Диагноз боли, оценка состояния пациента и мониторинг. Визуально-аналоговая шкала - метод оценки интенсивности боли: аббревиатура, применение в медицинской практике Определение степени выраженности боли в баллах

Опросники - один из способов оценить интенсивность и выраженность боли , поставить диагноз, проконтролировать эффективность лечения. При жалобах на боль в пояснице, шее или другом отделе позвоночника практикующие врачи и исследователи чаще всего прибегают к нескольким вариантам шкал и опросников:

  • ВАШ - визуально-аналоговая шкала;
  • ШВО - шкала вербального оценивания;
  • Опросник боли Мак-Гилла;
  • Опросник боли Роланда-Морриса.

Большинство из этих анкет универсальные , они служат для работы с пациентами, которые жалуются на боль любой локализации. Но существуют также специфические опросники, разработанные для пациентов с болями в позвоночнике: Роланда-Морриса, Освестри, Хопкинса.

Общие опросники при болях в спине

  • Шкала ВАШ - универсальный метод субъективной оценки болевого синдрома, он применяется при болях разной этиологии и локализации, речь необязательно идет о лечении позвоночника. Пациента просят отметить на 10-сантиметровой линии точку, которая соответствует степени выраженности болевых ощущений. При этом левая граница обозначает «боли нет», а правая - «невыносимая боль, худшая, которую когда-либо испытывал». Для этих целей подойдет любая линейка, но к пациенту она должна быть обращена неградуированной стороной. Потом врач перевернет линейку, чтобы увидеть шкалу, и внесет полученные значения в лист наблюдения.

Недостаток шкалы ВАШ кроется в ее одномерности и неточности - под влиянием эмоций пациент способен сильно преувеличить интенсивность боли.

Зато врач получает возможность эффективно отслеживать изменение болевых ощущений до лечения , в его процессе и после завершения процедур.

  • Шкала ШВО также принадлежит к универсальным методам определения интенсивности боли, ее задача - помочь проконтролировать выраженность болевого синдрома до, в процессе и после лечения. Шкала представляет собой перечень словесных описаний градаций боли: «нет боли», «слабая», «умеренная», «сильная», «очень сильная», «нестерпимая». Она может дополняться цифровыми значениями. Пациента просят выбрать соответствующий его состоянию вариант, однако описательные шкалы в последнее время используются все реже.
  • Шкала Цунга - один из методов определения депрессивных состояний, которые нередко развиваются у пациентов с хроническими болями в пояснице. Вместо шкалы Цунга можно использовать шкалу Бека и Гамильтона или другие опросники, направленные на определение душевного состояния человека. Тест учитывает 20 факторов, с помощью которых определяются 4 степени депрессии.
  • Опросник Мак-Гилла призван качественно оценить характер боли - обычно используют короткую версию этого опросника. Полученные результаты позволяют судить не только о характере боли, но также об эмоциональном состоянии пациента. Пациент потратит на заполнение опросника около 5-15 минут, а все, что ему нужно, - выбрать описания, которые соответствуют его состоянию. Использование опросника Мак-Гилла дает достоверные результаты, его можно применять как одно из средств диагностики, потому что предложенные слова соответствуют определенным синдромам. Врач высчитывает индекс боли в зависимости от количества выбранных позиций.

Короткая версия опросника Мак-Гилла состоит из 20 классов. Каждый класс описывает одну группу явлений, но предлагает разные степени выраженности боли.

Болевой опросник Мак-Гилла

Дайте описание Вашей боли, подчеркнув те или иные ее характеристики в любых из 20 вопросов, необязательно в каждом, но только по одной в каждом вопросе.

  • Какими словами Вы можете описать свою боль?
  • пульсирующая, схватывающая, дергающая, стегающая, колотящая, долбящая
  • подобная электрическому разряду, удару тока, выстрелу
  • колющая, впивающаяся, буравящая, сверлящая, пробивающая
  • острая, режущая, полосующая
  • давящая, сжимающая, щемящая, стискивающая, раздавливающая
  • тянущая, выкручивающая, вырывающая
  • горячая, жгучая, ошпаривающая, палящая
  • зудящая, щиплющая, разъедающая, жалящая
  • тупая, ноющая, мозжащая, ломящая, раскалывающая
  • распирающая, растягивающая, раздирающая, разрывающая
  • разлитая, распространяющаяся, проникающая, пронизывающая
  • царапающая, саднящая, дерущая, пилящая, грызущая
  • немая, сводящая, леденящая
  • Какие чувства вызывает боль, какое воздействие оказывает на психику?
  • утомляет, изматывает
  • .чувство тошноты, удушья
  • чувство тревоги, страха, ужаса
  • угнетает, раздражает, злит, приводит в ярость, приводит в отчаяние
  • обессиливает, ослепляет
  • боль - помеха, досада, страдание, мучение, пытка
  • Как Вы оцениваете свою боль?
  • слабая, умеренная, сильная, сильнейшая, невыносимая.

Специальные опросники

Опросник Роланда-Морриса «Боль в нижней части спины и нарушение жизнедеятельности» служит для оценки качества жизни пациента, он составлен с учетом специфики заболеваний позвоночника, ближайший его аналог - опросник Освестри.

Пациенту предлагают подчеркнуть те утверждения, которые являются для него актуальными в день обращения за медицинской помощью. Затем специалист считает количество пунктов.

С помощью опросника Роланда-Морриса может оценить выраженность нарушений и контролировать эффективность лечения.

Опросник Роланда-Морриса

Когда у Вас болит спина, Вам может быть трудно выполнять некоторые из тех дел или действий, которые Вы обычно выполняете. Подчеркните только те утверждения, которые характеризуют Ваше состояние на сегодня .

  • Я остаюсь дома большую часть времени из-за спины
  • Я хожу медленнее, чем обычно, из-за моей спины
  • Из-за моей спины я не могу делать обычную работу по дому
  • Из-за моей спины мне приходится пользоваться палкой, чтобы ходить по лестнице
  • Из-за моей спины мне достаточно часто приходится лежать и отдыхать
  • Из-за моей спины мне приходится держаться за что-либо, чтобы подняться со стула (кресла)
  • Из-за моей спины мне приходится просить других людей что-то делать для меня
  • Я одеваюсь медленнее, чем обычно, из-за моей спины
  • Я стою только короткое время из-за моей спины
  • Из-за моей спины я не пытаюсь нагибаться или вставать на колени
  • Мне очень трудно вставать со стула (кресла) из-за моей спины
  • Моя спина или ноги болят почти все время
  • Мне трудно поворачиваться в постели из-за моей спины
  • У меня есть проблемы с надеванием носков из-за моей спины
  • Я сплю меньше из-за моей спины
  • Я избегаю тяжелой работы по дому из-за моей спины
  • Из-за болей в спине я более раздражен и резок с другими людьми, чем обычно
  • Из-за болей в спине я хожу по лестнице медленнее, чем обычно.

