Ухудшилась память и внимание. Проблемы с памятью у молодых людей: причины и лечение

Память - это функция центральной нервной системы, обеспечивающая хранение и использование приобретенных знаний. Этот комплекс сложных процессов объединен под общим термином "мнестическая деятельность".

Она нарушается по многим причинам: от усталости и переутомления до серьезных заболеваний. Оставлять без внимания нарушения памяти не следует, поскольку они могут свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.

    Показать всё

    Причины ухудшения памяти

    К нарушению памяти может приводить множество причин.

    Причем у пациентов различных возрастных групп снижение этой функции вызывается собственными факторами.

    У детей и подростков

    К нарушениям памяти в детском и юношеском возрасте приводят следующие факторы:

    • Гиповитаминоз.
    • Анемия.
    • Астенический синдром. Частая заболеваемость вирусными инфекциями.
    • Травмы центральной нервной системы.
    • Стрессовые ситуации (в том числе неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблема в коллективе, который посещает ребенок или подросток). Частным случаем стресса является адаптация к началу учебы в школе у детей 6-7 лет, переходу из младшего в среднее звено в 10-11 лет.
    • Нарушение зрения.
    • Опухолевые процессы, поражающие головной мозг.
    • Расстройства психики.
    • Интоксикация, в том числе в результате употребления алкоголя или наркотических средств.
    • Врожденная патология, характеризующаяся умственной отсталостью (например, синдром Дауна).
    • Применение некоторых лекарственных средств, влияющих на метаболические процессы.

    Грубые, непроходящие, не поддающиеся коррекции нарушения памяти детскому возрасту несвойственны. Патологии, спровоцированные врожденными особенностями и аномалиями, требуют лечения.

    Память детей и подростков имеет свои черты, которые иногда могут быть приняты за нарушения:

    • ребенок быстрее забывает стрессовые ситуации;
    • амнезия у детей проявляется выпадением из памяти отдельных эпизодов, имевших место в период помрачения сознания, связанного с неприятными событиями (интоксикацией, коматозным состоянием, тяжелой травмой);
    • при алкоголизации полимпсест отмечается еще до формирования зависимости, на первых этапах;
    • ретроградная амнезия обычно затрагивает минимальный промежуток времени до стрессирующей ситуации и имеет меньшую выраженность, чем у взрослых; в ряде случаев у детей она может остаться незамеченной.

    Для нарушений памяти в раннем и подростковом возрасте характерен тип дисмнезии. Выраженные расстройства подобного вида способны негативно сказываться на школьной успеваемости и адаптации в коллективе.

    У малышей, посещающих детский сад, эти расстройства проявляются в трудностях запоминания стихов и песен, в результате чего они реже участвуют в праздниках и утренниках. В случае выраженного нарушения ребенок, несмотря на ежедневное посещение учреждения, не может отыскать свой шкафчик, с трудом находит свои вещи среди других, забывает имена окружающих, не может рассказать о событиях прошедшего дня.

    У взрослых

    У взрослых людей причинами нарушения функции памяти, а также возникновения рассеянности и потери способности к длительной концентрации внимания чаще являются патологические состояния, приобретенные в процессе жизни:

    • Стрессовые ситуации, особенно часто повторяющиеся или продолжительные.
    • Хроническая усталость, как физическая, так и психологическая.
    • Острое нарушение мозгового кровообращения (у пациентов старше 40 лет они встречаются чаще, чем у молодых людей).
    • Атеросклеротическое поражение сосудистого русла.
    • Артериальная гипертензия (в отдельных случаях встречается и в молодом возрасте).
    • Дисциркуляторная энцефалопатия.
    • Остеохондроз шейного отдела позвоночника и связанный с этой патологией вертебробазилярные синдром и недостаточность.
    • Черепно-мозговые травмы.
    • Расстройства метаболизма (например, при сахарном диабете, нарушении гормональной сферы, при патологии деятельности эндокринных желез).
    • Опухоли центральной нервной системы.
    • Болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные заболевания (более характерно для пожилых пациентов).
    • Психические расстройства (в частности, депрессивное состояние, эпилепсия, шизофрения и другие).

    Расстройство внимания

    Снижение способности к концентрации внимания негативно сказывается на процессе запоминания информации. Расстройство может проявляться в виде следующих нарушений:

    Расстройство внимания

    Описание

    Неустойчивость внимания

    Человек при этом нарушении постоянно отвлекается, переключается с одного объекта на другой. Неустойчивость внимания характерна для синдрома расторможенности у детей, гипоманиакальных состояний, гебефрении

    Ригидность

    Характерно замедленное переключение между темами или объектами внимания. Этот симптом встречается при эпилепсии и других психических заболеваниях. Пациент вязнет на одной теме, что затрудняет ведение диалога

    Недостаточность концентрации внимания

    Такие люди выглядят очень рассеянными.

    Это расстройство нередко принимают за особенность характера или темперамента

    Способность к концентрации внимания снижают все соматические заболевания, проявляющиеся симптомами, вызывающими болезненность или дискомфорт.

    Виды нарушений памяти

    Специалисты выделяют следующие разновидности расстройств:

    • дисмнезии - изменения, касающиеся непосредственно функции памяти;
    • парамнезии - искажения имеющихся воспоминаний вследствие влияния на них фантазий пациента.

    Дисмнезии

    Существуют следующие разновидности этого патологического состояния:

    • гипермнезия;
    • гипомнезия;
    • амнезия.

    Гипермнезия

    Это состояние характеризуется способностью человека быстро запоминать и воспринимать информацию, а также воспроизводить сведения, отложенные много лет назад.

