходя из собственных мыслей (ТАТ)

4. имприссивные методики – задача: выбор предпочтительного стимула (Люшер)

5. методики изучения экспрессии – отношение испытуемого к изображенному (“Несуществующее животное”)

6. адаптивные методики (методики дополнения – незаконченный рассказ, ситуация)

7. методика катарсиса (психодрама)

Интервью.

1. структурированное – личные вопросы задаются в конце интервью (должно уже сформироваться доверие)

2. неструктурированное – у респондента остается определенная свобода в ответах. По сравнению со структурированным позволяет персонологу более гибко зондировать мысли и чувства респондента в контексте ответов на задаваемые вопросы.

Достоинства: может быть богатым источником информации.

Недостатки: интерпретация данных носит в высшей степени субъективный характер, на интерпретацию могут оказать влияние пристрастия интервьюера, возможно утаивание или искажение информации испытуемым.

Личностные опросники– методики самоотчета. Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой – либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы и путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов.

Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно. Поэтому различают.

Отечественные и зарубежные классификации методов исследования личности. Метод (метод исследования) – способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.

В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные области практики.

Психология складывалась из разных наук.Поэтомусо временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, мате­матики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и ме­дицины, биологии и истории и ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, пси­хология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем само­наблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюде­ния за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились при­чиной того, что психология долгое время оставалась философствую­щей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практи­чески полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного экспери­мента и измерения.

Методы исследования личности - совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические).

Дифференциация метолов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются:

1) как индивидуальности;

2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений;


3) как идеальной представленности в других людях.

Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов исследования личности. Субъектная ориентация представлена проективными (см. тесты проективные) и психосемантическими методиками (см. метод семантического дифференциала; метод семантического радикала), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания - смыслов и значений.

Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками (см. опросники личностные), шкалами межличностного восприятия (см. восприятие межличностное), приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида .

Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности (см. эпистемология генетическая), методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности (см. активность надситуативная), уровня притязаний и т. д.).

В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений - индивидуально типическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.).

В третьем аспекте построения и использования методов исследования личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях - персонализация) и т. п. В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).

Наиболее известной в психологии является классификация Б.Г. Ананьева (схема 1). Анализируя методы исследования, Б.Г. Ананьев выделяет четыре их группы:1) организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет), комплексный);

2) эмпирические, куда входят: а) обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); б) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или, по Б.Г. Ананьеву, психолого-педагогический); в) психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа); г) праксиметрические методы, по Б.Г. Ананьеву, приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); д) метод моделирования (математическое, кибернетическое и др.) и е) биографические методы (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека);

3) обработка данных, куда входят методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;

4) интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод.

Метод наблюдения. Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучениюличности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

1.Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

2.Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

Метод опроса (интервью). Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. Привсем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.

Оценка метода интервью:

Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.

Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.

Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

Стандартизированные тесты (методы самоотчета). Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из

имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «незнаю»). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.

Метод эксперимента. В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не толькоконтролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.

Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):

Принцип осведомленного согласия,

Принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых,

Конфиденциальности.

Метод изучения клинических случаев. Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности.Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающихэмоциональными расстройствами. Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при

создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидов на протяжении многих лет. При описании прошлого клиента (описании клинического случая) используются разные методы: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые хорошо знают данного человека. Хотя истории болезни представляют собой ценный источник знаний о людях, этот метод не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом изучения здесь является конкретный человек.


Проективные методы. Термин «проективный метод» предложил Л. Франк для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.

Корреляционный метод. Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них.Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов наособые вопросы. Например, можно ли на основании успеваемости в колледже предсказатьпрофессиональный успех в дальнейшем. Коэффициент корреляции как первичный статистическийпоказатель обозначает направление и силу связи между переменными.