Опросник Освестри - одна из самых популярных в мире анкет, с помощью которых определяют качество жизни пациента с болями в пояснице.

Состоит из 10 разделов, каждый из которых посвящен определенной сфере жизни. Когда пациент заполнил анкету, врач проставляет напротив ответов баллы, соответствующие порядковому номеру ответа (счет начинается не с единицы, а с нуля).

Индекс ответов представляет собой сумму баллов, умноженную на два. Опросник Освестри дает исчерпывающую картину состояния человека, от предыдущих анкет он отличается подробностью и всесторонностью охвата.

Опросник Освестри

Раздел 1. ИНТЕНСИВНОСТЬ БОЛИ

  1. Я могу переносить боль без приема болеутоляющих средств
  2. Боль сильная, но я справляюсь с ней без приема болеутоляющих средств
  3. Болеутоляющие средства полностью избавляют меня от боли
  4. Болеутоляющие средства умеренно облегчают боль
  5. Болеутоляющие средства очень слабо уменьшают боль
  6. Болеутоляющие средства не действуют на боль

Раздел 2. САМООБСЛУЖИВАНИЕ (умывание, одевание, приготовление, прием пищи и т.д.)

  1. Самообслуживание не нарушено и не вызывает дополнительной боли
  2. Самообслуживание не нарушено, но вызывает дополнительную боль
  3. При самообслуживании из-за усиливающейся боли я действую замедленно
  4. При самообслуживании я нуждаюсь в некоторой помощи, однако большинство действий выполняю самостоятельно
  5. Я нуждаюсь в помощи при выполнении большинства действий по самообслуживанию
  6. Я не могу одеться, умываюсь с большим трудом и остаюсь в постели

Раздел 3. ПОДНИМАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

  1. Я могу поднимать тяжелые предметы без появления дополнительной боли
  2. Я могу поднимать тяжелые предметы, но это усиливает боль
  3. Боль мешает мне поднимать тяжелые предметы, но я могу поднять их, если они удобно расположены, например, на столе
  4. Боль мешает мне поднимать тяжелые предметы, но я могу поднимать предметы средней тяжести, если они удобно расположены
  5. Я могу поднимать только очень легкие предметы
  6. Я не могу поднимать или удерживать никакие предметы

Раздел 4. ХОДЬБА

  1. Боль не мешает мне проходить любые расстояния
  2. Боль мешает мне пройти более 1 километра
  3. Боль мешает мне пройти более 1/2 километра
  4. Боль мешает мне пройти более 1/4 километра
  5. Я могу холить только при помощи палки или костылей
  6. В основном я лежу в постели и с трудом добираюсь до туалета

Раздел 5. СИДЕНИЕ

  1. Я могу сидеть на любом стуле как угодно долго
  2. Я могу сидеть долго только на моем любимом стуле
  3. Боль мешает мне сидеть долее 1 часа
  4. Боль мешает мне сидеть более 1/2 часа
  5. Боль мешает мне сидеть долее 10 минут
  6. Из-за боли я совсем не могу сидеть

Раздел 6. СТОЯНИЕ

  1. Я могу стоять как угодно долго без усиления боли
  2. Я могу стоять как угодно долго, но это вызывает усиление боли
  3. Боль мешает мне стоять долее 1 часа
  4. Боль мешает мне стоять более 30 минут
  5. Боль мешает мне стоять более 10 минут
  6. Из-за боли я совсем не могу стоять

Раздел 7. СОН

  1. Сон у меня хороший и боль не нарушает его
  2. Крепко спать я могу только с помощью таблеток
  3. Даже приняв таблетки, я сплю менее 6 часов ночью
  4. Даже приняв таблетки, я сплю менее 4 часов ночью
  5. Даже приняв таблетки, я сплю менее 2 часов ночью
  6. Из-за боли я совсем не сплю

Раздел 8. СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

  1. Моя сексуальная жизнь нормальна и не вызывает дополнительной боли
  2. Моя сексуальная жизнь нормальна, но вызывает усиление болей
  3. Моя сексуальная жизнь почти нормальна, но резко усиливает боли
  4. Боль значительно ограничивает мою сексуальную жизнь
  5. Боль почти полностью препятствует сексуальной жизни
  6. Из-за боли сексуальная жизнь невозможна

Раздел 9. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

  1. Моя общественная жизнь нормальна и не вызывает усиления болей
  2. Моя общественная жизнь нормальна, но вызывает усиление болей
  3. Боль существенно не нарушает мою общественную жизнь, но ограничивает те виды деятельности, которые требуют больших затрат энергии (например, танцы)
  4. Боль ограничивает мою общественную жизнь, и из-за боли я часто не могу выйти из дома
  5. Боль ограничила мою общественную жизнь только областью моего дома

Из-за боли я совсем не участвую в общественной жизни

Раздел 10. ПОЕЗДКИ

  1. Я могу ездить куда угодно без усиления боли
  2. Я могу ездить куда угодно, но это вызывает усиление боли
  3. Боль мешает мне совершать поездки более 1 часа
  4. Из-за боли я могу совершать лишь самые необходимые поездки длительностью не более 30 минут
  5. Боль мешает всем моим поездкам, кроме визитов к врачу

Симптоматический опросник Хопкинса - клиническая анкета, помогающая составить комплексное представление о состоянии пациентов, страдающих хронической болью в пояснице.

Состоит из 20 пунктов, сгруппированных в 4 шкалы: настроение, межличностные отношения, психосоматические симптомы и приспособление к болезни.

Поскольку у пациентов с хроническими заболеваниями позвоночника наблюдаются расстройства невротического спектра, опросник Хопкинса позволяет зафиксировать не только боль, но также тревогу, депрессию и другие сопутствующие симптомы .

Этой анкетой можно заменить шкалу Цунга, однако опросник Хопкинса считается немного устаревшим - специалисты отдают предпочтение разработанному позже опроснику Освестри.