    Нередко пациенты рассказывают, что определенные события без причины всплывают в памяти ("накатывают воспоминания"), возвращают в прошлое. В большинстве случаев люди говорят, что не знают, почему эта информация хранится в голове и вспомнилась именно сейчас. Например, пожилой человек в деталях описывает отдельные уроки в школе (вплоть до одежды учителя и одноклассников), восстанавливает другие подробности, касающиеся его юности, профессиональной деятельности или событий в семье.

    Сама по себе гипермнезия на фоне отсутствия других клинических проявлений заболеванием не считается. Люди, у которых регистрируется этот феномен, способны запоминать и воспроизводить большие объемы информации (числа, наборы слов, не связанных смыслом между собой, перечни предметов, нотные записи).

    Но гипермнезия может являться симптомом патологических состояний:

    • пароксизмальных психических расстройств (в частности в структуре эпилепсии);
    • интоксикации психотропными веществами (как фармакологических средств, так и наркотических препаратов);
    • гипоманиакальных состояний; у пациентов отмечаются приливы энергии с повышением жизненной активности и трудоспособности (нередко сопровождаются приступами гипермнезии, сочетается с эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, невозможностью сосредоточить внимание).

    Гипомнезия

    Обычно это состояние описывают выражением "плохая память". Забывчивость и рассеянность являются частью клинической картины астенического синдрома.

    Для этого нарушения характерны следующие признаки:

    • Выраженная утомляемость.
    • Повышенная нервозность.
    • Плохое настроение и раздражительность, в том числе немотивированные.
    • Головные боли.
    • Метеозависимость.
    • Нарушение сна в виде дневной усталости и бессонницы в ночное время.
    • Перепады артериального давления.
    • Нарушение сердечного ритма.
    • Вегетативные патологии (в том числе приливы в предменопаузном и менопаузальном периодах у женщин).
    • Физическая слабость, хроническая усталость.

    Астенический синдром встречается в структуре следующих патологических состояний, при которых отмечается ухудшение памяти:

    • Артериальная гипертензия.
    • Восстановительный период после черепно-мозговой травмы.
    • Атеросклеротическое поражение церебральных сосудов.
    • Начальная стадия шизофрении.
    • Восстановительный период после операций.
    • Тяжелые интоксикации.
    • Соматические заболевания.
    • Прием некоторых лекарственных препаратов.
    • Органические поражения головного мозга (острое нарушение кровообращения, опухолевые процессы).
    • Климактерический синдром с расстройствами адаптации.
    • Депрессивные состояния.

    Проблемы с памятью при этих заболеваниях сопровождаются характерной для них симптоматикой.

    Амнезия

    При амнезии у пациента не ухудшается вся память целиком, а наблюдается исчезновение ее фрагментов - пропадают определенные периоды времени, события, имена, лица.

    Специалисты выделяют следующие разновидности:

    Разновидности амнезии

    Описание

    Диссоциативная амнезия

    Из памяти исчезают события, связанные с психологической травмой. Механизм явления обусловлен защитной реакцией организма, которая вызвана сильным стрессом. В результате мозг старается избавиться от травмирующей ситуации, которую человеку трудно пережить. Такие события можно восстановить только при помощи специальных методов (гипноз)

    Ретроградная амнезия

    Чаще возникает в результате черепно-мозговой травмы. Пациент в этом случае забывает, что было перед ней: приходит в себя, но не помнит, кто он, что с ним случилось

    Антероградная амнезия

    "Провал в памяти" в этом случае касается событий, произошедших после травмы. Все, что было раньше, человек помнит хорошо

    Фиксационная амнезия

    Этим термином называются нарушения краткосрочной памяти. Человек слабо запоминает текущие события. В таких случаях говорят "короткая память"

    Тотальная амнезия

    При этом расстройстве пациент забывает все события, в том числе информацию, касающуюся его личности

    Прогрессирующая амнезия

    Это нарушение характеризуется исчезновением из памяти событий, начиная с настоящих, затем недавних, а в дальнейшем - и прошлых. Причиной возникновения патологии являются атрофические процессы головного мозга, встречающиеся при дегенеративных заболеваниях центральной нервной системы, таких как болезнь Альцгеймера или болезнь Пика. Тотальная амнезия имеет место и при сосудистой деменции. Пациенты с этим нарушением забывают названия предметов, которыми пользуются постоянно, или просто не узнают вещь

    Парамнезии

    Парамнезии - это нарушения, заключающиеся в искажении воспоминаний и добавлении к ним посторонней информации. Специалисты выделяют следующие разновидности:

    Разновидность расстройства

    Описание

    Конфабуляция

    Фрагменты собственной памяти пропадают. Их место занимают истории и события, придуманные самим пациентом. Пересказывая эти ложные воспоминания, человек верит в то, о чем говорит. Сюжетом конфабуляций могут быть различные события: подвиги, достижения, преступления

    Псевдореминисценция

    Исчезнувшие из памяти воспоминания заменяются событиями, которые действительно имелись в биографии пациента, но в другое время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова)

    Криптомнезия

    Криптомнезия характеризуется тем, что пациент выдает за собственное воспоминание и пережитое им самим событие услышанное из других источников (фильмов, документальных историй, рассказов людей). Нарушение характерно для органических расстройств, при которых встречаются бредовые симптомы

    Эхомнезия

    Человеку кажется, что это событие с ним уже происходило, или он видел его во сне. Аналогичные ситуации случаются и у здоровых людей, но они быстро забывают об этом, в то время как при патологической эхомнезии больной придает им особую значимость, зацикливается на них

    Полимпсест

    В клинике парамнезии различают два варианта этого нарушения:

    1. 1. Кратковременные провалы в памяти, вызванные патологическим алкогольным опьянением (эпизоды минувшего дня путаются между собой и с давно прошедшими событиями).
    2. 2. Совмещение 2 ситуаций одного периода времени - в результате пациент сам не знает, что было в реальности