Симптоматический опросник Хопкинса

  • Чувствуете ли Вы себя несчастным или подавленным большую часть времени?
  • Чувствуете ли Вы безнадёжность по отношению к будущему?
  • Беспокоитесь ли Вы по мелочам?
  • Бывает ли у Вас паника (сильный испуг, страх) без причины?
  • Считаетесь ли Вы нервным человеком?
  • Легко ли Вы раздражаетесь?
  • Пугаетесь ли Вы внезапных вспышек раздражения, которые не в состоянии контролировать?
  • Чувствуете ли Вы себя одиноким?
  • Считаетесь ли Вы обидчивым человеком?
  • Ваши чувства легко уязвимы?
  • Чувствуете ли Вы, что люди не понимают Вас или не симпатизируют Вам?
  • Часто ли у Вас болит голова?
  • Имеете ли Вы проблемы со сном: нарушено засыпание, беспокойный сон, сон, не приносящий отдыха?
  • Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемой медицинской помощи?
  • Чувствуете ли Вы, что Ваши проблемы с поясницей сильно ограничивают Вашу деятельность?
  • Считаете ли Вы себя несчастным из-за проблем со здоровьем?
  • Злоупотребляете ли Вы алкоголем или лекарственными препаратами, не назначенными врачом?
  • Были ли у Вас когда-либо нервные потрясения?
  • Получали ли Вы когда-либо помощь психиатра?
  • Искали ли Вы консультативную помощь по поводу Ваших проблем?

Шкала Oucher

Шкала Эланда (Eland Body Tool)

Шкала рук (Hand scale)

Poker Chip tool

Пошаговое руководство ВОЗ по применению и интерпретации шкалы для оценки боли

Для оценки боли применяются специальные шкалы. Чтобы использовать их эффективно, нужно подбирать шкалы в зависимости от возраста ребенка. Для новорожденных, детей до 3-х лет, от 3-х до 7-лет, для подростков разработаны разные инструменты. Шкалы могут применять как врачи и медсестры, так и родители детей.

При оценке боли учитываются невербальные знаки со стороны пациента, уровень его развития и интеллекта. При заполнении шкалы у вербальных пациентов старше 3-х лет нужно ориентироваться на то, что ребенок говорит о своей боли. Однако стоит помнить, что если ребенок не говорит о боли, это не значит, что ее нет. Возможно он боится последствий, например, уколов, или наоборот, считает, что отрицание боли – проявление силы и храбрости.

Дети чуть постарше могут описывать интенсивность своей боли и локализовать ее. Если это ребенок в возрасте 1,5-2 лет, он может не употреблять слово «боль», используя близкие ему слова-определения (например, «бо-бо»). Дети старше 8 лет способны описывать боль в контексте своего опыта, а подростки – подробно рассказывать о причинах боли и детально описывать свои болевые ощущения.

Всегда необходимо спрашивать о боли не только ребенка, но и тех, кто находится рядом, видит ребенка каждый день и может оценить его состояние в динамике. Мамы и папы, опекуны, няни или медсестры могут дать действительно важную информацию: ел ли сегодня ребенок, отказывался ли он от питья, разговаривает ли он сегодня, как можно оценить его позу и насколько она для него естественна.

При заполнении шкалы необходимо не только , но и обязательно выявить причину боли, чтобы по возможности устранить ее и обезболить ребенка.

Важно сказать, что идеальных шкал для оценки боли нет. Они не всегда дают нам объективную ситуацию, и относиться к ним нужно как к ориентировочным методикам. Но несмотря на это, нужно их обязательно использовать, так как это дает возможность оценки интенсивности боли.

Важно

Нужно выбрать одну методику для пациента и применять ее постоянно.

NIPS – Neonatal Infant Pain Scale

И спользуют для оценки боли у детей в возрасте до 1 года. Шкалу могут заполнить родители, ориентируясь на выражение лица ребенка, на плач, дыхание, положение верхних и нижних конечностей, состояние сознания. Сумма баллов выше трех означает наличие боли.

FLACC (Face, Legs, Activity, Cry, Consolability)

Эта поведенческая шкала применяется для детей в возрасте до 3 лет. Она учитывает выражение лица ребенка, положение или подвижность ног, характер крика и то, насколько ребенок поддается успокоению. Боль оценивается по десятибалльной шкале. Чем выше оценка, тем сильнее боль, и тем хуже себя чувствует ребенок.

Источник: БФ «Детский паллиатив»

Шкала Вонга-Бейкера (Face scale)

Используется для детей в возрасте от 3 до 7 лет . При работе с этой рейтинговой шкалой ребенку необходимо выбрать одно из нарисованных лиц, которое соответствует его самочувствию. Иногда, используя эту шкалу, ребенок может больше ориентироваться на свои эмоции, чем на боль. 0 счастлив, нет боли, 5 плачет, несчастен, испытывает нестерпимую боль. Поэтому эта шкала не всегда бывает адекватна для оценки боли.

Шкала Oucher

Аналог предыдущей шкалы десятибалльная шкала Oucher , на которой представлены фотографии лиц детей с нарастающей болью и без нее.

Источник: www.oucher.org

Шкала Эланда (Eland body tool)

Также для детей этого возраста применяется цветная шкала Эланда (Eland body tool ). Интенсивность боли ребенок определяет с помощью цвета: сильная боль – красный цвет, умеренная боль – оранжевый, слабая боль – желтый. Также шкала позволяет определить локализацию боли.

Шкала рук (Hand scale)

Пятибалльная шкала, которая показывает колебания боли при помощи одной руки. Сжатая в кулак рука означает отсутствие боли, полностью раскрытая ладонь нестерпимую боль. Применяется для детей старше 3 лет.

Poker Chip tool

В некоторых странах согласно ВОЗ для оценки боли у детей 3-12 лет используется шкала с фишками для покера (Poker Chip tool ). Однако ее использование требует уверенности, что у ребенка развит навык сортировки по размеру. Среди недостатков – необходимость мытья фишек после каждого использования, риск потери фишек и ограниченное число вариантов ответа от 0 (отсутствие боли) до 4 – сильная боль. Шкала доступна с переводом на английский, арабский, испанский и тайский языки. При ее использовании будьте уверены, что ваш лечащий врач тоже может пользоваться этой шкалой.

Визуально-аналоговая шкала (ВАШ)

Подходит для детей старше 7 лет, которые понимают значение цифр. На вертикальной шкале с изображением цифр от 0 до 10 ребенок должен подвинуть полоску вверх или вниз (или показать пальцем) на ту высоту шкалы, с которой он ассоциирует свои болевые ощущения. Аналог такой шкалы нумерологическая оценочная шкала (НОШ).

Шкала тактильной и визуальной оценки боли (Touch Visual Pain – TVP scale)

Была создана для ВИЧ-инфицированных детей с мультиорганной патологией. При оценке боли используются прикосновения к ребенку и наблюдение за ним. Боль оценивается по десятибалльной шкале: 0 – нет боли, 10 – нестерпимая боль.

… объективизация боли – одна из трудноразрешимых проблем в клинической практике врачей различных специальностей .

В настоящее время для оценки наличия, степени, и локализации боли в клинике используются (1) психологические , (2) психофизиологические и (3) нейрофизиологические методы. Большинство из них основаны на субъективной оценке своих ощущений самим пациентом.

Наиболее простыми способами количественной характеристики боли являются ранговая шкала (Bonica J.J., 1990).

Числовая ранговая шкала состоит из последовательного ряда чисел от 0 до 10. Пациентам предлагается оценить свои болевые ощущения цифрами от 0 (нет боли) до 10 (максимально возможная боль). Пациенты легко обучаются пользованию этой шкалой. Шкала проста, наглядна и удобна при заполнении и может быть использована достаточно часто во время лечения. Это позволяет получить информацию о динамике боли: сопоставляя предыдущие и последующие показатели болевых ощущений, можно судить об эффективности проводимого лечения.

Вербальная ранговая шкала состоит из набора слов, характеризующих интенсивность болевых ощущений. Слова выстраиваются в ряд, отражающий степень нарастания боли, и последовательно нумеруются от меньшей тяжести к большей. Чаще всего используется следующий ряд дескрипторов: боли нет (0), слабая боль (1), умеренная боль (2), сильная боль (3), очень сильная (4) и нестерпимая (невыносимая) боль (5). Пациент выбирает слово, наиболее точно соответствующее его ощущениям. Шкала проста в использовании, адекватно отражает интенсивность боли у пациента и может быть использована для контроля за эффективностью обезболивания. Данные вербальной ранговой шкалы хорошо сопоставляются с результатами измерений интенсивности боли при помощи других шкал.

Визуальная аналоговая шкала (ВАШ) представляет собой прямую линию длиной 10 см, начало которой соответствует отсутствию боли – «боли нет». Конечная точка на шкале отражает мучительную невыносимую боль – «нестерпимая боль». Линия может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Пациенту предлагается сделать на этой линии отметку, соответствующую интенсивности испытываемых им данный момент болей. Расстояние между началом линии («нет болей») и сделанной больным отметкой измеряют в сантиметрах и округляют до целого. Каждый сантиметр на визуальной аналоговой шкале соответствует 1 баллу. Как правило, все пациенты, в том числе и дети старше 5 лет, легко усваивают визуальную аналоговую шкалу и правильно пользуются ею.

Визуальная аналоговая шкала является достаточно чувствительным методом для количественной оценки боли, и данные, полученные при помощи ВАШ, хорошо коррелируют с другими методами измерения интенсивности боли.

Мак-Гилловский болевой опросник (McGill Pain Questionnaire). Боль является сложным, многомерным чувством, в котором одновременно отражена интенсивность боли, ее сенсорная и эмоциональная составляющая, поэтому при использовании одномерных ранговых шкал врач оценивает боль только количественно, не учитывая качественные особенности боли. В начале 70-х годов XX века Р. Мелзак разработал Мак-Гилловский болевой опросник, в котором все слова (дескрипторы), описывающие качественные особенности боли, разделены на 20 подклассов (Melzack R., 1975). Мак-Гилловский болевой опросник переведен на многие языки мира и доказал свою высокую эффективность в многомерной оценке боли.

В нашей стране существует несколько версий опросника на русском языке, но наиболее удачным является вариант, подготовленный сотрудниками Российского государственного медицинского университета, МГУ им. М.В. Ломоносова и ЦИТО им. Н.Н. Приорова (Кузьменко В.В. и др., 1986), который приведен ниже.

МАК-ГИЛЛОВСКИЙ БОЛЕВОЙ ОПРОСНИК

Прочитайте, пожалуйста, все слова-определения и отметьте только те из них, которые наиболее точно характеризуют Вашу боль. Можно отметить только по одному слову в любом из 20 столбцов (строк), но не обязательно в каждом столбце (строке).

Какими словами Вы можете описать свою боль? (сенсорная шкала)

(1) 1. пульсирующая, 2. схватывающая, 3. дергающая, 4. стягивающая, 5. колотящая, 6. долбящая.
(2) подобна: 1. электрическому разряду, 2. удару тока, 3. выстрелу.
(3) 1. колющая, 2. впивающаяся, 3 буравящая, 4. сверлящая, 5. пробивающая.
(4) 1. острая, 2. режущая, 3. полосующая.
(5) 1. давящая, 2. сжимающая, 3. щемящая, 4. стискивающая, 5. раздавливающая.
(6) 1. тянущая, 2. выкручивающая, 3. вырывающая.
(7) 1. горячая, 2. жгучая, 3. ошпаривающая, 4. палящая.
(8) 1. зудящая, 2. щиплющая, 3. разъедающая, 4. жалящая.
(9) 1. тупая, 2. ноющая, 3. мозжащая, 4. ломящая, 5. раскалывающая.
(10) 1. распирающая, 2. растягивающая, 3. раздирающая, 4. разрывающая.
(11) 1. разлитая, 2. распространяющаяся, 3. проникающая, 4. пронизывающая.
(12) 1. царапающая, 2. саднящая, 3. дерущая, 4. пилящая, 5. грызущая.
(13) 1. немая, 2. сводящая, 3. леденящая.

Какое чувство вызывает боль, какое воздействие оказывает на психику? (аффективная шкала)

(14) 1. утомляет, 2. изматывает.
(15) вызывает чувство: 1. тошноты, 2. удушья.
(16) вызывает чувство: 1. тревоги, 2. страха, 3. ужаса.
(17) 1. угнетает, 2. раздражает, 3. злит, 4. приводит в ярость, 5. приводит в отчаяние.
(18) 1. обессиливает, 2. ослепляет.
(19) 1. боль-помеха, 2. боль-досада, 3. боль-страдание, 4. боль-мучение, 5. боль-пытка.