    Диагностика

    Зачастую обратиться к врачу в связи с нарушениями памяти, которые следует лечить, пациенту советуют родственники, ближайшее окружение. В этом случае специалист проводит обследование, уточняя:

    • Какими заболеваниями страдает пациент. В процессе сбора анамнеза в ряде случаев удается выявить связь между имеющимися или перенесенными ранее болезнями и ухудшением интеллектуальных способностей, в том числе проблемами с памятью.
    • Наличие или отсутствие патологии, являющейся непосредственной причиной: деменции, цереброваскулярной недостаточности, черепно-мозговых травм, хронического алкоголизма, наркотических интоксикаций, способствующих нарушениям в мнестической сфере.
    • Какие медикаменты принимает пациент в этот период времени. К подобным расстройствам могут приводить производные бензодиазепина. Если нарушения памяти спровоцированы медикаментозно, они имеют обратимый характер.

    Диагностике помогают следующие исследования:

    Диагностическая методика

    Выявляемые нарушения, способствующие расстройствам памяти

    Биохимический анализ крови

    Нарушение нормального метаболизма, дефицит микроэлементов и витаминов, сбой гормонального обмена

    Методы нейровизуализации (компьютерная, магнитно-резонансная томографии)

    Новообразования головного мозга, гидроцефалия, сосудистые поражения, нарушения дегенеративного характера. При ряде заболеваний расстройство памяти долго остается единственным симптомом, поэтому методы нейровизуализации должны применяться в обязательном порядке, поскольку помогут выявить серьезную патологию

    ЭЭГ (электроэнцефалография)

    Патологическая биоэлектрическая активность нервных клеток, судорожная готовность. Выявление подобных нарушений помогает диагностировать эпилепсию

    Особую сложность при диагностике представляют депрессивные состояния, сопровождающиеся апатическим синдромом. Иногда приходится назначать пробное депрессивное лечение.

    Лечение

    В случае нарушения памяти в результате естественного процесса старения наряду с медикаментозной терапией пожилым людям рекомендуется научиться напоминать себе о текущих делах. Эффективно выполнение специальных упражнений, например, запоминание последовательности чисел, не связанных между собой по смыслу слов, предметов.

    Фармакотерапия основывается на применении препаратов, имеющих ноотропный эффект, и средств, способных улучшить кровоснабжение головного мозга. Медикаменты из этих групп применяются не только у пациентов, страдающих возрастными проблемами, но и в педиатрической практике. Пить такие средства следует курсами, продолжительность и частота которых определяется лечащим врачом в индивидуальном порядке. При назначении ноотропных и вазоактивных препаратов необходимо учитывать возрастные ограничения, противопоказания и их способность к взаимодействию с другими медикаментами, которые уже принимает пациент (особенно это актуально для пожилых людей, имеющих сопутствующие соматические патологии).

Способность сохранять и восстанавливать в сознании прежний опыт, переживания и впечатления - важнейшая функция человеческого мозга. Фактически память - это сам человек. Расстройства пямяти значительно ухудшают качество жизни, и каждый из нас хотел бы сохранить эту высшую психическую функцию на долгие десятилетия. Но не всё зависит от желания человека. Нарушения памяти могут возникать в любом возрасте. Расстройства бывают количественными или качественными. В первом случае происходит выпадение отдельных фрагментов, во втором - возникает путаница из реальных воспоминаний разного времени и воображаемых.

Виды проблем с памятью

Память человека - это комплекс сложных механизмов психики, который, несмотря на внушительный объём исследований, остаётся загадкой для учёных. До сих пор им не удалось определить конкретные участки головного мозга, отвечающие за работу памяти. Традиционно считается, что память является встроенной частью единого психического аппарата, а не отдельной записывающей машиной.

Память обеспечивает фиксацию, хранение и воссоздание различных фактов, знаний и умений.

Степень запоминания отдельно взятого человека определяется совокупностью факторов, таких как побуждение (стимул), эмоциональная составляющая, концентрация внимания, индивидуальные свойства психики. Даже незначительное нарушение способности к запоминанию сопряжено с ощутимым дискомфортом.

В нашем мозге отсутствует специализированный участок, отвечающий сугубо за функцию памяти

Основные виды нарушений памяти перечислены ниже:

  1. Амнезия. Провалы в памяти относительно недавних важных событий или фрагментарные воспоминания. Потеря памяти в этом случае часто бывает временной. Восстановление воспоминаний происходит в хронологическом порядке. События, предшествующие амнезии, чаще всего утрачиваются памятью навсегда. Виды:
    • диссоциативная амнезия - утрата воспоминаний об эмоционально травмирующих событиях, относится к разновидностям природных свойств памяти, вытесняющих болезненные воспоминания в сферу бессознательного; воспоминания возможно восстановить с помощью работы с психоаналитиком или благодаря гипнозу;
    • ретроградная амнезия - потеря фрагментов памяти на события, произошедшие непосредственно перед травмой черепа;
    • антероградная амнезия - утрата воспоминаний, следующих за травмой или стрессом;
    • фиксационная амнезия - неспособность запоминания и воспроизведения текущих событий, совпавших с травмой.
  2. Гипомнезия. Врождённое или приобретённое прогрессирующее ухудшение памяти. Снижение способности к запоминанию и воспроизведению цифровых, терминологических данных, названий, имён. У пожилых людей характеризуется постепенной утратой воспоминаний от настоящего к прошлому.
  3. Гипермнезия. Патологически гипертрофированная способность к запоминанию, часто относящаяся к определённым видам или формам памяти (запоминание излишних деталей, информации, не несущей смысловой нагрузки и т. д.).
  4. Парамнезия. Качественное искажение памяти, для которого характерны ложные или спутанные воспоминания разных времён, а также событий реальных и выдуманных. Виды парамнезий:
    • конфабуляция - ложные воспоминания или комбинации реально имевших место событий с вымышленными, когда больной повествует о ранее будто бы совершённых поступках, достижениях, несуществующем богатстве или преступных деяниях;
    • псевдореминисценция - путаница воспоминаний, когда больной замещает забытое недавнее событие фактами, что имели место в далёком прошлом;
    • криптомнезия - подмена собственных воспоминаний сведеньями, полученными из книг или других информационных источников, приписывание себе чужих идей творчества (невольный плагиат);
    • эхомнезия - восприятие происходящего как ранее уже пережитого в реальности или во сне, в качестве продолжения этих событий;
    • палимпсест - выпадение из памяти фрагментов происходившего во время алкогольного опьянения.

Причины расстройств памяти

Бывают совершенно разные причины для ухудшений памяти. Наиболее распространённые включают: синдром хронической усталости, психическое истощение, травмы головы, возрастные изменения, старческие деменции, алкогольную зависимость, токсические отравления организма, дефицит микро- и макроэлементов. Конкретные причины более характерны для тех или иных возрастных категорий.

У детей

Расстройства памяти у детей могут быть вызваны врождёнными или приобретёнными состояниями. К первым относится задержка или неполное психическое развитие, ко вторым - проблемы с запоминанием информации, амнезия как следствие получения травмы, психической болезни, перенесённой комы.

Фрагментарные нарушения памяти в детском возрасте чаще всего обусловлены совокупностью ряда факторов, включая нездоровую психологическую атмосферу в семье или дошкольном/школьном учреждении, хроническую повышенную утомляемость (иногда по причине частых респираторных инфекций), недостаточное поступление в организм витаминов и макроэлементов.

В молодом и среднем возрасте

Во взрослом возрасте причин для расстройства памяти также достаточно. Начиная с хронического стресса на работе и в семье, оканчивая серьёзными неврологическими заболеваниями (идиопатический синдром паркинсонизма) и поражением головного мозга (энцефалит). Связаны с частичной утратой функции памяти и психические болезни, в их числе - неврозы, депрессивные расстройства, шизофрения.

Существенное влияние на функцию памяти оказывает поражение сосудов головного мозга и недостаточность его кровообращения. Сюда можно отнести заболевания эндокринной системы (диабет, дисфункция щитовидной железы), сосудов, хронически повышенное АД.

У пожилых

В старости основная часть расстройств памяти связана с нарушением мозгового кровообращения в результате возрастного износа сосудистой системы. Метаболический процесс в нервных клетках также терпит негативные изменения. Одна из наиболее распространённых причин серьёзных проблем с памятью у возрастных пациентов - болезнь Альцгеймера.


Болезнь Альцгеймера - нейродегенеративное заболевание, которое постепенно поражает различные аспекты памяти

Естественный процесс старения сопровождается снижением остроты памяти, но происходит это достаточно плавно. В первую очередь пожилому человеку становится всё сложнее запоминать недавние события. При этом память на далёкое прошлое может сохраняться весьма ясной, старик помнит давно происшедшее в деталях. Участившаяся забывчивость нередко провоцирует страх и неуверенность в себе у людей в летах, а также тревогу и даже депрессивные состояния.

Как бы там ни было на ухудшение запоминаемости предъявляют жалобы не менее половины людей после 65 лет. Тем не менее немолодые люди нечасто сталкиваются с ощутимым дискомфортом благодаря медленному протеканию процесса старения. При резком и стремительном ухудшении памяти высок шанс на развитие старческой деменции, если вовремя не предприняты спасительные меры.

Симптомы при ухудшении памяти

Симптомы, которые вызывают подозрение на проблемы с запоминанием и могут расцениваться как проявления ухудшения когнитивной (познавательной) функции, включают:

  • снижение концентрации внимания (неспособность сосредоточиться и зафиксировать внимание на теме или объекте более или менее продолжительное время);
  • снижение способности переключения внимания (чрезмерная фиксация на одной теме и повторяющийся возврат к ней после короткого отвлечения);
  • состояние заторможенности;
  • систематические нарушения повседневного распорядка дня;
  • признаки апатии или депрессивного состояния (потеря аппетита, суицидальные настроения).

Диагностика при проблемах запоминания

Диагностику нарушений памяти проводит невропатолог. Существуют различные диагностические методики для выявления нарушений памяти. Важно понимать, что всё они стандартизированны, а свойства памяти у каждого индивидуума имеют свои особенности. Понятие нормы является довольно условным. Но очевидные нарушения определить с помощью ниже приведённых методов более, чём реально.

Сначала врач предлагает пациенту просмотреть набор из нескольких десятков карточек с изображениями разных предметов. Просмотр карточек осуществляется довольно бегло, после чего испытуемый должен назвать максимальное число предметов, которые он смог запомнить, в хаотичном порядке. Оценив процент правильных ответов, врач делает вывод о состоянии памяти пациента. Если пациенту удалось запомнить около 2/3 всех изображений (например, 20 из 30), то такой результат соответствует норме и с памятью у человека проблем не имеется.


Диагностика образной (визуальной) памяти проводится при помощи карточек с изображениями

Затем пациенту может быть предложен второй набор карточек, с которым потребуется проделать аналогичные действия. Резкие различия в результатах выявят сниженную способность концентрации внимания и запоминания (мнестическая функция).

Подобным образом проверяется не только зрительная, но и слуховая память, только картинки не показывают, а озвучивают вслух изображённые на них предметы. Если пациенту удалось воспроизвести около 60–70% информации, это говорит об отличном результате.