Как Вы оцениваете свою боль? (эвалюативная шкала)

(20) 1. слабая, 2. умеренная, 3. сильная, 4. сильнейшая, 5. невыносимая.

Каждый подкласс составили слова, сходные по своему смысловому значению, но различающиеся по интенсивности передаваемого ими болевого ощущения. Подклассы образовали три основных класса: сенсорную шкалу, аффективную шкалу и эвалюативную (оценочную) шкалу. Дескрипторы сенсорной шкалы (1 – 13-й подклассы) характеризуют боль в терминах механического или термического воздействия, изменения пространственных или временных параметров. Аффективная шкала (14 – 19 подклассы) отражает эмоциональную сторону боли в терминах напряжения, страха, гнева или вегетативных проявлений. Эвалюативная шкала (20-й подкласс) состоит из 5 слов, выражающих субъективную оценку интенсивности боли пациентом.

При заполнении опросника пациент выбирает слова, соответствующие его ощущениям в данный момент, в любом из 20 подклассов (не обязательно в каждом, но только одно слово в подклассе). Каждое выбранное слово имеет числовой показатель, соответствующий порядковому номеру слова в подклассе. Подсчет сводится к определению двух показателей: (1) индекса числа выбранных дескрипторов , который представляет собой сумму выбранных слов, и (2) рангового индекса боли – сумма порядковых номеров дескрипторов в субклассах. Оба показателя могут быть подсчитаны для сенсорной и аффективной шкал отдельно или вместе. Эвалюативная шкала по своей сути представляет вербальную ранговую шкалу, в которой выбранное слово соответствует определенному рангу. Полученные данные заносятся в таблицу и могут быть представлены в виде диаграммы.

Мак-Гилловский опросник позволяет охарактеризовать в динамике не только интенсивность боли, но и ее сенсорный и эмоциональный компоненты , что может быть использовано в дифференциальной диагностике заболеваний.

Возрастной фактор при оценке боли у детей . Дети в возрасте 8 лет и старше могут использоваться теми же визуально-аналоговые шкалами для оценки силы боли, что и взрослые, - такая шкала наносится на линейку, которую следует располагать горизонтально.

Для детей от 3 до 8 лет при самооценке силы боли можно пользоваться либо мимическими шкалами (лица на фотографиях или рисунках выстроены в ряд, в котором постепенно усиливается мимика дистресса) или шкалы с цветовой аналогией (линейки с нарастающей яркостью красного цвета, обозначающего силу боли). Сообщалось о высокой степени сходства по параметрам силы боли, полученным с применением шкалы фотографических портретов и шкалы цветовой аналогии у детей в возрасте от 3 до 7 лет после операции.

Использование шкал наблюдения за поведением ребенка является основным методом оценки боли у новорожденных, грудных детей и у детей в возрасте от 1 до 4-х лет , а также у детей с нарушениями развития . В таких шкалах боль оценивается по выражению лица, двигательным реакциям со стороны конечностей и туловища, вербальным реакциям или по сочетанию поведенческих и вегетативных изменений. В некоторых подобных методиках термин «дистресс» отражает не только боль, но и страх, а также тревогу. Поведенческие шкалы могут преуменьшить интенсивность продолжительных болей, если сравнивать их результаты с методиками самооценки.

Во время проведения хирургических операций и в условиях интенсивной терапии целесообразно документировать физиологические реакции на боль, хотя эти реакции могут быть неспецифичными. Например, тахикардия может вызываться не только болью, но и гиповолемией или гипоксемией. Следовательно, (!!! ) трудно бывает оценить силу боли у новорожденных, грудных детей и у детей в возрасте от 1 до 4-х лет, а также у детей со значительными нарушениями развития . Если клиническая картина не позволяет сделать определенных выводов, следует прибегнуть к применению мер, нивелирующих стресс, к которым относятся создание комфорта, питание и анальгезия, при этом по эффекту можно судить о причине дистресса.

Количественная оценка болевой чувствительности относится к интегративным показателям, отражающим общее состояние организма и его реакцию на физиологические или психоэмоциональные нагрузки, поэтому измерение порогов боли является весьма полезным методом в комплексном обследовании пациентов. За порог болевой чувствительности принимают то минимальное значение стимула, которое испытуемым воспринимается как болевое ощущение.

Порог болевой чувствительности определяется с помощью инструментальных методов, в которых в качестве раздражителей используются различные механические, термические или электрические стимулы (Василенко А.М., 1997). Порог болевой чувствительности выражается в (1) единицах силы стимула при использовании методов с нарастающей его интенсивностью, либо в (2) единицах времени при действии раздражителя с постоянной силой. Например, при измерении болевой чувствительности с помощью тензоалгометра, обеспечивающее постепенное увеличение давления на кожу, болевой порог выражается в единицах отношения силы давления к площади наконечника (кг/см2). При термоалгометрии с постоянной температурой термода порог болевой чувствительности выражается в секундах – время от начала воздействия до появления болевых ощущений.

С помощью методов количественной оценки болевой чувствительности удается (1) обнаружить зоны гипералгезии при патологии внутренних органов, (2) триггерные точки при миофасциальных болевых синдромах, (3) контролировать эффективность действия анальгетиков, а в некоторых случаях (например, при психогенных болевых синдромах) (4) определять терапевтическую тактику.

Электрофизиологические методы . Для оценки болевой чувствительности пациентов и контроля эффективности обезболивания в клинических исследованиях используются также электрофизиологические методы. Наибольшее распространение получила методика регистрации ноцицептивного рефлекса отдергивания, или RIII-рефлекса.

Ноцицептивный рефлекс отдергивания (НРО), или ноцицептивный флексорный рефлекс является типичным защитным рефлексом. впервые данный тип защитных рефлексов, возникающих как у животных, так и у человека в ответ на болевое раздражение, в 1910 году был описан Шеррингтоном и с 1960 года используется в клинике для объективизации боли (Kugekberg E. et al., 1960). Чаще всего регистрируют НРО в ответ на электростимуляцию n. suralis или плантарной поверхности стопы (Вейн А.М.,2001; Skljarevski V., Ramadan N.M., 2002). Вместе с тем НРО может регистрироваться при болевой стимуляции пальцев рук (Гнездилова А.В. и др., 1998) и даже при гетеросегментарном раздражении (Сыровегина А.В. и др., 2000).