Ещё один метод проверки памяти - это перечисление не связанных между собой слов в определённой последовательности (2–4 повтора). Пациента просят озвучить запомнившиеся слова сразу после теста и через 30 минут. Фиксируются правильные ответы, по которым можно сделать выводы о степени внимания испытуемого. Аналогично могут использоваться искусственные слова, лишённые смысловой нагрузки. Если пациенту удалось запомнить более половины из 10–20 слов, то его функция запоминания соответствует норме.

При подозрениях на серьёзные органические нарушения, связанные с сосудами головного мозга, применяются диагностические методы нейровизуализации: КТ или МРТ. Магнитно-резонансная томография, как метод выбора при подозрении на болезнь Альцгеймера, выявляет характерные признаки дегенеративного процесса в мозге:

  • снижение количества серого вещества;
  • увеличение полости желудочков мозга;
  • обнаружение включений (бляшек) на стенках артерий.

Принципы коррекции и лечения в зависимости от причин

Методы лечения и коррекции когнитивных расстройств напрямую зависят от установленного диагноза. Нарушение мозгового кровообращения - острое и хроническое - возникают как следствие заболеваний сердца и сосудистой системы. Следовательно терапия в этом случае нацелена на борьбу с такими патологиями, как сердечные болезни, гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга.

В условиях развития атеросклероза, который оказывает влияние на объём движения крови по сосудам, необходимо назначение препаратов, препятствующих образованию тромбов (Клопидогрел, Ацетилсалициловая кислота).

Если установлено, что у человека значительно превышены показатели , не корректирующиеся с помощью диеты, то необходим приём препаратов, снижающих уровень липидов, или жиров (Аторвастатин, Симвастатин).

Важно устранить факторы, снижающие кровоснабжение головного мозга, такие как курение, малоподвижный образ жизни, избыточный вес, сахарный диабет.

Состояние недостаточности кровоснабжения головного мозга опасно гибелью клеток в результате сужения или закупорки мелких сосудов. В этом случае уместно назначение нейропротекторной терапии. Такое лечение обеспечивается специальной группой препаратов под названием ноотропы. Эти лекарственные средства повышают устойчивость головного мозга к разнообразным вредным воздействиям, таким как избыточная нагрузка или кислородное голодание. Они представлены нейропротекторами и ноотропами прямого действия. К первым относятся такие группы лекарств:


Ноотропные средства прямого действия включают:


Натуральным растительным средством, обладающим ноотропным действием, считается экстракт гингко билоба. Препараты на основе этого растения обладают выраженным эффектом, нормализующим кровообращение головного мозга. Настойки женьшеня и лимонника китайского применяют для общего поднятия сосудистого тонуса при склонности к пониженному АД.

Комбинации ноотропов с антидепрессантами или успокоительными средствами назначаются при сопутствующей дисфункции со стороны вегетативной нервной системы. В этом случае показано обследование эндокринной функции с целью выявления возможных нарушений в работе щитовидной железы.

Ноотропные средства применяют в лечении расстройств памяти различного происхождения, но обязательно в комбинации с терапией основного заболевания.

Как тренировать память

Человеческий мозг, как и мышцы нашего тела, нуждается в постоянных тренировках для поддержания когнитивных функций на должном уровне. Здоровому человеку достаточно уделять всего 5 минут в день упражнениям на развитие памяти.

Один из наиболее доступных и эффективных методов тренировки памяти и мышления - решение арифметических задач. Начать можно с простых примеров:

  • 487–93 =?
  • 235:5 =?
  • 27*6 =?

Решать примеры и задачки необходимо в уме, не используя вспомогательные электронные девайсы. Математические вычисления ускоряют функции мышления и анализа. Размышляя над арифметическими задачками, вычисляя проценты скидок в сезон распродаж, подбивая сумму чека без калькулятора, мы тем самым обеспечиваем хорошую тренировку нашему мозгу.


Специальные техники позволяют с лёгкостью запоминать слова, цифры, пиктограммы, тренировать воображение

Отличным упражнением для памяти является запоминание случайных чисел, номеров телефонов, совокупности предметов, слов, не связанных между собой по смыслу. Для облегчения задачи можно выстраивать различные ассоциативные ряды, которые помогают логически группировать те или иные слова, символы. Например, цифра 0 (ноль) визуально напоминает яйцо, цифра 1 - свечу, 4 - парусник, а 8 - снеговика. В графическом изображении таких слов или цифр могут использоваться различные цвета. Запомнить не только символ, но и его цвет - задача более сложная, не для новичков.

Коррекция образа жизни

Состояние памяти, особенно с возрастом, во многом определяется генетическими данными, включая склонность к определённым заболеваниям, таким как деменция по альцгеймеровскому типу. Но не менее важную роль играет образ питания и способ жизни. Ниже приведено несколько научно обоснованных советов, позволяющих поддерживать свои когнитивные способности в любом возрасте:


Профилактика

Следование правилам здорового образа жизни - лучшая возможность избежать ухудшения памяти раньше срока. Важную роль играет своевременная терапия системных заболеваний, включая сахарный диабет, артериальную гипертензию. Необходимо внимательно относиться к режиму дня, чередуя работу с отдыхом, обеспечивая ночной сон не менее 8 часов, чтобы органы и системы успевали восстанавливаться.

Не следует злоупотреблять низкокалорийными диетами. Мозг для своей деятельности потребляет не менее 1/5 энергетических поступлений от приёмов пищи. Другое дело, что рацион важно выстраивать сбалансированный, где основными продуктами будут овощи, цельнозерновые злаки, жирные сорта рыбы. Большое значение имеет гидратация организма. Дневная норма потребления жидкости составляет около 2–2,5 л для человека среднего телосложения. В качестве основного напитка лучше предпочесть питьевую или минеральную воду.