При регистрации НРО выделяют два компонента в ЭМГ-активности – RII- и RIII-ответы. RII-ответ имеет латентный период 40 – 60 мс и его появление связывают с активацией толстых низкопороговых А-волокон, в то время как RIII-ответ возникает с латентным периодом 90 – 130 мс при интенсивности раздражения, превышающей порог возбуждения тонких А-волокон. Считается, что НРО является полисинаптическим, рефлекторная дуга которого замыкается на уровне спинного мозга.

Однако существуют данные, указывающие на возможность вовлечения супраспинальных структур в механизмы возникновения НРО. Прямым подтверждением этого является исследования, в которых сравнивались особенности изменения НРО у интактных и спинальных крыс (Gozariu M. et al., 1997; Weng H.R., Schouenborg J., 2000). В первом исследовании авторы установили, что у интактных крыс сохранность супраспинальных механизмов контроля боли противодействует развитию увеличения амплитуды НРО в условиях длительной болевой стимуляции, в отличие от спинальных животных. Во второй работе приводятся доказательства увеличения тормозных реакций НРО при гетеротопических ноцицептивных стимулах в условиях спинализации животных.

Понимание факта вовлечения супраспинальных структур мозга в формирование НРО не только расширяет диагностические возможности метода, но и позволяет использовать его в клинике для объективной оценки выраженности болевого синдрома не только при гомотопической стимуляции, но и при гетеросегментарном болевом раздражении.

Метод экстероцептивной супрессии произвольной мышечной активности в m. masseter . Для изучения механизмов развития головных и лицевых болей в клинике также используется метод экстероцептивной супрессии произвольной мышечной активности в m. masseter (Вейн А.М. и др., 1999; Andersen O.K. et al., 1998; Godaux E., Desmendt J.E., 1975; Hansen P.O. et al., 1999). Данный метод по существу является разновидностью ноцицептивного рефлекса отдергивания.

Установлено, что периоральная электрическая стимуляция вызывает в тонической ЭМГ-активности жевательных мышц два последовательных периода торможения, обозначаемых как ES1 и ES2 (exteroceptive suppression). Ранний период торможения (ES1) возникает с латентностью 10 -15 мс, поздний (ES2) – имеет латентный период 25 – 55 мс. Степень экстероцептивной супрессии в жевательных мышцах усиливается при гомотопической ноцицептивной активности в тригеминальных афферентах, что используется в клинике для количественной оценки боли у пациентов с головными и лицевыми болями.

Точные механизмы развития ES1 и ES2 неизвестны. Считается, что ES1 связан с олигосинаптической активацией тригеминальными афферентами интернейронов ядер тригеминального комплекса, оказывающих тормозное влияние на мотонейроны жевательных мышц, в то время как ES2 опосредуется полисинаптической рефлекторной дугой, вовлекающей нейроны медуллярной части спинального тригеминального ядра (Ongerboer de Visser et al., 1990). Вместе с тем существуют данные, свидетельствующие о том, что ES2 может регистрироваться при гетеротопической болевой стимуляции, а электрическая стимуляция пальцев рук редуцирует ES2 в жевательных мышцах (Кукушкин М.Л. и др., 2003). Это позволяет предположить, что механизмы развития ES2 боле сложны и реализуются с участием супраспинальных центров через спино-кортико-спинальную возвратную петлю.

Метод регистрации соматосенсорных вызванных потенциалов . На протяжении последних двух десятилетий для измерения клинической и экспериментальной боли у человека широко применяется метод регистрации соматосенсорных вызванных потенциалов (ССВП). По данной проблеме имеется обширный исследовательский материал, обобщенный в ряде обзорных статей (Зенков Л.Р., Ронкин М.А., 1991; Bromm B., 1985; Chen A.C.N., 1993). Считается, что ранние компоненты ССВП (N65-P120) отражают интенсивность физического стимула, используемого для вызова болевого ощущения, в то время как амплитуда поздних компонентов ССВП (N140-P300) коррелирует с субъективным восприятием боли.

Мнение о том, что амплитуда поздних компонентов ССВП может отражать субъективное восприятие боли, было сформировано на основании исследований, в которых показан позиивная связь между снижением амплитуды компонентов N140-P300 ССВП и введением различных анальгетиков. Вместе с тем, хорошо известна вариабельность амплитуды позних омпонентов ССВП, которая зависит от ряда психологических факторов, таких как внимание, память, эмоциональное состояние (Костандов Э.А., Захарова Н.Н., 1992), которые в значительной степени могут изменяться не только анальгетиками, но и самой процедурой исследования. Кроме того, последние публикации по данной проблеме (Сыровегин А.В. и др., 2000; Zaslansky R. et al., 1996) свидетельствуют о низкой связи субъективного болевого восприятия и амплитуды поздних компонентов ССВП.

!!! Наиболее надежным среди электрофизиологических методов контроля величины субъективного болевого ощущения остается ноцицептивный рефлекс отдергивания (НРО).

Функциональное картирование нейрональной активности мозговых структур . В последнее время в клиническую практику все шире внедряются методы функционального картирования нейрональной активности мозговых структур при острой и хронической боли (Coghill R.C., et al., 2000; Rainville P. et al., 2000). Наиболее известными из них являются: (1) позитронно-эмиссионная томография и метод (2) функционального магнитного резонанса . Все методы функционального картирования основаны на регистрации в структурах мозга локальной гемодинамической реакции, которая имеет положительную корреляционную связь с электрической активностью популяций нейронов.

С помощью методов функционального картирования удается визуализировать в трехмерных пространственных координатах (миллиметры у человека и микрометры у животных) изменение активности нейронов в ответ на предъявляемые ноцицептивные воздействия, что позволяет изучать нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы боли.

Эдгар Дега, «Прачки, страдающие от зубной боли». Изображение с сайта forbes.ru

Обезболивание – одна из самых болевых точек нашей медицины. Несмотря на некоторое упрощение порядка получения необходимых препаратов раковыми больными, проблема далека от решения, при этом в системе отечественного здравоохранения менеджмент боли не выделяется в отдельную отрасль знания и медицинского сервиса.