В пожилом возрасте важно продолжать поддерживать социальную активность, интересоваться новостями, читать книги и газеты, общаться с близкими - это значительно повысит шансы на сохранение когнитивной функции в норме до глубокой старости.

Причины ухудшения памяти: видео

Существует множество простых, весёлых и эффективных способов поддерживать когнитивные функции мозга в отличном состоянии. Но любая методика должна быть основана на научном подходе. Совмещая правила здорового образа жизни, физическую активность и регулярную тренировку психических функций, можно быть уверенным в том, что память не подведёт вас до глубокой старости.

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Здравствуйте, дорогие друзья! Последнее время нередко слышу, как разные люди жалуются на плохую память, потому предлагаю сегодня поговорить о проблемах с памятью, тем более, что забывчивость и рассеянность время от времени посещает каждого из нас.

Уверена, что не найдется ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не забыл что-нибудь, будь то взять ключи от дома или купить нужные продукты в супермаркете. А сколько раз вы шарили глазами вокруг в поисках предмета, который на самом деле лежал на видном месте? Казалось бы, это все мелочи, недостойные внимания, однако в некоторых ситуациях ухудшение памяти может предупредить о начинающихся проблемах со здоровьем.

Самые простые причины плохой памяти, от которых легко избавиться, – весенний авитаминоз и усталость от недосыпа. Попринимали витаминный комплекс, хорошенько выспались и память заметно улучшается. Гораздо опаснее, когда этот симптом говорит о таких серьезных заболеваниях, как болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз или даже опухоль мозга. Конечно же, плохая память – это не единственный симптом подобных заболеваний, все симптомы нужно рассматривать в совокупности. Определив проблему, гораздо проще предпринимать меры профилактики. Итак:

  1. Стрессы и авитаминоз . Вместе с рассеянностью вы испытываете ощущение , у вас снижается работоспособность и появляются проблемы со сном, ухудшается зрение, волосы становятся сухими, а кожа – проблемной. Все эти симптомы говорят о недостатке витаминов либо стрессе. В данном случае память ухудшается незначительно вследствие повышенных нагрузок либо авитаминоза.

Возможно, вы удивитесь, даже увлечение диетами способно ухудшить память! Несбалансированная диета приводит к нарушению поступления в организм полезных веществ, в особенности это касается углеводов. Именно дефицит углеводов приводит к проблемам с памятью.

Что делать? Если вы испытываете повышенные нагрузки, следите за тем, чтобы ваше питание было правильным, а отдых – полноценным. Сделайте паузу в делах и начните заниматься своим здоровьем. Совершите такой себе разгрузочный день – умственно и физически, поменяйте обстановку.

Принимайте витамины, особенно важно это делать весной и во время повышенной умственной нагрузки. Для работы мозга очень важны витамины В6 и В12, а также Е и С. Сюда же стоит добавить (витамин В9), никотиновую кислоту (витамин В3 или РР) и железо. Отличным решением будет прием комплекса, содержащего все эти вещества в нужной пропорции.

  1. К причинам ухудшения памяти можно отнести и травмы . Практически во всех случаях черепно-мозговых травм появляются проблемы с памятью. Причем человек может забыть не только момент, когда и как произошла травма, но и все, что ей предшествовало, а также события после нее. Помимо такой амнезии возможно появление галлюцинаций, а также воспоминаний, которые создаются самим человеком. То есть, человек вспоминает события и поступки, которых на самом деле не было.
  1. Отдельно стоит упомянуть и то, что ухудшение памяти происходит у всех, кто злоупотребляет алкоголем, сигаретами и наркотиками, а также увлекается лекарствами (в особенности это касается седативных препаратов и транквилизаторов).
  1. Нарушение кровообращения . Если к вашей забывчивости присоединяются боль в глазах, отечность ног, частые головные боли, ощущение онемения в конечностях, головокружение и тошнота, значит, у вас возникли проблемы с кровообращением. Мозг в недостаточном количестве получает кислород, что приводит к ухудшению работы сосудов и органов, некоторые их участки могут просто перестать функционировать. Наиболее опасные изменения происходят при инсульте.


Что делать? Если у вас присутствует сразу несколько из описанных симптомов, настало время пойти на консультацию к таким врачам, как невролог и кардиолог. В случае если все не так серьезно, вы способны самостоятельно улучшить свое кровообращение, добавив в рацион питания овощи и злаки (они богаты на клетчатку), увеличив физическую нагрузку (особенно хороши плавание и прогулки на свежем воздухе, также отличной привычкой будет ежедневная утренняя гимнастика), вам также в помощь витамины С и Е и регулярный массаж.

  1. Проблемы со щитовидной железой . Нередко при заболеваниях щитовидной железы к рассеянности и плохой памяти добавляются сонливость, ощущение постоянной усталости и слабости мышц, отечность, а также постоянные перемены в настроении от раздражительности до депрессии. Ко всему этому могут и редеть брови, ногти становятся ломкими, а кожа бледной и сухой. И в довесок о неправильной работе щитовидной железы вам может подсказать потеря аппетита при появившихся лишних килограммах.

Наиболее часто гормональные проблемы возникают у женщин после 50-ти лет. Не стоит беззаботно относиться к эндокринным болезням и пускать их на самотек, они способны вызвать серьезный сбой в функционировании всего организма.