Между тем, в этой сфере медицины существуют международные стандарты, основанные на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения. Они касаются обезболивания не только пациентов в последней стадии рака, но и других случаев острой и хронической боли и предполагают наличие в медицинских центрах специалистов по менеджменту боли, которые непременно участвуют в консилиумах других врачей, совместно разрабатывающих план лечения больного и ухода за ним.

Первая ступень в работе – это оценка боли. Конечно, есть очевидные случаи: это, например, травма с разрывом тканей или органов, переломом костей, – понятно, что больной страдает от сильной или даже невыносимой боли. Однако часто врачу приходится просить самого больного оценить свою боль по шкале от 1 до 10. Что же представляет собой такая шкала?

Шкала боли

1 – боль очень слабая, едва заметная. Большую часть времени пациент о ней не думает.

2 – несильная боль. Она может раздражать и время от времени приступообразно усиливаться.

3 – боль заметна, она отвлекает, однако к ней можно привыкнуть и приспособиться.

4 – умеренная боль. Если человек глубоко погружен в какое-то занятие, он может игнорировать ее, но только в течение какого-то времени, однако затем она обязательно отвлечет внимание на себя.

5 – умеренно сильная боль. Ее нельзя игнорировать больше, чем несколько минут, но сделав над собой усилие, человек может выполнять какую-то работу или участвовать в каком-то мероприятии.

6 – умеренно сильная боль, которая мешает выполнять нормальные ежедневные действия, так как сосредоточение на чем-то становится чрезвычайно сложной задачей.

Следом идет жестокая боль (инвалидизирует, не позволяет выполнять обычные обязанности, общаться с людьми).

7 – тяжелая боль, подчиняющая себе все ощущения и существенно ограничивающая способность человека производить обычные действия и общаться с другими. Мешает спать.

8 – интенсивная боль. Физическая активность сильно ограничена. Словесное общение требует огромного усилия.

9 – мучительная боль. Человек не в состоянии разговаривать. Возможны неконтролируемые стоны или плач.

10 – невыносимая боль. Человек привязан к постели и, возможно, в бреду. Болевые ощущения такой силы приходится испытывать в течение жизни очень малому количеству людей.

Для того, чтобы сориентировать пациента, врач может повесить в своем кабинете шкалу с эмотиконами (смайликами), соответствующими ее делениям, от счастливой улыбки при 0 до лица, рыдающего в агонии при 10. Еще один ориентир, но только для женщин и только для рожавших, – это подсказка: естественные роды без обезболивания соответствуют отметке 8.

Шкала боли может показаться очень простой, но, по словам Стивена Коена, профессора отделения боли в Школе медицины имени Джона Хопкинса (Балтимор, США), она основана на довольно глубоких исследованиях.

Боль — это отдельное расстройство, требующее вмешательства

В западной медицине в отношении хронической боли с некоторых пор сместился акцент: ее больше не рассматривают просто как симптом того или иного заболевания, но как самостоятельное расстройство, требующее вмешательства. И если для большинства пациентов шкала боли является полезным инструментом, для некоторых она становится определяющей при выборе лечения.

«Шкала особенно важна для тех, кто имеет проблемы в коммуникации», – говорит Коен, имея в виду прежде всего маленьких детей и пациентов с когнитивными нарушениями.

Врачу, помимо оценки боли по шкале, важно знать и другие параметры. Так, доктор Седдон Сэвэдж, президент Американского сообщества боли и профессор анестезиологии в Дартмутской школе медицины (США), просит пациента рассказать о том, как менялся уровень боли в течение последней недели, как ведет себя боль в течение дня, усиливается ли к вечеру, дает ли возможность выспаться и так далее.

Если в работе с пациентом использовать шкалу постоянно, то с течением времени можно получить картину того, как влияет хроническая боль на его качество жизни, как работают терапии и обезболивающие препараты.

«Я также прошу больного показать мне на шкале, какой уровень боли будет приемлемым для него, – говорит Сэвэдж. – При хронических заболеваниях мы не всегда можем свести боль на нет, но возможно достичь того уровня, который позволит пациенту все-таки вести приемлемый образ жизни».

Специалисты по боли обязательно уточняют у пациента, каков ее характер: стреляющая, тупая, пульсирующая, есть ли ощущения жжения, покалывания или онемения, а также какие внешние факторы влияют на боль, что усиливает ее, а что ослабляет.

Жизненно важно не только то, насколько сильна боль пациента и каков ее характер, но также и то, как она влияет на его повседневную жизнь. Именно это и имеется в виду под сдвигом акцента. Врач должен сосредоточиться не только на лечении самого заболевания (что, безусловно, чрезвычайно важно), но и найти способ помочь пациенту как можно меньше отклоняться из-за боли от ведения нормального образа жизни.

Для этого, по словам Сэвэдж, необходимы совместные усилия ряда специалистов: лечащего врача, специалиста по боли, физического терапевта, психолога и психиатра, и, самое главное, самого пациента, который должен играть активную роль в процессе лечения.

8547 0

Самый простой и распространенный способ заключается в регистрации интенсивности боли с помощью ранговых шкал.

Существует числовая ранговая шкала (ЧРШ), состоящая из последовательного ряда чисел от 1 до 5 или до 10.

Пациент должен выбрать число, отражающее интенсивность испытываемой боли.

Вербальная ранговая шкала (ВРШ) содержит набор слов-дескрипторов боли, отражающих степень нарастания боли, последовательно нумерующиеся от меньшей тяжести к большей: нет (0), слабая боль (\), умеренная боль (2), сильная боль (3), очень сильная боль (4), нестерпимая (невыносимая) боль (5). Визуальная аналоговая шкала (ВАШ) представляет собой прямую линию длиной 100 мм с нанесенными на нее миллиметровыми юлениями или без них. Начальная точка линии означает отсутствие боли, конечная - невыносимую боль.

От пациента требуется отметить уровень боли точкой на предлагаемой прямой. Для пациентов, которые испытывают трудности с абстрагированием и представлением боли в виде цифры или точки на прямой, можно использовать лицевую (мимическую шкалу боли). Варианты перечисленных шкал, наиболее часто используемых в клинической практике приведены на рис 1.



Рис. 1. Шкалы для оценки боли


Простота и высокая чувствительность методов ранговой шкальной оценки делают их очень полезными, а иногда и незаменимыми в клинической практике, но они имеют и ряд недостатков. Математический анализ результатов основан на маловероятном предположении, что каждый ранг является равной психологической единицей измерения.