Что делать? Профилактировать сбой гормональной системы достаточно трудно, однако лечить подобные проблемы необходимо, будь то переизбыток выработки гормонов либо, наоборот, снижение. Прежде всего подкорректируйте свое питание и больше внимания уделите продуктам, содержащим йод: морепродуктам (рыбе и морской капусте), орехам, хурме, твердому сыру, молочным продуктам. И если у вас возникло подозрение на сбои в работе щитовидной железы, необходимо обратиться к такому специалисту, как эндокринолог. Лечение, которое вам будет порекомендовано, будет зависеть от характера конкретно взятой проблемы.

  1. Рассеянный склероз – это заболевание является более серьезной проблемой, при которой присутствует симптом ухудшения памяти. На начальной стадии болезни имеют место эмоциональные проблемы, к которым относятся апатия и депрессия. Остальные симптомы склероза:
  • проблемы со зрением (начинает двоиться в глазах, появляется помутнение или теряется цветность),
  • в ночное время появляются ,
  • возникают проблемы с координацией движений (теряется равновесие, почерк меняется, начинает кружиться голова),
  • нередки проблемы с мочеиспусканием,
  • нарушается чувствительность (появляются «мурашки» по коже или ощущение «ватных» ног, кожу стягивает, на ней появляется зуд либо жжение, возможно ощущение покалывания и онемения).

Проблема в том, что когда заболевание находится на ранней стадии, симптомы не будут явными и их можно принять за проявление других заболеваний. В добавок к этому такие признаки «мерцающие» — то исчезают, то вновь появляются.

В обиходе нередко склероз ассоциируется с простой забывчивостью, однако это заболевание гораздо серьезнее. Оно приводит к отмиранию нервов, в организме происходят серьезные изменения, которые способны привести к инвалидности.

Что делать? Важно заметить проблему, пока она находится на ранних стадиях, что не даст ей прогрессировать. Стоит внимательнее отнестись к появлению описанных симптомов, особенно если им предшествовало ухудшение памяти. Своевременное обращение к неврологу поможет остановить прогрессирование заболевания.

  1. Возрастные изменения . Люди в возрасте нередко жалуются на потерю краткосрочной памяти: они прекрасно помнят события, произошедшие много лет назад, но забывают, то, что только что услышали. Помимо этого признака существуют и другие симптомы, свойственные людям в возрасте, а также больным, имеющим диагноз болезнь Паркинсона или Альцгеймера:
  • апатичность,
  • ощущение вялости,
  • человек становится импульсивным, требовательным, придирчивым и эгоистичным,
  • у него сужается круг интересов и отсутствует самокритика,
  • теряется ориентация в окружающем пространстве и времени,
  • утрачивается способность к самообслуживанию, человек воспринимает себя маленьким ребенком.

Как вы понимаете, если не заниматься лечением данного заболевания, человек способен потерять ощущение реальности и стать совершенно беспомощным.

Что делать? В ваших интересах сделать все, чтобы предотвратить возрастные ухудшения памяти и старческое слабоумие. Необходимо тренировать свой мозг, все время познавайте и осваивайте что-то новое: начните изучать какой-нибудь иностранный язык, считайте в уме, разгадывайте кроссворды, складывайте пазлы или решайте головоломки.

Тренируйте свою память . Помимо тех действий, которые я вам уже порекомендовала, можете попробовать на выбор то, что также поможет улучшить и укрепить вашу память:

  • проделывать привычные для вас действия только с закрытыми глазами, или, если вы правша, попробуйте все делать левой рукой, хотя бы простые действия: расчесывать волосы, чистить зубы;
  • начните интересоваться тем, чем раньше не интересовались — читайте статьи на новые для вас темы;
  • займитесь рукоделием либо освойте его новый вид;
  • при работе за компьютером научитесь набирать текст «вслепую» и десятью пальцами;
  • посещайте новые места, знакомьтесь с новыми людьми.

Если вы отмечаете ухудшение памяти, это является тревожным симптомом, не отмахивайтесь от него. Стоит обратиться к специалисту, чтобы на ранних стадиях обнаружить начинающиеся проблемы. В таком случае вы сможете на долгие годы не только сохранить хорошую память, но и свое здоровье.

Нарушение памяти — это патологическое состояние, характеризующиеся невозможностью полноценно запоминать и пользоваться полученной информацией. По статистике, разной степенью выраженности нарушениями памяти страдает порядка четверти населения планеты. Наиболее выраженной и чаще всего с этой проблемой сталкиваются пожилые люди, у них может возникнуть как эпизодические нарушения памяти, так и постоянные.

Причины ухудшения памяти

Факторов и причин, влияющих на качество усваивания информации довольно много, и не всегда они связаны с нарушениями, вызванными возрастными изменениями. К главным причинам можно отнести:


Ухудшение памяти у пожилых людей

Полная или частичная потеря памяти сопровождает от 50 до 75% всех людей пожилого возраста. Наиболее частая причина возникновения такой проблемы — это ухудшение кровообращения в сосудах мозга, вызванное возрастными изменениями. Помимо этого в процессе строения изменения затрагивают все структуры организма, в том числе обменные функции в нейронах, от которых на прямую зависит возможность восприятия информации. Также нарушение памяти в пожилом возрасте может быть причиной серьёзной патологией, такой как болезнь Альцгеймера.

Симптомы у людей пожилого возраста начинаются с забывчивости. Далее возникают проблемы с кратковременной памятью, когда человек забывает события, которые с ним только что произошли. Подобные состояния нередко приводят к депрессивным состояниям, страхам и неуверенности в себе.

При нормальном процессе старения организма, даже в глубокой старости не происходит потери памяти в таком объёме, что это могло бы повлиять на обычный ритм. Функция памяти снижается очень медленно и не приводит к её полной потери. Но в случаях, когда есть патологические отклонения в работе мозга, пожилые люди могут страдать от такой проблемы. В этом случае требуется поддерживающее лечение, иначе состояние может перерасти в старческую деменцию, в результате которой больной теряет возможность запоминать даже элементарные данные, необходимые в быту.

Замедлить процесс ухудшения памяти можно, но заниматься этим вопросом следует начинать заблаговременно, задолго до старческого возраста. Главной профилактикой деменции в старости считается умственный труд и здоровый образ жизни.

Нарушения у детей

Столкнуться с проблемой ухудшения памяти могут не только пожилые люди, но и дети. Это может быть связано как с отклонениями, чаще умственными, которые возникли еще в утробном периоде. Немаловажную роль при врождённых проблемах с памятью влияют генетические заболевания, в частности синдром Дауна.

Помимо врождённого дефекта, могут быть и приобретённые нарушения. Причиной их становятся:


Проблемы кратковременной памяти

Наша память состоит из кратковременной и долговременной. Кратковременная позволяет нам усваивать информацию, которую мы получаем в данный момент, такой процесс длится от нескольких секунд до суток. Кратковременная память имеет небольшой объём, поэтому в течении непродолжительного периода времени, мозгом принимается решение переместить полученную информацию в долгосрочное хранилище или стереть за ненадобностью.

Например, информация о том, когда вы переходите дорогу и смотрите по сторонам, видите машину серебристого цвета, движущуюся в вашу сторону. Эта информация важна ровно до тех пор, пока вы не перешли дорогу, чтобы остановиться и подождать пока проедет автомобиль, после же надобности в этом эпизоде нет, и информация стирается. Другая ситуация, когда вы познакомились с человеком и узнали его имя и запомнили общий его облик. Эта информация останется в памяти на более длительный период, на сколько именно будет зависеть, придётся ли вам ещё раз видеться с этим человеком или нет, но сохраняться даже при разовой встречи она может годами.

Кратковременная память уязвима и первая страдает при развитии патологических состояний, способных повлиять на неё. При её нарушениях снижается обучаемость человека, наблюдается забывчивость и невозможность сконцентрироваться на том или ином объекте. При этом человек может хорошо помнить, что с ним произошло год и даже десятилетие назад, но не может вспомнить, что он делал или о чем думал пару минут назад.

Кратковременные провалы в памяти зачастую наблюдаются при шизофрении, старческой деменции и при употреблении наркотических веществ либо алкоголя. Но могут быть и другие причины такого состояния, в частности опухоли в мозговых структурах, травмы и даже синдром хронической усталости.

Развиться симптомы нарушения памяти могут как мгновенно, например, после полученной травмы или возникать постепенно в результате шизофрении или возрастных изменений.

Память и шизофрения

Больные шизофренией в своём анамнезе имеют много нарушений со стороны расстройств интеллектуальных способностей. Органические поражения структур мозга отсутствуют при шизофрении, но, несмотря на это с течением болезни развивается слабоумие, которое сопровождается, потеряй кратковременной памяти.

Помимо этого у людей с шизофренией нарушается ассоциативная память и возможность концентрации внимания. Всё зависит от формы шизофрении, во многих случаях память сохраняется длительное время и её нарушения наступают спустя года и даже десятилетия на фоне развившегося слабоумия. Интересный факт при этом, что люди больные шизофренией имеют как бы «двойную память», они могут напрочь не помнить определённых воспоминаний, но, несмотря на это отчётливо помнить другие эпизоды из жизни.

Память и инсульт

В случае с инсультом, когда происходит закупорка тромбом сосудов головного мозга, страдают многие
функции. Зачастую из последствий после такого состояния выделяют провалы в памяти и двигательные и речевые нарушения. После такого состояния люди, могут остаться парализованными, отнимается правая или левая часть тела, происходит искажение мимики лица, из-за атрофии нервных окончаний и многое другое.

Относительно памяти, в первое время после инсульта может наблюдаться полная амнезия на все события, происходившие до начала заболевания. При обширных инсультах может наблюдаться тотальная амнезия, когда больные не могут узнать даже самых близких им людей.

Как правило, несмотря на всю серьёзность патологии, при правильной реабилитации, память у больного в большинстве случаев возвращается, практически полностью.

Терапевтические действия

Потеря памяти или её ухудшение — это всегда вторичный процесс, вызванный тем или иным патологическим процессом. Поэтому для того, чтобы назначить соответствующее лечение, следует изначально выявить причину, которая привела к таким последствиям и лечить непосредственно её. Дальнейшая коррекция памяти происходит уже на фоне лечения основного заболевания. Для восстановления функций памяти требуется:

  • лечение первичного заболевания;
  • медикаментозная терапия для улучшения мозговой деятельности;
  • сбалансированное питание;
  • отказ от вредных привычек;
  • выполнение специальных упражнений, направленных на развитие памяти.

Из медикаментозного лечения для улучшения мышления и метаболизма мозга назначают ноотропные препараты. Наиболее распространённым медикаментом из ноотропов является пирацетам. Из растительных средств применяют билобил, он косвенно воздействует на метаболизм в мозге и, как правило, хорошо переносится.

Рацион должен быть составлен таким образом, чтобы в нём было достаточное количество кислот, витамина группы В, а также магния.

Обратите внимание! При любых патологических изменениях, назначать лечение должен только врач, неконтролируемый приём ноотропных препаратов может усугубить ситуацию.

Если вы хотите сохранить хорошую память на долгие годы и даже в поздней старости не ощущать дискомфорта связанного с чрезмерной забывчивостью, важно еще с юности заниматься этим вопросом. Соблюдая здоровый образ жизни, следя за своим рационом, достаточным сном, отказавшись от вредных привычек и занимаясь самообразованием можно добиться значимых результатов относительно улучшения не только памяти, но и мышления, внимания и интеллекта.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Память и воспоминания