Боль оценивается однозначно - по интенсивности, как простое ощущение, различающееся только количественно, тогда как она имеет качественные отличия. Аналоговые, числовые и вербальные шкалы дают единую, обобщенную оценку, которая отражает почти совсем не изученный процесс интеграции многомерного болевого опыта.

Для многомерной оценки боли R.Melzack и W.S.Torgerson (1971) предложили опросник, получивший название "Мак-Гилловский болевой опросник" (McGill Pain Questionnaire). Известен также метод многомерной семантической дескрипции боли, в основу которого положен расширенный Мак-Гилловский опросник (Melzack R., 1975).

Расширенный опросник содержит 78 слов-дескрипторов боли, введенных в 20 подклассов (субшкал) по принципу смыслового значения и образуюших три главных класса (шкалы): сенсорный, аффективный и эвалюативный.

Результаты опроса могут служить критерием психического состояния больных. Многочисленными исследованиями проверена адекватность метода для оценки боли, обезболивания и диагностики, в настоящее время он стал стандартным методом обследования за рубежом.

В нашей стране проделана аналогичная работа. В.В. Кузьменко, В.А. Фокин, Э.Р. Маттис и соавторы (1986), взяв за основу Мак-Гилловский опросник, разработали оригинальный опросник на русском языке и предложили методику анализа его результатов. В этом опроснике каждый подкласс составляют слова, сходные по своему смысловому значению, но различающиеся по интенсивности передаваемого ими болевого ощущения (таблица 3).

Таблица 3. Мак-Гилловский болевой опросник

Какими словами Вы можете описать свою боль? (сенсорная шкала)
1.
1. Пульсирующая
2. Схватывающая
3. Дергающая
4. Стегающая
5. Колотящая
6. Долбящая
2.
Подобная
1. Электрическому разряду,
2. Удару тока,
3. Выстрелу
3.
1. Колющая
2. Впивающаяся
3. Буравящая
4. Сверлящая
5. Пробиваюшая
4.
1. Острая
2. Режущая
3. Полосующая
5.
1. Давящая
2. Сжимающая
3. Щемящая
4. Стискивающая
5. Раздавливающая
6.
1. Тянущая
2. Выкручивающая
3. Вырывающая
7.
1. Горячая
2. Жгущая
3. Ошпаривающая
4. Палящая
8.
1. Зудящая
2. Щиплющая
3. Разъедающая
4. Жалящая
9.
1 Тупая
2. Ноющая
3. Мозжащая
4. Ломящая
5. Раскалывающая
10.
1. Распирающая
2. Растягивающая
3. Раздирающая
4. Разрывающая
11.
1. Разлитая
2. Распространяющаяся
3. Проникающая
4. Пронизывающая
12.
1. Царапающая
2. Саднящая
3. Дерущая
4. Пилящая
5. Грызущая

13.
1. Немая
2. Сводящая
3. Леденящая

Какие чувства вызывает боль, какое воздействие оказывает на психику? (аффективная шкала)
14.
1. Утомляет
2. Изматывает
15.
Вызывает
1. Чувство тошноты
2. Удушья
16.
Вызывает чувство
1. Тревоги
2. Страха
3. Ужаса
17.
1. Угнетает
2. Раздражает
3. Злит
4. Приводит в ярость
5. Приводит в
отчаяние
18.
1. Обессиливает
2. Ослепляет
19.
1. Боль - помеха
2. Боль - досада
3. Боль - страдание
4. Боль - мучение
5. Боль - пытка
Как Вы оцениваете свою боль? (эвалюативная шкала)

20.
1. Слабая
2. Умеренная
3. Сильная
4. Сильнейшая
5. Невыносимая


Подклассы образуют три основных класса (шкалы): сенсорную, аффективную и эвалюативную (оценочную). Дескрипторы сенсорной шкалы (1-13 подклассы) характеризуют боль в терминах механического или термического воздействия, изменения пространственных или временных параметров. Аффективная шкала (14-19 подклассы) отражает эмоциональную сторону боли в терминах напряжения, страха, гнева или вегетативных проявлений.

Эвалюативная шкала (20 подкласс) состоит из пяти слов, выражающих субъективную оценку интенсивности боли пациентом, и представляет собой вариант вербальной ранговой шкалы. При заполнении опросника пациент выбирает слова, соответствующие его ощущениям в данный момент, в любом из 20 подклассов (не обязательно в каждом, но только одно слово в подклассе).

Каждое выбранное слово имеет числовой показатель, соответствующий порядковому номеру слова в подклассе. Подсчет сводится к определению двух показателей: индекса числа выбранных дескрипторов (ИЧВД), который представляет собой количество (сумму) выбранных слов, и рангового индекса боли (РИБ), являющегося суммой порядковых номеров дескрипторов в субклассах. Оба показателя подсчитываются для сенсорной и аффективной шкал раздельно и вместе (суммарный индекс).

По определению международной ассоциации по изучению боли "болевой порог (ПБ) - это минимальное болевое ощущение, которое можно осознать". Информативной характеристикой является также уровень болевой толерантности (порог переносимости боли - ППБ), определяемый как "наибольший уровень боли, который можно выдержать".

Название метода количественного исследования болевой чувствительности образуется от названия используемого в нем алгогенного стимула: механоальгометрия, термоальгометрия, электроальгометрия.

Чаще всего в качестве механического воздействия используют давление и тогда метод называется тензоальгометрией (долориметрией) При тензоальгометрии ПБ выражается в единицах силы давления отнесенных к единице площади (кг/см2). В зависимости от локализации измерений используют сменные насадки: в области головы и дистальных отделов конечностей диаметром 1,5 мм, а в области массивных скелетных мышц - 5 мм.

Тензоальгометрия осуществляется путем плавного или ступенчатого увеличения давления на тестируемую область тела. Болевое ощущение возникает в тот момент, когда сила давления достигает значений, достаточных для возбуждения Аб -механорецепторов и С-полимодальных ноцицепторов.

Определение ПБ и ППБ может дать важную клиническую информацию. Снижение ПБ указывает на наличие аллодинии, а снижение ППБ является признаком гиперестезии (гипералгезии). Периферическая сенситизация ноцицепторов сопровождается как аллодинией, так и гипералгезией, а центральная сенситизация проявляется преимущественно гипералгезией без сопутствующей аллодинии.

Р.Г. Есин, О.Р. Есин, Г.Д. Ахмадеева, Г.В. Салихова